Приглашаем посетить сайт

Мюллер-Кочеткова Т. :Стендаль, Триест, Чивитавеккья и ... Рига‎
Послесловие

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В 1950 году Анри Мартино издал «Календарь Стендаля», составленный на основе огромного количества дат и других фактических сведений о биографии писателя, собранных в разных источниках. В последующие годы было опубликовано немало новых материалов: ранее неизвестные письма и маргиналии Стендаля и др. К ним относятся и заметки в томике Ланци, с которыми мы ознакомили читателя. Они содержат некоторые новые сведения, дополняющие представления о триестском периоде жизни писателя. Но значение упомянутых заметок не ограничивается этим немаловажным фактом.

Записи Стендаля в книге Ланци позволяют также глубже осмыслить его отношение к самому автору этой книги, заглянуть в духовный мир французского писателя, черпающего в периодической печати импульсы для размышлений, снова убедиться в постоянстве его художественных вкусов, определяющих его восприятие живописи, почувствовать душевное состояние стареющего Стендаля, мечтающего о переводе в другой город, — наконец, задуматься над своеобразным восприятием времени у этого писателя, которое является столь необычным для его эпохи.

Однако и этими чрезвычайно важными и увлекательными моментами не ограничивается наш интерес к томику Ланци. Удивительна сама судьба этой книги, в течение десятков лет служившей Стендалю справочником по венецианской живописи, кочевавшей по всей Европе и, наконец, оказавшейся в рижской библиотеке.

Мы упомянули в начале этого повествования о книге Ланци из экспозиции музея Достоевского в Москве. В 1849 году, в период дела Петрашевского, по которому был арестован и Достоевский, этот том Ланци (французское издание 1824 года) находился в Алексеевской равелине Петропавловской крепости. Там заключенный поэт-петрашевец Сергей Дуров, которому эта книга принадлежала, написал на ее форзаце обугленной спичкой сочиненные им в равелине стихи. Издания, подобные труду итальянского аббата, могли оказаться где угодно: в Петропавловской крепости и в домашней библиотеке русского дворянина-дипломата. Рукописные заметки великого французского писателя и стихотворение русского поэта, сочиненное в столь трагических обстоятельствах, дали этим книгам вторую жизнь, новое, несравненно более яркое звучание.

и не пропали для будущих поколений. Таким образом в Риге оказалась книга с рукописными заметками Стендаля, которая является одним из самых ценных материалов фонда редких книг и рукописей Государственной библиотеки Латвийской ССР.