Приглашаем посетить сайт

Косиков Г. К.: Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон.
Примечания

Символисты
Лотреамон
Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аверинцев С. С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М., 1979.

2 “Интуитивное в познании должно противопоставлять дискурсивному (а не символическому). Первое бывает или схематическим, посредством демонстрации, или символическим, как представление по одной только аналогии”. – Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 373.

3 Символы возникают как “косвенные изображения по аналогии”, то есть путем “перенесения рефлексии с предмета созерцания на совершенно другое понятие, которому, вполне вероятно, созерцание никогда не сможет прямо соответствовать” (курсив мой. – Г. К.). – Кант И. Цит. соч. С. 374, 375.

4 Теория метафоры. М., 1990.

5 Лосев А. Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. М., 1976. С. 155.

6 Примеры таких цепочек см., в частности: Фуко М. Слова и вещи. М., 1976. С. 61-71.

7 Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 113.

8 Там же. С. 100.

9 См.: Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 80.

10 Шеллинг Ф. В. Цит. соч. С. 110-111.

11 Философскую дефиницию “символа” в его отличии от “аллегории” и от “схемы” см.: Шеллинг Ф. В. Цит. соч. С. 106 и далее.

12 Гете И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 353.

13 “... символическое есть... вид интуитивного”. – Кант И. Цит. соч. С. 373.

14 Кант И. Цит. соч. С. 332.

15 Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве. Л.; М., 1936. С. 347.

16 Гете И. В. Избранные философские произведения. С. 354-355.

17 См.: Косиков Г. К. Теофиль Готье – автор “Эмалей и камей” // Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989.

18 См., например: Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1973.

19 См.: Малларме С. Демон аналогии // Малларме С. Собрание стихотворений. Переложил Марк Талов. М., 1990. С. 95-96.

20 См: Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М.. 1959 Т. IV. С 351-354; Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М, 1973. Т. IV. С. 202.

21 Подробнее см. – Мichaud G. Message poetique du symbolisme. Р., 1961.

“Музыкальность” – важнейший лозунг символизма (“Музыки прежде всего”, – писал Верлен еще в начале 70-х гг.). Неверно, однако, думать, будто символисты стремились вытеснить семантический аспект слова в пользу вокального. Напротив, их задача состояла в том, чтобы, не довольствуясь “ словарным”, сугубо “рациональным” значением лексических единиц, по возможности выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения. Именно такой эффект имел в виду Малларме (отсюда его интерес к музыке вообще и к Вагнеру в частности), именно о нем говорил П. Валери: “То, что нарекли символизмом, попросту сводится к... стремлению “забрать у Музыки свое добро”” (Валери П. Об искусстве. М., 1976. С. 366).

23 Так называется книга Юлии Кристевой, посвященная творчеству Малларме и Лотреамона: Kristeva J. La revolution du langage poetique. Р., 1974.

24 Caradec F. Isidore Ducasse, comte de Lautreamont. Р., 1970.

25 Souvenirs de Paul Lespes // Lautreamont. Germain Nouveau. Oeuvres completes. Р., 1970. Р. 1024.

26 Вот перечень авторов, с которыми был знаком Дюкасс: Гомер, Эсхил, Софокл (“Царь Эдип”), Платон, Аристотель, Вергилий; Данте, Петрарка, Макиавелли, Камоэнс (“Лузиады”), Шекспир; Мильтон, Корнель, Расин, Филипп Кино, Жак Прадон (“Федра”), Мольер, Ла Кальпренед, Жан Ротру; Декарт, Мальбранш, Паскаль, Спиноза; Буало, Скаррон, Лабрюйер, Ларошфуко, Вольтер, Руссо, Вовенарг, Жак-Луи де Мальфилатр, Лагарп (трагедии), Мармонтель (трагедии), Клопшток, Э. Юнг (“Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии”), Р. Саути, Франсуа де Вольней (“Руины”), А. Шенье, Гёте (“Вертер”, “Фауст”), Жан-Поль, Бернарден де Сен-Пьер (“Поль и Виргиния”), Байрон (“Манфред”, “Лара”, “Корсар”, “Дон Жуан”), Шатобриан, Гюго (предисловие к “Кромвелю”, “Осенние листья”, “Созерцания”, “Легенда веков”, “Человек, который смеется”), Эжезипп Моро, Ламартин, Мюссе (“Исповедь сына века”, “Ролла”, “Ночи”), Нерваль, Алоизиус Бертран (“Гаспар из ночи”), Мериме (“Коломба”, “Хроника времен царствования Карла IХ”), Сенанкур (“Оберман”), Сент-Бёв, Жорж Санд, Э. По, Мицкевич (“Конрад Валленрод”), Лермонтов, Готье (“Альбертус”, “Мадмуазель де Мопен”), Бодлер, Леконт де Лиль, Франсуа Каппе, испанский романтик Хосе Серилья-и-Моралес, эквадорская поэтесса Долорес Вентимилья; В. Скотт, Ф. Купер, Бальзак, Дюма-отец, Диккенс, Флобер (“Госпожа Бовари”, “Воспитание чувств”, “Саламбо”); драматурги Викторьен Сарду и Эрнест Легуве (“Медея”); авторы так называемых “черных”, кошмарных, мелодраматических и приключенческих произведений: А. Радклифф, Ч. Р. Мэтьюрин (“Мельмот-Скиталец”, “Бертрам”), Понсон дю Террайль (“Рокамболь”), Э. Сю (“Вечный жид”, “Парижские тайны”, “Латреомон”), Фредерик Сулье (“Воспоминания дьявола”), Дюма-сын (“Дама с камелиями”), Гюстав Эмар, Эмиль Габорио, Поль Феваль, Габриель де Ла Ландель (морские романы); Жюль Мишле (очерк “Море”), Феликс-Аршимед Пуше (“Классическая зоология, или Естественная история животного царства”, “Вселенная: бесконечно малые и бесконечно большие”), д-р А. Шеню (“Энциклопедия естественной истории”); Адольф Франк (“Каббала, или Религиозная философия евреев”), Прудон, Эрнест Навилль (“Проблема зла”), И. Тэн (“Об уме”); проповедники Анри Лакордер и Ксавье де Равиньян.

27 Васhеlard G. Lautreamont. Р., 1963. Р. 74.

28 Lautreamont. Poesies // Lautreamont. Germain Nouveau. Oeuvres completes. P. 267.

29 Souvenirs de Paul Lespes. P. 1024.

30 Lautreéamont. Germain Nouveau. Oeuvres completes. P. 296.

31 Бальзак О. Собр. соч.: В 24 т. Т. 24. М., 1960. С. 241.

32 О других, впрочем, аналогичных, толкованиях этого имени см.: Саradec F. Ор cit. Р. 132.

“Песней Мальдорора” даются в тексте статьи: римская цифра обозначает номер песни, арабская – номер строфы.

34 Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. О теории прозы. М., 1984. С. 10.

35 Этот псевдоним, как и любая деталь у Дюкасса, также имеет литературное происхождение, представляя собой слегка измененное имя героя романа Э. Cю “Латреомон” (1838). Такая аллюзия таит в себе подспудную иронию: “мессир Жюль Дюамель де Латреомон” (“гигант, забияка и насмешник, жестокий шут, нравственное и физическое чудовище”), будучи едва ли не двойником Мальдорора, как нельзя лучше подходит на роль “секретаря-летописца” при нем.

36 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 414-415.

37 Lautreamont. Poesies. Р. 281.

39 Цит. по: Pleynet М. Lautreamont par lui-meme. Р., 1967. Р 29.

40 См.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1989. С. 554.

41 Зольгер К. В. Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М., 1978. С. 381.

42 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1. С. 238.

44 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М.: Л.. 1934. Т. VI. С. 173.

45 Breton А. Preface // Comte de Lautreamont. Isidore Ducasse. Oeuvres completes. P., 1963. P. 43.

47 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. С. 287.

49 Там же.

Символисты
Лотреамон
Примечания