Приглашаем посетить сайт

Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)
Поль Верлен

Поль Верлен

Поль-Мари Верлен(1844-1896)-одиниз величайших французских лириков, еще при жизни получил титул "певца упадка и печали". Да и сам он не единожды причислял себя к "проклятым поэтам", существующим "без завтрашнего дня". Без сомнения, в его творчестве с предельной искренностью и полнотой выразились острое ощущение трагизма жизни, чувства разочарованности, усталости, безысходности - те "сумеречные" настроения "конца века", которые овладели значительной частью французской интеллигенции в этот период.

Верлен родился в г. Меце в семье военного инженера, учился в парижском лицее Бонапарта, после его окончания служил в различных учреждениях. В 1863 г. он публикует свое первое стихотворение "Господин Прюдом", в котором рисует сатирический портрет французского буржуа. В 1870 г. Верлен [43] женится на девушке из буржуазной семьи и посвящает ей один из лучших своих сборников "Добрая песня".

В это же время поэт сближается с молодыми литераторами, будущими коммунарами, и активно сотрудничает в оппозиционных режиму изданиях. Верлен полон радостного ожидания грядущих перемен, верит в возможность осуществления идеалов Свободы, Равенства и Братства. Он всем сердцем приветствует Коммуну и стремится непосредственно участвовать в ее делах, возглавив "бюро прессы" парижской ратуши.

После событий "кровавой недели", опасаясь преследований, Верлен вынужден покинуть Париж и возвращается в столицу лишь осенью 1871 г. Он тяжело переживает разгром Коммуны и крушение связанных с нею надежд, погружается в отчаяние и апатию, много пьет, нарастает его отчужденность и одиночество в семье. Тогда же происходит его знакомство с 17-летним А. Рембо, которого Б. Пастернак назвал "злым гением" Верлена. Этот "сын солнца", отвергавший все общепринятые нормы морали, сыграл важную роль в жизни поэта. Под его влиянием Верлен порывает с семьей и отправляется бродяжничать по дорогам Франции, Бельгии, Англии.

Они влачат полуголодное существование, живут случайными заработками, находят приют в ночлежках, часто попадают в больницы. И вместе с тем именно Рембо, мощный и самобытный художник, помог Верлену в полной мере раскрыть его лирическое дарование, найти собственные поэтические темы. и интонации. Два совместно проведенных года стали самыми плодотворными в творческой биографии поэта.

Дружба эта имела трагический финал: летом 1873 г. в Брюсселе во время ссоры Верлен легко ранит Рембо выстрелом из пистолета, за что приговаривается бельгийским судом к двухгодичному заключению. В тюрьме поэт переживает глубокий духовный кризис и, пытаясь найти нравственную опору для себя, обращается к христианству. Он пишет стихотворения, проникнутые философским и религиозным содержанием и по форме близкие к молитве, проповеди (позднее они войдут в сб. "Мудрость", 1881).

Возвратившись во Францию, Верлен пытается работать, [44] много пишет (хотя до 1882 г. ему не удалось опубликовать ни одного своего стихотворения), становится широко известен в литературных кругах, приобретает много поклонников и учеников. В 1894 г. его даже избирают "королем поэтов" вместо умершего Леконта де Лиля. Однако это не спасает Верлена от нищеты. Последние годы жизни проходят между тюрьмой, куда он попадает за драки и пьяные скандалы, и больницей для бедных, в которую его часто приводит вконец расстроенное здоровье. В 1896 г. в больнице же поэт и умирает, скандально знаменитый.

Свою литературную деятельность Верлен начинает в традициях романтизма, парнасской школы и Бодлера. В его первом сборнике "Сатурналии" (1866) присутствуют характерные для них противопоставление яркого прошлого бесцветному настоящему, эстетизация действительности, особая пластичность и гармония формы, излишняя риторичность стиха. Однако уже в этих ранних стихотворениях проявляется глубокое своеобразие видения мира, основу которого составляет интуитивное постижение того, что "поет внутри", угадывается стремление поэта слить впечатление от действительности с образами душевных состояний, возникает неповторимая мелодия верленовской строфы, предваряющие будущую импрессионистическую лирику. В этом отношении показательно стихотворение "Осенняя песня", получившее хрестоматийную известность:

 

Издалека

Льется тоска

Скрипки осенней -

 

И, не дыша,

Стынет душа

В оцепененье.

Час прозвенит -

И леденит

Отзвук угрозы,

[45]

 

А помяну

В сердце весну -

И до утра

Злые ветра

В жалобном вое

Кружат меня,

Словно гоня

С палой листвою.

Пер. А. Гелескула

Здесь пейзаж предельно субъективен, он призван выразить переживания и настроения лирического героя, для которого осень олицетворяет усталость, одиночество, приближающуюся старость и смерть. Меланхолическое содержание подчеркивается с помощью ритмического рисунка, характерной лексики, звукового оформления стихотворения со строкой в три или четыре слога и изысканной системой рифм. (Ни одному из русских переводчиков не удалось в полной мере, сочетать образную и лексическую точность с музыкой верленовского стиха. Поэт Семен Кирсанов предлагал ограничиться лишь аналогичным способом обработки слова средствами русского языка. Поэтому в выборе русских переводов мы отдаем предпочтение тем из них, которые лучше других передают общую тональность лирики Вердена и ее музыкальность.)

Замечательным созданием любовной лирики Верлена является сборник "Добрая песня". В его стихотворениях реальный, прозаический мир, согретый глубоким и искренним чувством лирического героя, как бы преображается, наполняется светом, приобретает особую поэтичность и выразительность:

 

От лампы светлый круг, софа перед огнем,

И у виска ладонь, и счастье быть вдвоем,

Когда легко мечтать, любимый взор встречая,

И книгу ты закрыл, и вьется пар от чая,

[46]

И сладко чувствовать, что день умчался прочь,

И суету забыть, и встретить вместе ночь,

Союзницу любви, хранительницу тайны.

Как тянется душа в тот мир необычайный,

Считая каждый миг и каждый час кляня.

Из тины тусклых дней, опутавших меня.

Пер. В. Левика

"Поэтическое искусство" (1874), название которого пародийно повторяет заглавие классицистического трактата Буало, представляет собой манифест импрессионизма, хотя сам поэт и "не предполагал теоретизировать".

В полном соответствии с задачей, стоящей перед импрессионистическим произведением (передать впечатление от предмета, выразить чувства, настроения автора), Верлен предлагает средства, способные ее реализовать: музыкальность ("Так музыки же вновь и вновь!"), неопределенность образов ("Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело"), размытость тонов, красок ("Всего милее полутон"), намеренную неточность слова ("Всех лучше песни, где немножко и точность точно под хмельком").

Особенно настаивал Верлен на музыкальности, ибо стихотворение, являясь непосредственным излиянием души поэта, должно быть обращено не к разуму, а к чувству читателя. Оно должно, как музыка, "внушать"," а не рассказывать. Это требование сближает импрессионизм с символизмом.

"Песни без слов" (1874) и были практической реализацией импрессионистических установок Верлена. Сборник состоял из стихотворений, не столько рисующих картины природы, сколько передающих внутреннее состояние поэта, т. е. импрессионистических пейзажей его души. Приметы реального мира присутствуюту Верлена, но поэт выделяет в нем лишь то, что в данный момент является источником его впечатлений. [47]

Тем самым стихотворения превращаются в эмоциональные эскизы, этюды, зарисовки, фрагменты, не связанные единой темой и логическим развитием.

Необычайная музыкальность, на которой так настаивал Верлен, достигается при помощи повторений, аллитераций, внутренней рифмовки, особым сочетанием французских гласных, согласных и носовых звуков, введением нечетных, 9 и 11-сложных размеров:

 

И в сердце растрава,

И дождик с утра.

Откуда бы, право,

Такая хандра?

О дождик желанный,

Твой шорох - предлог

Душе бесталанной

Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина

И сердца вдовство?

Хандра без причины

И ни от чего.

Хандра ниоткуда,

Но та и хандра,

Когда не от худа

Пер. Б. Пастернака

Меняется конструкция стихотворения, его синтаксис. Логически завершенные, развернутые, двусоставные предложения сборника "Добрая песня" уступают место укороченным, односоставным предложениям, насыщенным существительными, различными средствами выражения неопределенности, неясности. Такие словесные мазки-предложения напоминают живописные мазки художников-импрессионистов. Характерно стихотворение, открывающее сборник "Песни без слов": [48]

 

Это - желанье, томленье,

Страсти изнеможенье,

Шелест и шорох листов,

Ветра прикосновенье,

Это -

Тоненький хор голосов.

Пер. Э. Липецкой

В нем есть также цикл "бельгийских зарисовок", схожиx c полотнами К. Моне и К. Писсарро. В них трудно найти конкретные приметы реальной Бельгии, но богатая цветовая гамма прекрасно передает впечатление поэта от страны, его настроение:

 

То розоваты, то зелены,

Пляшут холмы и расселины,

В беге сливаясь с откосами.

В золоте дали глубокие

Тускло горят багряницами.

Хохлятся сирыми птицами.

И, провожающий с мукою

Эти приметы осенние,

Пер. А. Гелескула

Импрессионистическая лирика 1Ц>лена с трудом поддается адекватному переводу на другое языки. Брюсов, к примеру, сокрушался, что в его переводе "Песни без слов" превращаются в "слова без песен". На русский язык их переводили также Б. Пастернак, А. Гелескул, А. Эфрон и др.; на белорусский - М. Богданович, О. Лойко, С. Лиходиевский, Ю. Гаврук.

"Песни без слов", являясь классическим образцом литературного импрессионизма, в то же время прокладывали дорогу символизму в его религиозной модификации. [49]

В сборниках 80 - 90-х гг. ("Мудрость", 1881; "Далекое и близкое", 1884; "Любовь", 1888; "Параллельно", 1889; "Счастье", 1891; "Интимные литургии", 1892) центральный план образа составляет не душа человека, а Бог, "невидимое и потустороннее". Стихотворения превращаются в "странные намеки и трудно понимаемые картины, внутреннее значение которых едва ли понятно и самому творцу" (Горький).

музыкальностью стиха.