Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Якоб Рейнгольд Ленц (Jakob Michael Reinhold Lenz, 1751—-1792)

Якоб Рейнгольд Ленц

(Jakob Michael Reinhold Lenz, 1751—-1792)

Значнтельным явлением в литературе «Бури и натиска» было творчество Ленца. Оно развивалось под сильным влияние идей Гердера и поэтического опыта Гете. Тем не менее Ленц, как писатель, имеет свое лицо. Особое внимание он уделяет тому, чтобы усилить социально-педагогическую роль искусства, превратить его в средство формирования волевых человеческих характеров.

Ленд родился в семье бедного деревенского священника в Лифляндии, входившей в состав Российской империи. После окончания латинской школы в Дерите он поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Здесь юноша Ленд, начинающий поэт, был захвачен новыми поэтическими веяниями времени. В 1771 г. он едет в Страсбург, ставший в то время центром штюрмерского движения. Знакомство с Гете окончательно определило направление литературной деятельности Ленца. В 70-е годы Ленд создает в духе штюрмерской эстетики драмы «Домашний учитель», «Новый Меноза», «Солдаты», пишет теоретический трактат «Заметки о театре».

С 1776 г. начинается период скитальческой жизни Ленца. Он, как и Клингер, в поисках счастья едет в Петербург, а затем в Москву. Но писатель по-прежнему бедствует, страдает от своего психического недуга. В России Ленц познакомился с некоторыми русскими писателями, в том числе с Н. М. Карамзиным. Жизнь Ленца оборвалась трагически. В 1792 г. его подобрали мертвым на одной из московских улиц.

Как теоретик Ленд известен благодаря трактату «Заметки о театре» (Anmerkungen iibers Theater, 1774). Трактат пронизан духом историзма. Следуя традициям Гердера, Ленд решительно выступает против подражания античным образцам. Новое время, по его мнению, требует нового искусства. Ленц отвергает теорию трагедии, развитую Аристотелем в его «Поэтике». Она неприемлема для него прежде всего своим фатализмом. Древние греки, как полагает Ленд, во всем искали вмешательства рока. В связи с этим в их театре главным было действие, а характеры играли лишь подчиненную роль. Исходя из бунтарской идеологии своего времени, Ленд борется за то, чтобы освободить человека от власти роковых сил, внешних обстоятельств, сделать его творцом собственной судьбы. Поэтому центральное место в пьесах трагического плана он отводит герою и призывает искать причины его взлетов и падений в нем самом. «Трагедия никогда не была у нас, как у греков, — пишет Ленц, — средством поведать последующим поколениям о чрезвычайных событиях: ее цель — рассказать о выдающихся личностях».

Автор «Заметок» ратует за драматургию аналитическую, в которой исследовались бы мотивы поведения героя, причины его страданий и гибели. «Поэт, — восклицает Ленц, — я требую от тебя отчета! Ты не должен подвергать человека пыткам, не объяснив, за что». Ленц призывает писателей быть верными действительности, изображать человека и жизнь во всей их сложной противоречивости.

Первым художественным опытом Ленца была драма «Домашний учитель» (Der Hofmcisier, 1774). События ее взяты из действительности. Пьеса отличается острым социальным критицизмом. В ней подвергается критике система домашнего воспитания, принятая в дворянских семьях. Прусский майор Берг приглашает в дом в качестве воспитателя своего сына Леопольда некоего Лойфера, который в бытность свою студентом чаще посещал рестораны, чем университет. Лойферу живется несладко под началом Берга, но и сам он ведет себя недостойным образом, совращая Густхен, сестру Леопольда, готовую с отчаяния и позора броситься в пруд. Ленц противопоставляет Лойферу бедного, но необыкновенно честного деревенского учителя Венцеслава, который стремится привить своим ученикам навыки «прямого письма». «Человек, не умеющий прямо писать, — заявляет он, — не может и прямо действовать». В пьесе Ленца налицо протест против социальной системы, обрекающей на нищенское существование подлинных воспитателей и учителей парода и обеспечивающей жизненные блага людям, ведущим паразитическое существование.

Пьеса «Солдаты» (Die Soldaten, 1776) в еще большей степени, чем «Домашний учитель», связана с непосредственными жизненными впечатлениями автора. Предметом критики здесь является немецкое офицерство, его распущенность. Главный герой — легкомысленный офицер Депорт. Жертвой его развращенности становится Мария Везенер, девушка из бюргерской семьи. Ей кружит голову эфемерная возможность стать знатной барыней. Тщеславные мечты Марии поддерживает ее отец, оплачивающий долги мота и картежника Депорта. Мстителем за поруганную честь Марии выступает ее жених, честный Штольциус. Проникнув к Депорту под видом слуги, он отравляет его во время обеда и сам кончает жизнь самоубийством. Перед смертью Штольциус произносит речь, в которой он от имени бюргерства выступает обличителем офицерской дворянской касты. В пьесе налицо социальный конфликт, но он не обнажен до конца, не имеет четкой демократической направленности. В драме нет подлинно положительного героя. Мария не обнаружила ни должной сословной гордости, ни моральной стойкости. Лишь Штольциус пытается удержаться на высоте бюргерского самосознания. Однако предпринятый им акт мщения заканчивается гибелью его самого.

Критика Ленцем современного ему общества была неглубокой, она не предусматривала серьезных социальных преобразований. Ратуя в «Заметках о театре» о введении в современную драматургию активного героя, Ленц понимал активность весьма ограниченно, сводя ее к действиям морального характера.

© 2000- NIV