Приглашаем посетить сайт

Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)
Джозеф Конрад

Джозеф Конрад

Настоящее имя писателя Джозефа Конрада (1857 - 1924) - Теодор Юзеф Конрад Коженевский, и по происхождению он поляк, сын сосланного в Вологду повстанца. С детства Конрада тянуло к морю. Из Польши он уезжает в Марсель, чтобы наняться матросом на парусное судно, потом переходит в торговый английский флот, где дослуживается до звания капитана дальнего плаванья. В 1884 г. принимает британское подданство. В одном из плаваний Конрад заболевает тропической лихорадкой, и это вынуждает его подать в отставку и сойти на берег.

Знавший несколько иностранных языков, Конрад довольно поздно в совершенстве овладел английским, и в первыx произ- [271] ведениях выглядит для истинных британцев писателем-иностранцем: заметно неправильное построение фраз, встречаются архаизмы, ощущается чрезмерное стремление обогатить текст разнообразными эпитетами.

В литературе Конрад дебютировал довольно поздно - в 36 лет. Он служил капитаном корабля, на котором путешествовал Джон Голсуорси, и отдал рукопись романа "Каприз Олмейера" /1895/знаменитому автору, а тот, в свою очередь, рекомендовал ее издателю. Теплые отношения между ними сохранились на всю жизнь.

и Азию снабдили писателя материалом и богатыми, но крайне противоречивыми впечатлениями.

Его герои часто попадают в экстремальные условия, которые требуют от них отваги, мужества, подвига. Эти люди страдают, остро переживают любовь, измены, столкновения с дикой природой и человеческой подлостью. Служба на флоте явилась для Конрада хорошей школой жизни. Когда он пишет о моряках, то делает это с такой профессиональной точностью, что у читателя не возникает сомнения в истинности происходящего.

Его описания сродни импрессионистским зарисовкам, писатель знал многих живописцев этой школы и высоко ценил их искусство. В его произведениях особое внимание уделяется моментальным впечатлениям, оттенкам, нюансам, полутонам, точному выбору лексики и отдельного слова, несущего на себе особую эмоциональную нагрузку в тщательно выстроенной конструкции. Недаром Конрад так увлекался поэзией Верлена и Бодлера, хорошо знал творчество А. Жида, с которым был близко знаком, чтил психологическую прозу Г. Джеймса и многому учился у него. Отсюда вытекает основной эстетически?! принцип художника - стремление к синтезу искусств: живописи, музыки, скульптуры, литературы.

В романе "Негр с "Нарцисса" /1897/ и сборнике "Рассказы о непокое" /1898/ Конрад нарисовал мужественных туземцев, сражающихся [272] за независимость. Эти люди сохраняют честь и достоинство - качества, не свойственные европейским завоевателям. Уже в первых книгах писателя очевиден разрыв между личной и общественной моралью, постановка жгучих нравственно-этических проблем.

Роман "Лорд Джим" /1894/ принес Конраду настоящую славу. Герой произведения, молодой моряк, поставлен перед сложным выбором. Вместе с другими он покинул тонущий корабль, на котором остались люди. Шкипер - единственный человек, испытывающий муки совести. Все остальные сумели уйти от юридической ответственности, а Джим предстает перед судом, надеясь, что юристы смогут выяснить причину злодеяния. Описывая ход разбирательства, Конрад не только критикует бесчестное поведение командного состава судна "Панта", но и разоблачает суть британского правосудия, которое явно не стремится к истине.

глубинные пласты психологии человека в различные периоды бытия. С точки зрения автора и, конечно, рассказчика, высокая нравственность Джима обрекает его на трагическую судьбу. Все многочисленные характеры, созданные Конрадом, - Браун, Брайерли, Штейн и др. /с этими образами связана сложная система психологических отступлений в романе/, казалось бы, существуют лишь для того, чтобы оттенить душевную красоту шкипера, его стремление быть в мире с самим собой и выйти победителем в моральной пытке.

В построении этого образа весьма ощутимо влияние неоромантических идей Стивенсона, прославлявшего неординарных личностей, вступающих в схватку с жестокой действительностью. Произведениям Конрада свойственна и особая исключительность, а точнее, пограничность ситуаций, умение поднять героев над обыденностью, объяснить их поведение с удивительной психологической достоверностью, утверждая идеал вопреки обстоятельствам.

Капитан Марлоу, "главный голос" сообщающий свою "точку зрения" в " Лорде Джиме", является повествователем и в [273] повести "Юность" /1902/. Здесь он рассказывает о романтике авантюрных приключений добродушно и иронически. Однако в повести /некоторые критики называют это произведение романом/ "Сердце тьмы" IX 902/, созданной на основе африканских впечатлений Конрада, ранее зафиксированных в "Дневнике Конго" /1890/, капитан выступает в роли беспристрастного рассказчика, а иногда и жестокого судьи. Названные произведения имеют антиколониальную направленность и раскрывают суть действий европейцев на "черном" континенте, где человеческая жизнь ничего не стоит. При добыче слоновой кости завоеватели, подобные Куртсу, готовы даже на расстрел мирного населения, ибо, по словам автора, они уже "захватили все, что могли захватить ради наживы". Рассказ "Аванпост цивилизации", написанный на африканском материале, продолжает антиколониальную тему.

Повесть "Тайфун" /1902/ принесла Конраду широкую популярность и даже стала для англичан своеобразным символом выживания нации. Они сравнивали корабль, оказавшийся в бушующем океане, с любимой отчизной. В этом произведении повествуется о сражении судна под командованием капитана Мак-Вира с разбушевавшейся стихией. Благодаря его личному мужеству, выносливости, умению организовать и подбодрить в тяжелую минуту людей корабль держится на плаву, побеждает слепую природу. Конрада поглощает сама идея борьбы с роком, судьбой перед лицом смертельной опасности. С точки зрения писателя настоящий человек, которому присущи духовная одержимость и бойцовские качества, никогда не пасует в пограничной ситуации и может потерпеть поражение только в нравственном аспекте / идеи, близкие экзистенциалистам XX века/.

"Ностромо" /1904/ - своего рода антиутопия. Действие происходит в придуманном Конрадом южноамериканском государстве Констаган, где царят жестокая диктатура и произвол властей, что, естественно, вызывает недовольство коренных жителей и приводит к восстанию. Но Конрад остается верен идее, что предназначение человека трагично, что ему , в конечном счете, уготовано одиночество, и поэтому Ностромо, возглавивший революционное выступление, гибнет. [274]

Славянское происхождение во многом определило интерес Конрада к русской литературе, и в частности к творчеству Ф. М. Достоевского /хотя с его книгами романиста впервые познакомил А. Жид/, которого он читал в оригинале, особенно выделяя в наследии русского классика блестящее произведение "Бесы". Роман "Глазами Запада" /1911/, по словам автора, явился попыткой "противостояния" "нелепым россказням о русских революционерах". Изобразив народовольца Разумова, показав его склонность "выносить с помощью мистических выражений любую проблему за пределы понимания", Конрад тем самым все же исказил суть характера, близкого по своим духовным исканиям герою "Преступления и наказания" Родиону Раскольнико-ву.

Кроме явного подражания Достоевскому /к сожалению, не всегда удачного/, в этом романе ощутимо и влияние поэтики Генри Джеймса, сказавшейся в контрасте ритмов повествования, в использовании метода потока сознания, передаче тонких психологических переживаний героев. Повествователь в произведении - старый преподаватель лингвистики - пытается разобраться в перипетиях трагических судеб героев, которые действуют по "модели", созданной русским писателем, - смириться, пострадать и страданием очиститься. Абстрактно понимая добро и не видя путей для его победы в жестоком мире, Конрад приводит своих персонажей-студентов к покаянию, ибо, по его мнению, человек, преступивший законы чести, не имеет права на существование. Вполне естественно, что нравственный максимализм дурных поступков не оправдывает, какой бы богатой ни была при этом жизнь духовная, которая мыслится автором как нечто раздельное по отношению к жизни внешней.

Сборник "Сухопутные и морские рассказы" /1912/ и роман "Победа" /1915/ убеждают читателя, что только вдали от цивилизации может быть сохранена истинная человечность. Последние [275] произведения "Случай" /1913/ и "Теневая сторона" /1917/ указывают на растущий внутренний разлад художника с миром. Широко известен Конрад и как литературный критик /писал о Доде, Мопассане, Франсе, Голсуорси, Тургеневе/.