Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Бальзак (1799 – 1850)

Бальзак

(1799 – 1850)

Оноре де Бальзак родился в Туре в 1799 г. В 1804 г. он сдает эк­стерном экзамены в Туре, в 1807—1813 гг учится в Вандомском колле­же, в 1813 г. поступает в пансион в Париже. В 1816 г. Бальзак становит­ся клерком в адвокатской конторе; параллельно он обучается на юри­дическом факультете. В 1819 г. он отказывается от учебы и решает це­ликом посвятить себя литературному творчеству. В 1822 г. зарождается связь с мадам де Берни. В 1823 г. Бальзак знакомится с либеральными писателями, в 1824 г. он уже сотрудничает с различными журналами, а в 1826 г. становится типографом и испытывает финансовые затруднения. В 1827 г. Бальзак входит в круг романтических писателей, в 1828 — 1831 гг. приобретает репутацию модного писателя. В 1832 г. он присо­единяется к партии легитимистов и начинает переписку с «иностран­кой», госпожой Ганской. В следующем году он встречается с Эвой Ган­ской в Невшателе. В 1837 г. писатель путешествует по Италии, в 1839 г. избирается председателем общества литераторов. В 1844 г. врач ста­вит ему диагноз «хронический менингит». В 1845 г. Бальзак путешеству­ет по Европе в обществе мадам Ганской. 14 марта 1850 г. они женятся. 18 августа 1850 г. Бальзак умирает; его хоронят на кладбище Пер-Лашез; надгробное слово произносит Виктор Гюго.

Реализм и воля

­ным писателем XIX в. Качественно и количественно он настолько соответствовал своей эпохе, что смешивал «победы» в своей жиз­ни с победами в литературе.

Для Бальзака творчество, в противоположность романтической доктрине, не рождается спонтанно, из вдохновения. Оно является плодом длительного созревания, делающего художника настоя­щим мастером. К тому же Бальзака больше привлекает абсолют, чем бесконечность. Отсюда его любовь к определению «несрав­ненное», характеризующее высшее изумление существом или пред­метом, который способен увидеть лишь истинный художник. По­этому Бальзак испытывал к реальности нечто вроде мистического обожания. Преклонение перед реальностью побуждает его не до­верять природному воображению, «жертвой» которого он себя; считает. Чтобы лучше подчинить «самого жестокого врага», художник обращается к воле — одновременно теме и двигателю произведения, порой соответствующей сверхчеловеческой силе (страсть, власть, деньги), берущей верх над персонажами. Таким образом, персонажи у Бальзака не просто серия психологических данных, они становятся силами концентрирующимися, а затем обретающими свободу.

Призвание — роман

Первые литературные попытки Бальзака соответствуют моде, того времени: он пробует себя в стихотворной форме, как в по­эзии, так и в театре, но безуспешно. Его также привлекает анг­лийский черный роман и исторические романы Вальтера Скотта. Но Бальзак изменяет традиционные законы и изобретает новую форму романа, в которой присутствуют одновременно все «жан­ры»: «Что до меня, я становлюсь под знамена литературного эк­лектизма и вот почему: я не верю в описание общества, возмож­ное благодаря суровому методу литературы XVIII в. <...>. Введение элемента драмы, образа, изображения, описания, диалога кажет­ся мне необходимым в современной литературе».

Предметом романа является история, противостоящая своей правдой и строгостью роману, в котором царят вымысел и веро­ятность. Тем не менее именно благодаря роману Бальзак выходит за рамки этого противопоставления. Далекий от нагромождения элементов, романист должен описывать «причины, порождающие факты», иными словами — «тайны человеческого сердца».

­вами д'Артеза в «Утраченных иллюзиях» (1837—1843), можно ска­зать, что видение Бальзака становится «двусторонним» (билате­ральным): в его письме смешиваются и запутываются реальность и вымысел. История учит Бальзака важности «наблюдения», ро­ман — важности «воображения», но новым произведение стано­вится только благодаря «конструкции». Бальзак не просто копиру­ет реальность, он старается создать особый, чисто художествен­ный мир. Так, техника повторения персонажей, которую Бальзак открывает в 1833 г., позволяет объединять произведения в целый ансамбль, описывающий не отдельное явление, а все современ­ное французское общество, которое само является аналогией лю­бого общества и человечества в целом.

«Человеческая комедия»

«сравнение между человеческим и животным миром», «социальными видами» и соответствие их «ви­дам зоологическим». Зависящее одновременно от анализа и чуда, произведение создает типы — единственное литературное сред­ство, позволяющее понять суть людей. «Человеческая комедия» со­стоит из следующих разделов.

«Этюды о нравах», включающие шесть книг («Сцены частной жизни», в том числе «Полковник Шабер», 1832; «Отец Горио», 1834; «Сцены провинциальной жизни», в том числе «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии», 1837 —1843; «Сцены парижской жиз­ни»: «Кузина Бетта», 1846; «Кузен Лоне», 1847; «Сцены полити­ческой жизни»; «Сцены военной жизни»; «Сцены деревенской жизни»: «Сельский врач», 1833; «Лилия долины»,

«Философские этюды», включающие повести, которым Бальзак придает особое значение («Неведомый шедевр», 1831; «Шагре­невая кожа», 1831; «Луи Ламбер», 1833; «Балътазар Клаас, или По­иски абсолюта», «Серафита», 1835).

«Аналитические этюды» («Физиология брака», 1829 и «Мелкие не­взгоды супружеской жизни», 1855 поем.).

Воздавая должное Гофману, Бальзак придумывает новую фанта­стику. Он первым постиг фантастику не как литературный жанр, а как проявление реальности. Связь между фантастикой и реально­стью, по мнению Бальзака, в точности повторяет связь «следствие — причина». Острота бальзаковского взгляда превращает произведе­ние в фантастический источник правдивых описаний, чистый обра­зец дидактической поэзии. Реальность, превращаемая в литературу, доводимая благодаря эпическому дыханию до невероятного накала, отдает свою скрытую правду, свою фантастическую сторону.

Стиль Бальзака

­телем своего времени, но документом и памятником. Многочис­ленные исправления, вносимые Бальзаком в свои произведения, говорят о том, что он стремился добиться точности терминов и строения фраз. Любой бальзаковский роман может читаться как история, где на первое место автор ставит словесный аспект про­изведения благодаря многочисленным рассуждениям, частому об­ращению к читателю, повествованию от лица одного или несколь­ких персонажей, превращающих текст в некое грандиозное со­оружение. В этом триумфе повествования и в этой победе над фор­мой творчество Бальзака обретает свой принцип. «Человеческая ко­медия», как любой роман Бальзака, превращается в огромную «ис­торию», целую «поэму», сравнимую с поэмами Гомера и, конеч­но же, Данте.

«Шуаны, или Бретань в 1799 году»

Конец сентября 1799 г.: группу рекрутов, конвоируемых солда­тами Республики («синие мундиры») под командованием пол­ковника Юло, освобождают между Фужером и Майенной шуаны, которых возглавляет юный аристократ маркиз де Монторан по про­звищу «Молодец». Последние дни брюмера: Юло против воли выполня­ет приказ охранять экипаж с двумя дамами (Мари де Верней и ее слу­жанкой Франсиной), которых сопровождает штатский по имени Коран-тен. Между Мари и Молодцом, встретившимся на постоялом дворе, вспыхивает любовь, несмотря на то, что они находятся в разных поли­тических лагерях. Укрывшись в Фужере, месте жестоких боев между «синими» и шуанами, Мари узнает от Корантена, что Молодец предал ее, и слишком поздно осознает обман. Мари и Молодец убиты «сини­ми» практически сразу после того, как священник скрепил их союз.

Отверженные, невежественные, суеверные крестьяне-шуаны принадлежат краю, чью «индустриальную бесхозяйственность» подчеркивает Бальзак. Это мир, в котором страсти выражаются с яростной непосредственностью. Действующие скрытно женщины играют здесь очень важную роль. Благодаря им историческая ре­альность представляется вереницей обманов и иллюзий: все ста­новится «ловушкой для души, ловушкой для чувств». Война отсту­пает на второй план. Начинается эпоха полицейского режима (в лице Корантена, доверенного лица министра Фуше), эпоха подо­зрений и предательств. Настоящие битвы современного мира ве­дутся в пространстве частной жизни, открытой для вмешатель­ства полиции.

«Отец Горио»

1819 г. студент юридического факультета Эжен де Растиньяк заинтригован поведением таинственного сорокалетнего посто­яльца Вотрена и долгожителя пансиона папаши Горио. Отвергнутый своими дочерьми Анастази (ставшей графиней де Ресто) и Дельфиной (баронессой де Нусинген), этот бывший «вермишельщик» разорился, чтобы удовлетворить их капризы. Растиньяк ухаживает за госпожой де Нусинген. Два жителя пансиона, Пуаре и мадемуазель Мишоно, наде­ясь получить награду, помогают полицейскому Гондюро пролить свет на личность Вотрена, беглого каторжника по имени Обмани-Смерть. У ос­тавленного дочерьми отца Горио случается удар. Он умирает, всеми за­бытый. За его гробом идут лишь Растиньяк и Бьяншон, студент-медик. На кладбище Пер-Лашез Растиньяк дает клятву покорить Париж любой ценой.

«Отец Горио» — роман, в котором постепенно приподнимает­ся завеса тайны. Места и персонажи сохраняют присутствие некой загадки, глубоко вплетенной в недра Парижа 1819 г. Растиньяк, обладающий ясной трезвостью взгляда, порожденной трудом и нищетой, становится «разгадывателем тайн». Параллельно раскры­вается другая правда, правда человека и светского общества, бла­годаря которой произведение читается как учебник по поведению в свете. Глазами Растиньяка мы смотрим на общество, управляе­мое деньгами. Моральный критерий находится за пределами ро­мана, поэтому в предисловии Бальзак защищается от обвинений в безнравственности. Светское общество, не будучи ни хорошим, ни плохим, просто существует — смысл романа заключается как раз в том, чтобы ощутить его присутствие. «Отец Горио» ­ствует концентрацию драматических эффектов, единство места и композицию, ведущую через кульминацию к роковой развязке.

«Лилия долины»

1827 г.: Феликс де Ванденес соглашается «раскрыть» свое прошлое Натали де Манервиль. В мае 1814 г. юный Феликс встречает на балу в Туре женщину, чья красота повергает его в изумление. Он вновь встречает незнакомку в долине реки Эндр. Между Анриеттой де Морсоф и Феликсом завязывается чистая дружба, осно­ванная на общих духовных интересах.

В октябре 1814 г. Феликс в Париже замечен королем и становится членом Государственого совета.

­сивой англичанки, леди Арабеллы Дадли. Анриетта узнает об этой связи и заболевает. Узнав, что молодая женщина при смерти, Феликс торо­пится к ней. После мучительной внутренней борьбы Анриетта умирает незапятнанной.

­собна соперничать с воспоминанием о двух необыкновенных женщинах и предпочитает не вступать в союз, ведущий, как она считает, к краху.

Благодаря близости к биографии самого автора, благодаря тон­кому анализу любовного феномена в его связи с жизнью, обще­ством и мирозданием этот роман является свидетельством труда писателя, ищущего и строящего себя с помощью произведения искусства.

«Лилия долины» обладает всеми чертами сентиментального ро­мана. Молодой человек делает первые шаги в жизни и отдается любви к замужней женщине, которая остается верной мужу и де­тям, а своему протеже отвечает материнской любовью. Однако в душе Анриетты идет бой между разумом и плотью. Узнав, что Ара­белла не уважает, как она, материнство, она испытывает «момент ужасного сомнения», подобный колебанию Христа в Гефсиманском саду. Показывая здесь то, что предисловии к «Человеческой комедии» названо «сложной задачей вызвать интерес к добродетель­ной особе», Бальзак сумел соединить хорошую литературу с пре­красными чувствами, выразив в этом глубоко несовременном и сокрушающем все устои произведении свои самые интимные ре­лигиозные чувства, которые он резюмирует в одном предложении в письме к госпоже Ганской: «Я понимаю католицизм как поэзию».