Приглашаем посетить сайт

Кондалинцева Е. А.: Тема природы в творчестве Сэмюэля Тейлора Кольриджа.
Глава 1. §2. Особенности мировоззрения и эстетики Кольриджа.

§2. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭСТЕТИКИ КОЛЬРИДЖА

Эстетические воззрения Кольриджа стали теоретической основой английского романтизма. Сложный и противоречивый путь духовных поисков и разочарований выдающегося английского романтика обусловил специфику его воззрений.

Современникам были непонятны философско-эстетические труды Кольриджа. Их незавершенность и путаность были следствием духовного кризиса, пережитого им после крушения политических надежд. В эпоху ломки общественных и идейных ценностей усилия выработать всеобъемлющую нравственно-религиозную и эстетическую систему, осуществить грандиозный синтез их были заранее обречены.

Теории Платона и его последователей, которыми Кольридж интересовался со студенческих лет, стали основой его новой системы. Эти теории подготовили его к восприятию немецкой философии. Однако возможность ее воздействия была обусловлена в первую очередь историческими предпосылками: разочарование в революции, неприятие коммерческого духа буржуазной эпохи, сознание иллюзорности просветительских представлений о рационально устроенном обществе, заставили Кольриджа искать решения социальных проблем в сфере "чистой" идеологии.

В 1798 году Кольридж поехал в Германию для занятий немецкой философией и литературой. С этого момента Кольридж все более углубляется в изучение философии и почти не пишет стихов. Через два года, вернувшись в Англию, он продолжает заниматься философскими изысканиями, пишет политические статьи, выступает с лекциями о литературе. Позднее он развивает свои идеи в большом труде "Biographia Literaria" (1817). Здесь он подвел итоги своей литературной деятельности, дал оценку творчества своих современников, определил некоторые важнейшие для него эстетические понятия. В нем был поднят обширный круг вопросов, волновавших литературную интеллигенцию Европы XIX столетия. Проблемы взаимоотношений человека и природы, разума и воображения, таланта и рассудка.

Разлад, который всегда существовал между поэтом и окружающим миром, трагедия крушения юношеских идеалов, столь характерные для писателей эпохи романтизма, неустроенность личной жизни отразились в эстетике Кольриджа. Ей присущи разорванность и противоречивость, неясность формулировок и незавершенность выводов. Однако в целом работы Кольриджа по эстетике и критике заложили основы романтической теории искусства в Англии.

Идейное развитие Кольриджа в значительной мере совпадает с общим ходом движения европейской философии той эпохи: от сомнений в материализме, от критики просветительской веры в абсолютность доступного человеку знания, от неудовлетворенности метафизическими методами мышления - к диалектическим, покоящимся на идеалистической основе. Кольридж утверждал, что ограничиваясь данными наших органов чувств мы постигаем лишь множество разрозненных фактов или частных истин, тогда как подлинное знание возможно лишь при распространении света, исходящего из мира духовного на окружающий внешний мир [35, c. 56].

Духовное развитие поэта началось чрезвычайно рано. Еще в школьные годы он изучал историю философии и литературы. Среди философских трудов к которым обращался Кольридж в период формирования собственных взглядов были работы французских просветителей и английских философов XVII - XVIII столетий Гоббса, Локка, Хартли, Пристли, Вольтера и Гельвеция, а также классики немецкой идеалистической философии.

Трансцендентальный принцип возникновения мира, духовное родство человека, природы и бога - вот те идеи, которые Кольридж заимствует у Беркли и неоплатоников. Под их влиянием он все дальше отходит от материалистической философии. Кольридж продолжает поиски системы, которая сочетала бы элементы материалистической и идеалистической философии.

Такую систему он увидел лишь в немецкой классической философии. Прежде всего внимание Кольриджа привлекло учение Канта, но, наиболее близким Кольриджу философом оказался Шеллинг, именно в его натурфилософии он нашел примирение «неба, земли и духа» [11, c. 15], увидел созвучную своим мыслям систему единения природы и сознания.

Романтизм сформировался в Германии. Однако, возникновение романтизма не было событием, замкнутым национальными границами. В 90-е годы XVIII века романтизм заявляет о себе едва ли не повсеместно, прежде всего в Англии, но за пределами Германии, во второй половине 90-х годов он предстает лишь как тенденция, как одно из художественных явлений, а не как движение, охватывающее все сферы духовной и материальной культуры. Прародиной романтизма суждено было стать Германии; и для всех национальных культур при всей их самобытности, при всей исторической неизбежности «национальных романтизмов», немецкий романтизм будет существовать в качестве ориентира, в качестве предмета непрерывного осмысления и отталкивания.

Известное влияние немецкой философской мысли наиболее значительно в творчестве английских романтиков - Вордсворта, Кольриджа, Шелли. Спинозовский пантеизм, оказавший свое воздействие и на натурфилософию Гердера и Гете, также сильно ощущается в романтическом воззрении на природу. Эти идеи, трансформированные в философско- эстетической мысли XVIII в., оказали плодотворное воздействие не только на мыслителей второго периода Просвещения, но и на романтиков.

Проблема природы преобладает в просветительском мышлении на всем протяжении XVIII в., но именно в самом конце столетия выступает новое ее толкование, в котором, кроме отмеченных выше моментов, немалую роль играло и идеалистическое толкование недавних открытий естествознания. Все это находит выражение в работе Шеллинга «Идеи философии природы» (1797), в его статье «О мировой душе» (1798) и в труде «Первый набросок системы философии природы» (1799), а затем в главном его произведении - «Система трансцендентального идеализма» (1800) [32, c. 201].

Влияние Шеллинга на ранних немецких романтиков обстоятельно изучено. Пантеистическое понимание природы ранними английскими романтиками, в том числе в «Лирических балладах» Вордсворта и Кольриджа, некоторые исследователи приписывают влиянию английских натурфилософских традиций XVIII в. и неоплатоников; другие исследователи предполагают, что Кольридж еще до 1799 года вступил в личный контакт с Шеллингом, сообщив ему идеи своих произведений еще до того как они были опубликованы. Органическое воззрение на природу, систематическое изложение которого находится в названных произведениях Шеллинга, чувствуется у европейских романтиков повсеместно, хотя и в неравной мере. Очевидно, что речь здесь идет о широком идейном течении, которое имеет определенные корни: бегство в природу как следствие недовольства антигуманностью феодальных и буржуазных общественных отношений. Следствием этих новых идей в эстетической мысли был разрыв с рационализмом классической эстетики.

природы, краеугольный камень миропонимания.

В эстетической системе Кольриджа искусство становится главнейшим видом человеческой деятельности и вернейшим средством нравственного самосовершенствования личности лишь тогда, когда оба они пересматривают свои взгляды на способы преобразования мира.

Разочаровавшись в возможности политического переустройства общества, он решил, что воздействовать на него можно, изменяя внутренний мир человека. В искусстве, полагал Кольридж, сосредоточен синтез существеннейших сторон жизни - прекрасного, истины, морали. В нем воплотились все свойства человеческой души: чувство, воображение, разум. В искусстве, по мнению Кольриджа, осуществляется единение человека, природы и мирового духа. Идеалистическая в основе своей концепция имела в этот период очень важное значение, опровергая механистический подход к искусству теоретиков классицизма.

Английский поэт вслед за Шеллингом видит в искусстве посредника между человеком и природой, которая является отражением идеального мира мысли, формой проявления Бога. По убеждению Кольриджа, поэт с помощью воображения постигает истину и красоту. Исходя из идеалистических посылок, Кольридж полагает, что назначение истины и красоты может быть только интуитивным [35, c. 64]. Осуждая Французскую революцию Кольридж заявляет, что не хочет возбуждать антисоциальные страсти, но стремиться возвысить воображение и направить привязанности человека на истинный путь, обращая его внимание на красоту неодушевленного мира. Ограниченности разума Кольридж вслед за немецкими идеалистами противопоставляет веру в божественное откровение и интуитивное воображение, провидящее красоту созданного Богом мира и в свою очередь создающее мир, поскольку акт творчества в малом масштабе повторяет акт творения.

Плодом размышлений Кольриджа был идеалистический вывод о первичности духа и вторичности материи. Человеческий разум для него - производное от мирового духа, который поэт объявил двигателем Вселенной, источником развития жизни и источником человеческих идей. Другим порождением мирового духа является природа, или «материализованный дух». Наивысшим достижением натурфилософии стало бы, по мнению Кольриджа, превращение всех законов природы в законы интуиции и разума [11, c. 17].

«Собрание всего, что объективно, мы будем называть природой, сведя это название до его пассивного материального смысла, то есть до явлений, согласно которым мы узнаем о существовании природы. С другой стороны, собрание всего, что субъективно, мы будем считать «я» или разумом. Обе концепции суть антитезис. Разум считается только представляющим, природа - только представляемой, первый - осознающий, вторая - бессознательна» [11, c. 23]. Кольридж начинает поиски общего принципа, по которому развиваются и природа и человек. Таким принципом для него стал принцип органического единства духа и природы. Согласно этому принципу каждая частица, какой бы мелкой она не была, содержит в себе «свойства всей материальной Вселенной» [11, 24].

В органическом целом, как утверждает Кольридж, цель неотделима от средств, они тождественны. Именно поэтому природа на каждом этапе развития приобретает соответствующую ему форму. Так органическое единство предопределяет общность черт объективного мира природы и субъективного мира человека [11, c. 17].

Но будучи органически едины, дух и природа внутренне противоречивы. Единство предполагает органическое слияние самых разных явлений. Это множество в единстве встречается на всех этапах развития. И самое мельчайшее явление столь же противоречиво и неповторимо, как и мир в целом. Индивидуализация достигает высшего воплощения в человеке. С него начинается новая ступень развития природы, вновь переходящей в сознание[11 c. 18].

Принцип «органического единства» предполагает процесс роста организма из основы, в которой уже заложены признаки целого во всех противоречиях. Именно эти единые свойства мирового духа, природы и человека дают возможность познать мир и себя. Она может быть реализована в их единении. В процессе познания объективное и субъективное нераздельно слиты, и мы не можем определить, кому из них принадлежит первенство, оба одновременно едины. Так, по мнению Кольриджа, природа проявляется лишь в сознании и неотделима от него [11, c. 18].

Процесс познания мира начинается с самопознания субъекта. Это утверждение Кольриджа стало одним из первых проявлений психологического подхода к познавательному процессу. Конечная же цель его - истина. Она для Кольриджа заключена в самом процессе познания - в создании единого целостного образа из отдельных его элементов. Итак, человек отделяется от природы, а природа вновь обнаруживается в человеке. И если идеальное реализовано в природе, то реальное субъективно идеализируется в человеке. Так Кольридж вырабатывает диалектический подход к соотношению бытия и сознания.

«произведением искусства», автор которого - Бог. По той же причине «искусство можно было бы определить как посредника между мыслью и вещью или... как союз того, что есть природа, с тем, что есть исключительно человеческое. Оно - образный язык мысли и отличается от природы единством всех частей, объединенных в одну мысль или идею» [11, c. 23].

Отсюда же исходит и утверждение Кольриджа о сути искусства: оно «должно быть сокращенной формулой природы... цель искусства - передать целое ad hominem, и поскольку у каждого человека есть свой идеал природы, постольку появляется возможность высшего совершенства, гармонизированный хаос» [11, c. 23].

Вот, что пишет сам поэт о природе: «Мудрость природы отлична от человеческой мудрости... У человека есть мышление и свобода выбора, поэтому он - венец творения. В природных явлениях как в зеркале представлены все возможные элементы, этапы и процессы душевной деятельности, предшествующей сознанию, а значит, полному осуществлению акта мышления, а человеческий разум - это фокус, в котором собраны лучи умственной деятельности, рассеянной по всем явлениям природы...» [11, c. 226]. Поэт считает, что необходимо подражать только прекрасному в природе и «совершенствоваться в изображении сути, а это предполагает соответствие природы и души человека» [11, c. 18]. Таким образом ясно, что учение о природе у Кольриджа тесно связано с понятиями Красоты и Воображения.

Красота [33, c. 31], по Кольриджу, проявляется в равновесии или примирении противоположных или дисгармоничных качеств - сходства и различия, общего и конкретного, мысли и образа. Для Кольриджа красота предстает лишь как отражение внутреннего величия души. Усилия поэта были направлены на то, чтобы дать толчок чувствам и мыслям человека, довести до его сознания, что в обыденном скрывается высшая красота и, что эта красота является следствием тех неведомых сил, которые стоят за всем обыденным и в нем проявляются. Кольридж, исходя из представления о великом, едином, бесконечном, стоящем за несовершенным миром, в материальных явлениях искал только отражение этой идеальной субстанции.

Идеалистическая трактовка красоты внешнего мира как отражения красоты мира внутреннего, отождествление их говорят о платонизме Кольриджа.

Кольриджу, бессознательно. Это «область бессознательных намерений», тем более активная, «чем менее ясны образы» [11, c. 217]. Прекрасное - «язык природы, универсальный и интуитивный, возникающий благодаря законам, согласно которым человеку приходится объяснять видимые движения воображаемыми причинами... аналогичными его собственным действиям» [11, c. 218]. Прекрасное в природе - это основа духовного единения человека с трансцендентальным миром, это путь к запредельному, возможность постичь суть жизни и ее закономерности.

Идеалистическое в целом понимание красоты у Кольриджа не исключало, однако, элементов материализма. Ведь прекрасное существовало, по мнению поэта, только в единении духовного восприятия человеком объектов природы и самих объектов, воплощенных в звуках, запахах, цвете и т. п. Сложная объективная структура прекрасного, противоречивая и целостная одновременно, предполагала существование не менее сложного и богатого духовного мира человека. Для интуитивного восприятия прекрасного необходимо огромное напряжение как физических, так и духовных сил.

Для Кольриджа все, что есть на свете - это Бог. Поэтическое воображение - откровение Бога, а красота внешнего мира - отражение его красоты [33, c. 43].

Именно в своей теории воображения Кольридж особенно многим обязан Шеллингу. Доктрина противоположностей и их возможного примирения является центральной в работе Шеллинга "Система трансцендентального идеализма" (1800). Шеллинговское различение двух функций воображения или поэтической способности, по-видимому, соответствует различению первичного и вторичного воображения у Кольриджа [32, c. 149].

Учение о Воображении - одна из главных составных частей теории Кольриджа. Для романтиков Воображение - это и есть правда, она выше разума, являясь его высшей формой.

раньше, он изложил их в печатном виде позднее. Поэт видел свою цель в том, чтобы исследовать изначальный принцип этих понятий.

Согласно Кольриджу Фантазия и Воображение - две отличные друг от друга и очень разные способности человека. Кольридж пишет, что Воображение является животворной силой и важнейшим органом человеческого восприятия. Оно пересоздает мир; даже в том случае, когда это кажется невозможным, оно до конца стремится к обобщению и совершенству. Воображение прежде всего жизнедеятельно, тогда как все предметы прежде всего неподвижны и мертвы [18, c. 65].

В распоряжении Фантазии, напротив, только и остаются, что заданные и очерченные границы. Фантазия есть, в сущности, функция Памяти, правда не подчиняющаяся законам времени и пространства, а связанная и управляемая Волей. Питаться же Фантазии приходится ассоциациями [18, c. 65].

существует с сознательной волей; оно оживляет все, даже застойные и мертвые объекты, и стремится к достижению художественного единства [67, c. 67].

Концепция Воображения Кольриджа оказала сильное влияние на английскую эстетическую мысль XIX века.

«бесконечное многообразие в тождестве» [18, c. 72]. Он соединяет объект и субъект. Объект, по его мнению, мертв, и его оживляет только Воображение субъекта. Кольридж переносит человеческие эмоции на внешнюю природу, и главное для него субъективный мир души, а не точное восприятие реального явления. В природе он стремится уловить органическое единство. Жизнь природы уподобляется жизни человеческого духа [18, c. 72].

Учение о Воображении, хотя и построено на идеалистической и интуитивной основе, важно прежде всего потому, что подчеркивает познавательную функцию искусства и ставит вопрос о его природе. Оно важно также и потому, что влечет за собой еще две значительные проблемы; единство как условие художественности, и борьбу противоположностей как условие этого единства. Так возникает понятие органической формы, то есть закона, в силу которого каждое произведение, развиваясь как от единого начала, приобретает неизбежность и цельность процессов самой природы. Кольридж сравнивает органическое единство произведения со стройным шумом тысяч деревьев в сосновом лесу или геометрической фигурой, составленной из летящих птиц [18, c. 73]. Пути природы, определяющей развитие растения, подобны путям художника, из зерна идеи осуществляющего свой замысел.