Приглашаем посетить сайт

Кареев Н.И.: Французская революция в историческом романе.
II. Исторические романы Дюма.

II. Исторические романы Дюма.

Конечно, в этюде моем был бы большой пробел, если бы Дюма был совсем пропущен. Он был одним из наиболее знаменитых французских романистов середины прошлого столетия (он родился в 1802 году, начал писать лет двадцати от роду и умер в 1870 году). Написал он вообще удивительно много, и его произведениями современники прямо зачитывались, а среди его романов были и как раз исторические с сюжетами из времен революции.

Но дело именно в том, что, по собственному признанию Дюма, исторический сюжет был для него только «гвоздем, на который он вешал свои картины». Дюма был прежде всего человеком с необычайно развитой фантазией, которая руководила не только его литературным творчеством, но и самою его жизнью, в которой он был, что называется, очень широкою натурою. Ему нравилось изображать порывистых, энергичных людей, любителей всякого рода похождений и приключений, храбрых и верных, великодушных и способных быть беззаветно преданными тому, чему брались служить. Критики Дюма не раз замечали, что ему удавались лишь мужские фигуры, герои его романов и драм, тогда как женские фигуры у него выходили безжизненными, не яркими, мало годными для того, чтобы быть настоящими героинями. Настоящая стихия, в которой его герои находят удовлетворение для своих основных инстинктов, есть стихия борьбы, так сказать, борьбы ради нее самой, а это как раз дает повод для создания таких положений, в которых нужны особая изобретательность и отвага, для изображения таких приключений, в которых герой мог бы проявить лучшие качества своей природы. Необузданное воображение Дюма превращало его замыслы чуть не в сказки, получавшие, благодаря талантливости автора, захватывающую читателя увлекательность. Наиболее характерыми произведениями Дюма являются и наиболее известные «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо», эти два фантастических романа, в которых на первом плане — похождения героев и разные с ними приключения. Из исторических романов Дюма рядом с этими двумя можно поставить «Кавалера де Мэзон-Руж», который в одном русском переводе назван кавалером (а может быть и рыцарем) из Красного Замка. Это—роман из эпохи французской революции с очень фантастической фабулой и читающийся не без интереса, как хорошо рассказанная сказка. Дюма сам его переделал в театральную пьесу, имевшую громадный успех, а вставленная в нее песня «Mourons pour la patrie» (Умрем за отечество) получила даже большую популярность в революцию 1848 года. Скажу только, что вся суть романа — в усилиях героя освободить из заключения в Тампле пленную королеву, злосчастную Марию-Антуанетту. Воспоминание у меня, однако, об этом романе осталось довольно смутное, и как-то тем не менее мне не захотелось возобновить в своей памяти подробности этой сказки. Более или менее то же самое можно сказать и о других романах Дюма, сюжеты которых взяты из той же эпохи.

«Ожерелье королевы», как показывает самое название, идет речь о знаменитом мошенничестве с дорогим ожерельем, которое было куплено, за несколько лет до революции, для Марии-Антуанетты и из-за которого разыгрался большой скандал, бросивший тень на имя самой королевы. Самое это «дело»—отличный материал для так называемого плутовского или уголовного романа.

«Анж Питу» героем является действительная личность, носившая это имя. Это был молодой парижский уличный певец, бывший настроенным роялистически и дававший волю этому настроению в своих песенках. Его неоднократно подвергали аресту, а при директории он был сослан в Кайенну, откуда бежал уже после 18 брюмера.

Назову еще роман Дюма «Графиня де Шарни», также из эпохи революции и с очень сложным содержанием.

«Женщина с бархаткой на шее» («La femme au collier de velours»), кажется, по-русски не переведенный. На сцене два совсем юных немца: Гофман, музыкант, поэт и живописец, известный автор фантастических повествований, и его друг Варнер, которые отправились во Францию в самый разгар террора; но в романе говорится гораздо больше о музыке и о театре той эпохи, чем о политических событиях, хотя главный герой Гофман и интересуется политикой. Его приключения отчасти обусловливаются тем, что он - пруссак, а Франция как раз вела войну с Пруссией. Впрочем, для истории тогдашних нравов роман дает немало черт, хотя бы более внешнего характера (кабачки, игорные дома и т. п.). Все, что рассказано в романе, легко могло бы случиться, пожалуй, и не во время революции, если бы вообще могло случиться, так как происшествие, являющееся центральным в романе, совершенно в духе фантастических невероятностей, характеризующих творчество Гофмана. Главный эффект в романе такой: герой провел ночь с возлюбленной, которая утром оказалась трупом с отрубленною головою, при чем место отделения головы от шеи было замаскировано бархатной ленточкой с аграфом. Это совсем в гофмановском жанре.

подземельями, и со всякими переодеваниями, и со всевозможными неожиданными встречами, и с удивительнейшими случайностями иных видов, но менее всего в дальнейшем я буду иметь в виду такие прикрасы, держащие внимание читателя в постоянном напряжении, в чем именно Дюма и был величайшим мастером. В указываемом отношении французская революция представляет собою весьма благодарную эпоху, подобно всем временам внутренних смут и внешних войн, когда нарушается мирное течение жизни и люди делаются игрушками рока, испытывают разные приключения, подвергаются всяким опасностям.