Приглашаем посетить сайт

Лифшиц М.: Художественный метод Бальзака
Часть 1.

1

Коммунизм имеет свою точку зрения на прошлое человеческой культуры, свои критерии для оценки различных представителей истории общественной мысли, науки, искусства. Такие фигуры, как Гегель в области философии, Рикардо в политической экономии, Бальзак в художественной литературе, впервые были по-настоящему поняты лишь теоретиками коммунистического движения. Известно, что Маркс и Энгельс высоко ставили реализм Бальзака. Его произведения служили для них одним из источников познания действительности. Об этом с непререкаемой ясностью говорит Энгельс в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс. Не удивительно, что романы Бальзака пользуются особой популярностью в нашей стране. Как настоящие произведения искусства они расширяют кругозор читателя, помогая ему узнать реальный исторический путь общественного бытия и сознания.

Бальзак написал очень много. Одна лишь "Человеческая комедия" содержит свыше девяноста произведений. Это настоящая энциклопедия буржуазного общества, целый мир, созданный воображением художника по образу и подобию мира действительного. У Бальзака есть своя общественная иерархия: дворянские и буржуазные династии, министры и генералы, банкиры и преступники, нотариусы и прокуроры, попы и кокотки всех рангов, великие писатели и литературные шакалы, баррикадные бойцы и служители полиции. В "Человеческой комедии" около двух тысяч действующих лиц, многие из них переходят из романа в роман, постоянно возвращаясь в поле зрения читателя.

Но, несмотря на такое разнообразие действующих лиц и положений, тема произведений Бальзака всегда одна и та же. Он изображает трагедию человеческой личности под гнетом неумолимых антагонистических законов буржуазного общества. Эта тема и соответствующий ей способ изображения есть самостоятельное открытие Бальзака, его действительный шаг вперед в художественном развитии человечества. Он понимал оригинальность своей литературной позиции. В предисловии к сборнику своих произведений 1838 года Бальзак излагает ее следующим образом: "Автор ждет других упреков, среди них будет и упрек в безнравственности; но он уже точно разъяснил, что одержим навязчивой идеей описать общество целиком, таким, как оно есть: с его добродетельными, почетными, великими, постыдными сторонами, с путаницей его смешанных сословий, с неразберихой принципов, с его новыми потребностями и старыми противоречиями… Он подумал, что не оставалось больше ничего удивительного, кроме описания великой социальной болезни, а она могла быть описана только вместе с обществом, так как больной - это сама болезнь" (281).

Историческим содержанием романов Бальзака была эпоха между 1789 и 1848 годами, время первого, бурного взрыва противоречий капиталистического строя. Чудовищная извращенность буржуазной цивилизации, причудливые контрасты между блеском и нищетой, развитием промышленности и бедствиями прогресса впервые с необычайной яркостью возникли перед сознанием народов. В буржуазном обществе все превратно, все поставлено на голову. "Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы" . Победа финансовых плутней над честным трудом, талантом и силой характера, союз богатства и преступления, победа низости на вершине общественной пирамиды - таковы разнообразные признаки этой социальной болезни, которую Бальзак описывал с бесстрашием истинного художника.

общества, но достигает своей высшей точки лишь в наше время. "Развращенность высших сфер, - говорит Бальзак в романе "Блеск и нищета куртизанок", - несмотря на результаты, блещущие золотом, и их благовидные основания не бесконечно ли гнуснее, чем отвратительная, почти личная развращенность низших сфер, некоторые черты которых делают комической или, если угодно, угасающей нашу повесть. Правительство, пугающееся всякой новой мысли, изгнало из театра элемент злободневного комизма. Буржуазия, менее либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей "Женитьбы Фигаро", запрещает играть политического Тартюфа и, конечно, не позволила бы теперь играть Тюркаре, так как Тюркаре стал властелином. С тех пор комедия рассказывается, и книга становится менее скорым, но более верным оружием поэтов".

Сильнее всего Бальзак в описании психологических последствий нечистого господства буржуазии ("Крестьяне"). В романе "Евгения Гранде" стяжательство настолько овладело старым ростовщиком, что все его чувства, даже любовь к единственной дочери, как бы омертвели под влиянием жажды золота. Умирая, старик Гранде судорожно хватает золотое распятие, поднесенное ему священником. Жуткая, почти фантастическая сцена, как и многое у Бальзака. Но чудовищность созданных им образов не противоречит глубокому реализму "Человеческой комедии". Наоборот, этот гротеск, эта немыслимая условность созданий Бальзака верно отражают зловещую, но вполне реальную фантастику всего товарного мира, мира частной собственности и отчуждения человека. В фантастических образах Бальзака больше правды, чем у целой дивизии писателей, воображающих, что реализм заключается в так называемом мастерстве показа, то есть в пустопорожней наблюдательности. Герои Бальзака, как и сам художник, - выдающиеся люди, далекие от посредственности, настоящие гиганты мысли и дела; они поставлены в положения глубоко типичные, но не обыденные, а исключительные. Бальзак не боится той правильной абстракции, которая, по замечанию Ленина, отражает действительность глубже и полнее, чем множество поверхностных наблюдений. В основе его картины мира лежит реализм внутренней правды, а не внешнего правдоподобия.

Сейчас, когда время общих рассуждений в пользу реализма в нашей литературе уже прошло, нужно учиться видеть разницу между этими явлениями. Реализм, написанный на знамени социалистического искусства, - это прежде всего любовь к правде, правде познания и правде действия. Стремление к истине, не только истине теории, но и к истине в смысле социальной справедливости, питало таких людей, как Стендаль и Бальзак, Гоголь и Салтыков-Щедрин. Они относятся к действительности с героической твердостью, в этом их реализм. Правда, слово реализм нередко употребляется в более узком, профессионально-ограниченном смысле - для обозначения определенной литературной манеры, идущей в какой-то мере от Флобера и еще более от Золя. Но разве можно назвать писателя реалистом лишь потому, что он усвоил некоторые литературные навыки и с безразличием профессионала готов применять их к любому предмету? С другой стороны, разве можно исключить из области реализма такие произведения, как "Шагреневая кожа" Бальзака или "Сказки" Салтыкова-Щедрина? Так называемый реализм второй половины XIX века, реализм как литературное направление, - только одна из ветвей, и притом далеко не самая лучшая, на могучем дереве мирового искусства; художественная литература реалистична, то есть правдива во всех своих высоких проявлениях.

Гёте и Гегелю, Бальзак не понял, да и не мог понять значения первых шагов революционного пролетариата. Он целиком относится к предшествующей эпохе, и творчество великого реалиста несет на себе отпечаток ее противоречий. В поисках средства борьбы против развращающей силы буржуазии Бальзак колеблется между аграрными утопиями Фурье и феодальным социализмом. Одна из самых реакционных партий современной Франции - Аксион Франсез - считает его своим предшественником. Но достаточно прочесть роман "Крестьяне", чтобы убедиться в том, как мало общего между старым французским писателем и современными трублионами реакции. "Крестьяне" - первое произведение мировой литературы, в котором разрушены пасторальные идиллии просветителей и романтиков, показана классовая борьба в деревне. И как показана! В "Крестьянах" обитатели сельских лачуг рассуждают, как политические мыслители, а богатые владельцы поместья Эг, ослепленные своими классовыми иллюзиями, останавливаются в молчаливом изумлении перед непонятной, почти мистической превратностью событий. Бальзак сочувствует им, он опасается гибели всех ценностей старой культуры в разгуле собственнического свинства, воспитанного буржуазией в душе французского крестьянина - призрачного собственника своего маленького клочка земли. Однако, сочувствуя своим друзьям, Бальзак нередко показывает, как, несмотря на благоприятные условия рождения и воспитания, любезные его сердцу аристократы обнаруживают моральные качества последнего разбора. Они - "труха, одетая в бархат".