Приглашаем посетить сайт

Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)
Джон Голсуорси

Джон Голсуорси

Джон Голсуорси (1867 - 1933) - лауреат Нобелевской премии, автор 170 произведений в различных жанрах - родился в аристократической семье, получил среднее [248] образование в привилегированном Хэрроу, а высшее, юридическое, в Оксфордском университете. Он является наследником лучших традиций классического английского реализма (Диккенс, Теккерей), учился у Бальзака и Золя, увлекался творчеством Мопассана и Флобера. Однако особой любовью писателя всегда пользовалась русская литература, особенно художественное наследие Тургенева и Л. Толстого, которое он так высоко чтил. Голсуорси всегда являлся приверженцем гуманистических традиций. Изображение типических героев в типических обстоятельствах перемен, которые происходили на рубеже XIX - XX вв. в Англии и во всем мире, помогло ему стать новатором в области прозы и драматургии.

Не следует искать у писателя отзвуки революционных идей и манифестов, его происхождение, положение в обществе, принадлежность к "верхушке среднего класса" определили буржуазно-демократические настроения, присущие многим представителям британской интеллигенции. Как реалист, Голсуорси сделал в литературе значительно больше, чем многие из его "воинствующих" собратьев по перу, отразив суть своей среды, своего класса, а главное -суть института собственничества. Первые литературные опыты художник сам признавал неудачными, а поэтом, отказался включить сборник рассказов "Со стороны четырех ветров" (1897) и роман "Джоселин" (1898), изданные под псевдонимом Джон Сиджон, в собрание сочинений.

Самобытность Голсуорси, желание следовать лучшим образцам мировой литературы впервые проявились в романе "Вилла Рубейн"(1900), в котором прослеживается глубокое увлечение автора Тургеневым, "буйным талантом", сумевшим, по мнению английского реалиста, "довести пропорции романа до совершенства, ввести принцип отбора материала и достигнуть того полного единства частей и целого, которое создает то, что мы называем произведением искусства". "Виллу Рубейн" можно считать и "большой повестью" (29 глав), ибо она невелика по объему. Тургеневское влияние чувствуется и в обилии экскурсов в прошлое, и во введении в повествование "вставных рассказов", и в постановке проблемы [249] "отцов" и "детей", которая у Голсуорси обрела социальный смысл и прозвучала как конфликт "верхов" и "низов".

базаровские принципы, фанатическая преданность искусству. Он сын крестьянина, прошел суровую жизненную школу: работал помощником маляра, реставрировал и расписывал церкви, чтобы оплатить обучение в Венской академии художеств. Даже фамилия, которая в переводе означает "деготь", говорит о его плебейском происхождении. Бывший анархист и "вероотступник", Алоиз вынужден покинуть родину из-за участия в политическом заговоре. Вполне естественно, что такая жизненная позиция сразу же ставит Гарца в оппозицию к обитателям виллы Рубейн - Моравицам, Сарелли, Трефри, миссис Диси и др.

Любовь Кристиан к иностранцу, да еще и простолюдину, в чем-то повторяет сюжетную линию романа Тургенева "Накануне". Решившись бросить вызов условностям, героиня Голсуорси выступает против мира наживы, представленного прежде всего Николасом Трефри. Это первый образ "подлинного английского джентльмена", созданный писателем, первая заявка на историю форсайтизма. "Пачка чеков на крупные суммы" в его глазах значит больше, нежели все картины, созданные Гарцем, однако он готов пожертвовать самым главным в жизни - деньгами, чтобы расстроить отношения молодых людей, помешать их счастью. Старику Трефри приходится признать свое поражение. Он умирает, уходит "в небытие, в пропасть, отделяющую юность от старости, убеждение от убеждения, жизнь от смерти".

Эпилог, посвященный семейной жизни Алоиза и Кристиан, написан в лирическом плане. Чувствуется смутная неудовлетворенность героев, приходят мысли о непрочности счастья, мучит вопрос о вечном недовольстве человека своим положением. Традиционный счастливый финал не снимает сложности настроений, драматических переживаний и многообразия [250] эмоциональной окраски. В произведении ощущается мастерство Голсуорси-романиста, умение создать динамичное повествование, внимание к слову, к речевой и психологической характеристике образов.

Сборник новелл "Человек из Девона" (1901) продолжает размышления автора над институтом собственности и примечателен тем, что включает в себя два рассказа, которые начинают повествование о клане Форсайтов: "Молчание" и "Спасение Форсайта".

Роман "Остров фарисеев" (1904) отразил сапфическое начало в творчестве Д. Голсуорси. Уже в его названии заключена метафора, олицетворяющая состояние английского общества: политиков и священнослужителей, людей искусства и науки. Правдоискатель Шелтон, выходец из высших кругов, после встречи с Ферраном, задевшим "молчавшую струну" в его душе, порывает со своим классом и отдает все силы разоблачению "стандартных лозунгов", выражающих то состояние, когда богатые живут за счет бедных, когда сильный попирает слабого, когда существуют трущобы и ночлежки, а "удар под ложечку" Индии, чья независимость была попрана англичанами, выдается за "великую" миссию Британии. Свои оценки Шелтон формулирует весьма резко и критично, но его мысли и действия все же не лишены наивности даже тогда, когда он тратит часть своего состояния на нужды бедняков. Герой Голсуорси постоянно сталкивается с наглым равнодушием фарисеев, которые не способны на милосердие.

"гипертрофия совести" у Шелтона, слишком скоротечно его прозрение, а сатирический настрой чересчур прямолинеен. Но роман, несомненно созданный в традициях лучших творений Диккенса и Теккерея, явился подступом к "Саге о Форсайтах". Эпиграф из Шекспира: "Так в обществе высоком повелось...", которым Голсуорси предварил "Остров фарисеев", отражает суть всего созданного им позднее.

В 1906 г. был опубликован "Собственник", положивший начало форсайтовскому циклу, в который вошли романы "В петле" (1920), "Сдается в наем" (1921) и. две интерлюдии [251] "Последнее лето Форсайта" (1918) и "Пробуждение" (1920) /позднее была написана "Современная комедия", включавшая романы "Белая обезьяна", "Серебряная ложка", "Лебединая песня", а также интерлюдии "Идиллия" и "Встречи". Некоторые исследователи включают в "Сагу" трилогию "Последняя глава" и рассказ "Спасение Форсайта". Основную тему этих произведений автор определил как "набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников", т. е. на клан Форсайтов, чье родословное дерево, созданное Голсуорси, печатается в каждом английском издании "Саги".

их профессий, указывает место жительства. Действующие лица "Собственника" - это уже третье поколение: чаеторговец Джолион, юрист Джеймс, "агент по продаже земель и домов" Суизин, владелец доходных домов Роджер, хозяин рудников и железных дорог Николас, издатель Тимоти, их дети и сестры Энн, Джули, Эстер. Причем капиталы семьи помещены не только в Англии, но и в колониях, что приносит сверхприбыли и помогает разбогатеть.

В одном из писем Голсуорси отметил, что им "руководит ненависть к форсайтизму". Писатель исследовал это явление целеустремленно и весьма тщательно, ибо оно - "точное воспроизведение целого общества в миниатюре", оплота Британской империи в эпоху королевы Виктории. Деньги для Форсайтов - "светоч жизни, средство восприятия мира", они всегда знают ценность вещей, "живут в раковине, подобно тому чрезвычайно полезному моллюску, который идет в пищу как величайший деликатес... никто их не узнает без этой оболочки, сотканной из различных обстоятельств их жизни, их имущества, знакомств и жен...", а поэтому лица этих людей -"тюремщики мысли".

Собственность - основа существования, отсюда трезвый расчет в делах, "осторожность прежде всего", цепкость, умение "сохранять энергию", "держаться". Все эти черты типичны для [252] среднего класса со своими особенностями, нормами поведения и с убогим стандартом оценок.

"Форсайтской биржей": здесь обсуждались все вопросы политики, в частности события англо-бурской войны, столь ненавистной самому писателю, сфера финансов, весь комплекс отношении семьи с внешним миром подвергался анализу, вызывал споры и даже душевные переживания. "Биржа" осудила молодого Джолиана, избравшего непрестижную профессию художника и женившегося на гувернантке, которая была к тому же иностранкой. Форсайты могли спокойно сетовать на превратности судьбы этого изгоя, ибо он перестал быть членом их клана и опасности для семьи не представлял.

Голсуорси постоянно подгаживает нечто бесчеловечное, обнажает суть негативного влияния института собственности на человеческие души. Именно поэтому героиня романа пытается утвердить свою любовь, свободную от расчета и синонимичную Красоте.

Этого Форсайты простить не могли. Не они выбрасывают Ирэн из семьи, а она, вопреки материальной заинтересованности, уходит, покушаясь на суть всего того, что этот клан проповедовал, признавая любовь, "наряду с проблемой канализации, величайшей опасностью для общества". Такого мнения придерживались тетушки, которые высоко ценили Сомса и видели в нем будущую опору семьи. Однако сам он переживает прежде всего личную драму, которая наносит удар не только по его чувствам, ной по престижу всех Форсайтов. В этом образе психология власть имущих находит особенно яркое выражение. На Ирэн Соме смотрит как на "ценность, которую она собой представляла, будучи вещью". Шекспировское изречение из "Венецианского купца": "Рабы ведь эти наши...", взятое автором в качестве эпиграфа, поясняет, что собственность для героя Голсуорси включает не только все [253] движимое и недвижимое имущество, но и людей, а уж жену тем паче. Именно поэтому Сомсу доставляет удовольствие единственная мысль, что и Ирэн и Боснии - "оба нищие".

Институт брака - это коммерческая сделка, освященная церковью. Бесприданница, воспитанная мачехой, Ирэн не смогла противостоять настойчивым домогательствам Сомса и, не любя, согласилась стать его женой. В этом - ее трагедия.

Ирэн и Боснии - воплощение Красоты и Свободы. Человек искусства - идеал Голсуорси, но он обречен на трагический конец, ибо искусство, столь почитаемое автором "Собственника", не играет никакой роли в мире Форсайтов. Может быть, поэтому образ Боснии и получился у писателя несколько схематичным, мало похожим на живого человека. Соме довел его до гибели и тем одержал победу, которая оказывается моральным поражением Форсайта, ибо "собственность, по словам Голсуорси, - пустая оболочка".

"пиратом". Он явился нарушителем спокойствия клана. И не судебное разбирательство сломило Босини, а удар, нанесенный его любви Ирэн. Так "белые вороны" обламывают крылья, а Форсайты старательно оберегают от посягательств Свободы ту социальную систему, которая гарантировала им преуспевание и власть. Они навсегда остались потребителями, не имея способности создавать, ибо эстетические и денежные ценности, по их убеждению, находились в тесной взаимосвязи.

При строительстве виллы Сомса подлинное искусство и его творец вступили в ожесточенный конфликт с собственничеством. Хотя Форсайты оценили художественные достоинства дома, созданного Босини в единстве архитектурного и природного начал, он постоянно напоминает им, что есть иная, непонятная жизнь, в которой истинные произведения искусства приносят радость и эстетическое наслаждение людям. Так, Творчество торжествует над стяжательством и жаждой денег, что, естественно, было воспринято Форсайтами как бунт.

Таким образом, Голсуорси приходит к обобщению распадающихся социальных отношений на фоне уходящей в прошлое [254] викторианской Англии, которая представлена в романе целой галереей типов, исторически конкретных национальных образов клана Форсайтов. Этот клан мог "служить блестящим образцом той особой социальной сплоченности и устойчивости, которая делает семью столь мощной социальной единицей и как бы символом одного общества в целом". «

"Собственник" по праву считается лучшим романом Д. Голсуорси, любимым его произведением. Богатство реализма писателя проявилось в создании системы особого типа характеров,. каждый из которых обладает особой индивидуальностью, в многолинейности сюжета и стройности композиционных решений, в использовании образов-символов, в богатстве пейзажных зарисовок, несущих в себе особое лирическое начало и в своей основе противоположных жесткому миру человека-собственника. "Пусть среднему классу суждено перейти в небытие, я сберег его на страницах, как под стеклом, и любопытный может найти его в великом, плохо организованном музее литературы, - рассуждает автор. Здесь он лежит, сохраняясь в собственном соку. Сок этот - чувство собственности".

"Саги о Форсайтах" Голсуорси обратился к описанию привилегированных слоев английского общества, акцентируя внимание на социальных контрастах. В романе "Усадьба" (1907) он Повествует о жизни сельского дворянства, живущего в "одичалом саду" (Шекспир). И если молодое поколение - Джордж Пендайс и Элен Белью -стремится выбраться из порочного круга, порвать с прошлым, то такие, как сквайер Пендайс, уверены, "что чем сильнее проявление индивидуализма, тем беднее жизнь общества", и стараются искоренить этот "порок" в своих фермерах.

"Братство" (1909), о жизни буржуазной интеллигенции, в лице профессора Стоуна и поэта Химри Даллисона, и "Патриций" (1911), об английской столичной аристократии, продолжают размышления Голсуорси о нравственном вреде собственности, о гнете пуританских традиций, заставляющих отрекаться от самых возвышенных чувств, о трагедии обитателей лондонских трущоб - Ист-Энда. Проблемы социальной несправедливости затронуты и в романе "Фриленды" [255] (1915), действие которого происходит в сельской местности, где в среде фермеров зреет недовольство из-за бесправия и угнетения (фермер Трайст). Симпатии автора, безусловно, на стороне униженных, примирение с бастующими он надеется найти при помощи образованных землевладельцев. К названным произведениям по своей проблематике примыкают сборники новелл "Комментарий" (1908) и "Смесь" (1910).

Драматургическое наследие Голсуорси весьма обширно. Десять драм, опубликованных в период до 1917 г., посвящены раскрытию социальных противоречий. Первая из них - "Серебряная коробка" (1906) вскрывает лживую суть устаревшего законодательства (дело о пропаже портсигара), изобличает лицемерие, умение "приспособить" закон в пользу власть имущих. Писатель подчеркивает, что суд выносит приговор не согласно юридическому праву, а по социальной принадлежности подсудимого (Джек Бартвик и Джоун).

В пьесе "Борьба" (1909) конфликт между богатыми и бедными выражен в столкновении рабочего лидера инженера Робертса и председателя совета директоров Энтони. Стачка, вызванная бесправным положением тружеников, заканчивается компромиссом, когда на смену старому поколению приходит молодое, способное более "гибко" угнетать. Социальной и нравственной проблематикой отмечены драмы "Джой" (1907), "Беглянка" (1909), "Правосудие" (1910), "Толпа" (1914) и др.

"Аллегория о писателе" (1909), "Туманные мысли об искусстве" (1911), "Искусство и война", в которых он отстаивает свои эстетические взгляды. Для Голсуорси искусство неразрывно связано с жизнью, а поэтому он всегда принципиально противостоял эстетизму. "Любой художник, живописец, музыкант или писатель - это паломник, - рассуждал он. -К какой святыне он идет на поклонение? Чей лик узреть бредет он безводными пустынями, неся крест своего таланта? Лик красоты и лик истины - или морду скачущего сатира и золотого тельца? Какова цель и предназначение искусства?.. На вопрос, ради чего мы отдаемся искусству, есть только один верный ответ: ради большего блага и величия человека". Именно в [256] этих словах и заключено основное достоинство того, что создал за долгую творческую жизнь Голсуорси.