Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
XVIII век. Эпоха Просвещения

XVIII век.

Эпоха Просвещения

Германия в XVIII в. была лишена национально-политического единства и представляла собой конгломерат слабо связанных друг с другом феодальных государств. Страной правило свыше трехсот больших и малых властителей. Каждый из них чувствовал себя в своих владениях суверенным государем, пользовался правом проводить угодную ему политику во всех сферах жизни. Немецкие князья угнетали и тиранили народ.

Национально-политическая раздробленность страны мешала экономическому и культурному развитию немецкого общества. Поэтому борьба за объединение была главной задачей времени, За ее успешное решение боролись все передовые немецкие мыслители и писатели. Противниками единства выступали Феодальные и церковные магнаты, ратовавшие за сохранение средневековой отсталости, темноты и невежества.

В Германии XVIII в. весьма слабы были силы прогресса. В стране не было революционного класса, способного возглавить борьбу с феодальной и церковной реакцией. Немецкое бюргерство было экономически отсталым и трусливым. Оно обслуживало преимущественно княжеские дворы и армию, чувствовало себя зависимым от правящей клики, стремилось к политическому компромиссу с господствующими классами общества. Не отличался революционной активностью и немецкий народ (крестьянские массы, городской люд). Он был также проникнут раболепием, жалким торгашеским духом. «Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, — пишет Энгельс характеризуя положение в Германии в XVIII в., —и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений»1.

Единственную надежду па лучшее будущее передовые люди Германии видели в отечественной литературе. Только она в ту позорную эпоху служила проводником передовых идей. Лишь в ней получали свое выражение настроения недовольства общественно-политическим гнетом. Немецкое XVIII столетие дало миру целый ряд великих писателей-просветителей (Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер и др.), разделявших идеалы европейского Просвещения.

Просветительское движение было особенно революционным во Франции, где оно выдвинуло таких великих мыслителей, общественных и литературных деятелей, как Вольтер, Дидро, Руссо, готовивших своим творчеством умы к восприятию идей грядущей революции. Немецкие просветители ввиду отсталости Германии были более умеренными в своих общественно-политических взглядах. Они, как правило, были противниками революционных преобразований общества. Энгельс, отмечал черты филистерской ограниченности даже в мировоззрении Гете. Тем не менее все они настроены антифеодально, обличают княжеский деспотизм, критикуют бюргерство за политическую пассивность и сервилизм.

Большие успехи в Германии XVIII в. делает философия. Немецкие писатели-просветители были одновременно и философами. В своих философских сочинениях они ставили вопрос о воспитании человека в гуманистическом духе (Лессинг, Шиллер, Гете, Гердер), разрабатывали проблемы специфики различных видов искусства (Лессинг) и эстетического суждения (Кант, Гете), внесли в науку исторический метод исследования, говорили об обусловленности обстоятельствами человеческих взглядов и вкусов. Немецкая просветительская литература прошла в своем развитии четыре периода. Первый падает на 20—50-е гг. XVIII в. В это время в литературной жизни Германии в основном господствует классицизм (Готшед и др.) Классицисты уходили в поисках материала в историческое прошлое. Живая современность не получала непосредственного воплощения в их творчестве. Поэтическое слово использовалось ими как средство пропаганды своих морально-политических истин. В 40-е годы на смену классицизму приходит реалистическая бюргерская литература, представители которой (Геллерт и др.) начинают изображать современную им действительность. Их положительным героем является не человек, наделенный «стальным сердцем», как это имело место у Готшеда, а самый обыкновенный бюргер, обладающий всевозможными добродетелями (чувствительностью, гуманностью и т. п.).

Второй период Просвещения (60-е гг.) ознаменовался победой реалистических принципов изображения жизни. Главой просветительского движения в это время становится Лессинг. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он разрабатывает основы просветительского реализма, доказывает неправомерность перенесения законов античного творчества в современность, подчеркивает право немецких писателей XVIII в. на изображение безобразного, на критику феодальной действительности.

Просветительский реализм — это следующий после реализма литературы Возрождения этап в развитии мирового реалистического искусства. Просветители-реалисты (Лессинг, молодой Шиллер, Гете) со своих позиций раскрывают противоречия современного им общества, рисуют исторически правдивую картину жизни. В своих произведениях они создают образ положительного героя, обладающего высоким просветительским сознанием, воплощая в нем чувства и мысли передовых людей эпохи Просвещения (Одоардо, Минна фон Барнхельм у Лессинга, Фердинанд, Луиза Миллер у Шиллера и другие). В просветительском реализме отчетливо обнаруживаются два пласта — реальный (обличающий безобразное) и идеальный (связанный с воплощением идеала прекрасного). Однако просветительская «идеальность» не есть что-то надуманное, она взята из жизни, содержит в себе большое объективное содержание. Обличение княжеского деспотизма сопровождается бурным выражением чувств революционного протеста. Наиболее полно эти настроения воплотились в раннем творчестве Гете и Шиллера. Писатели третьего периода (70-е — начало 80-х гг.) называли себя штюрмерами, а представляемое ими литературное направление вошло в историю как движение «Бури и натиска» (Sturm und Drang). Штюрмерская литература ознаменовалась утверждением героя-бунтаря, обладающего большой жизненной конкретностью, ярко выраженными индивидуальными чертами.

В четвертый период (вторая половина 80-х—90-е гг.) в немецком Просвещении снова возрождаются тенденции классицизма, но в особом, «веймарском», варианте. Они возникли как Реакция на бунтарство штюрмеров, которое практически оказалось бесплодным. Немецкий народ не был готов к революционной борьбе. Гете и Шиллер, разочаровавшись в революционном методе преобразования действительности, переходят на позиции гуманизма, эстетического воспитания человечества. Наиболее показательными произведениями «веймарского классицизма» являются «Ифигения в Тавриде» Гете, стихотворения на античные темы Шиллера («Боги Греции» и др.), созданные им в Веймаре накануне и в ходе французской революции XVIII в. Героем их выступает не бунтарь, а человек гуманного образа мыслей, оказывающий благотворное воздействие на окружающих своей человечностью. В «веймарском классицизме» получают отражение прежде всего положительные, идеальные явления жизни. Главное место здесь занимает человек нравственно прекрасный, воплощающий в себе высокие, общечеловеческие идеалы (Ифигения, Тассо у Гете, Вильгельм Телль, Иоанна у Шиллера). «Веймарские классицисты» изгоняют из творчества все мелочное, повседневное. В их произведениях раскрываются конфликты большого исторического значения — борьба за свободу мысли, за национальную независимость. Несмотря на известную отвлеченность, «веймарский классицизм» отражал большую правду истории и в этом плане был близок реализму.

Примечания.

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 2, с. 562.

© 2000- NIV