Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Декаданс и символизм

Декаданс и символизм

В 1886 г. с «Манифестом символизма» Жана Мореаса рождается символизм («Сирты», 1885, «Кантилены», 1886).

После поражения 1870 г. и разгрома Коммуны в литературе наблюдается возвращение к внутреннему миру и мечте, чтобы избежать пессимистического видения истории Поля Бурже («Очерки современной психологии», 1883—1885) и Мориса Барреса («Культ Я», 1888—1891). Искусство и литература предстают прибежищем от реального мира, неприятного и враждебного. Понемногу реальность словно бы целиком уходит в формирующее ее мышление, в созерцающий ее взгляд. Это время возросшего интереса к Канту и Гегелю, доминирующего внимания к Шопенгауэру.

Писатели изучают воображаемые территории. Путешествия Жюля Верна, например, являются столь же чудесными, сколь и познавательными в области географии. Романтический реализм с его внушающей доверие достоверностью уступает место внутренним размышлениям и поэзии. Термин «символ», обобщающий философию и эзотеризм, используется повсеместно и не всегда уместно.

Декаданс

Декадентам кажется, будто они живут в канун гибели мира, по образу падения Римской империи. Различные формы Апокалипсиса приносят эстетическое наслаждение. Так, Дез Эссент в романе «Наоборот» (1884) Гюисманса (1848 — 1907) пускается на поиски утонченных чувственных удовольствий. С 1880 по 1885 гг. особенно сильно влияние Вердена на поэтов-декадентов, занимающихся лишь ироничным описанием «вырождающегося» общества. Жюль Лафорг (1860—1887) прерывает свои лирические излияния сарказмом, вызванным пессимистическим видением мира. Стихотворение меняет тон, открывая возможности для современной фантазии, в которой смешиваются ирония, откровенность и ностальгия («.Жалобы», 1887).

Символизм

пейзаж с помощью оттенков, в которых он видится, означает раскрыть тайну его души. Вся природа является, таким образом, неисчерпаемым запасом символов, которые позволяют выразить сущность «я», не вдаваясь в детали биографии.

Символисты пытаются освободить традиционную просодию от всех основных законов. Речь идет о группировке слов не только согласно логике, но и согласно ощущению, чтобы выразить впечатление, испытываемое одним лишь поэтом. Фиксированные формы являются помехой, вынуждающей поэта подавлять свое чувство. Именно интимное чувство поэта должно создавать сокращения, паузы, ограничивать длину стиха. Чаще всего ритм исчезает, заменяемый ассонансом, который особенно любит играть с немым "е". В это же время Эдуар Дюжарден открывает и использует внутренний монолог в романе «Лавры сорваны» (1887).

Однако в 1891 г. Мореас основывает — в противовес школе символистов — романскую школу, которая стремится возродить заветы Малерба. Успех «» (1893) Эредиа и «Сирано де Бержерака» (1897) Эдмона Ростана показывают, что публика остается приверженной привычным поэтическим формам.