Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов институтов и факультетов иностранных языков. Оно написано в соответствии с программой по немецкой литературе и с учетом новых требований. Построение пособия — обзорные и монографические главы— позволяет охватить изучаемый материал и дает представление о связи немецкой литературы с другими европейскими литературами.

В каждом разделе пособия дана характеристика исторической обстановки и литературного развития страны в рассматриваемый период, прослеживается становление литературных направлений. Особое внимание уделяется прогрессивной тенденции в литературном развитии.

Литература средних веков (V—XV вв.) —это огромная эпоха, «вмещающая» примерно десять столетий. В произведениях этого времени отражаются исторические события, связанные с великим переселением народов (V—VI вв.), с формированием и упрочением феодального строя, с зарождением в его недрах городского сословия. Средневековая литература богата замечательными памятниками. Это героический эпос «Песнь о Нибелунгах», рыцарские романы Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского, поэзия миннозингеров.

Литература Возрождения приходится на XVI в., когда в Германии широкое распространение получают гуманистические идеи, подвергаются острой критике католическая церковь и феодальный строй, поднимается волна освободительного движения — Реформация и Крестьянская война.

Гуманистическая культура немецкого Возрождения ярко представлена творчеством Гуттена, Эразма Роттердамского, Ганса Сакса. Произведения писателей-гуманистов носят реалистический характер. Но реализм их еще неглубок, он проявляется преимущественно в конкретном изображении быта и нравов общества, не проникнут духом историзма.

Трагические годы немецкой истории отражены в литературе XVII в. В эту эпоху немецкий народ в результате опустошительной Тридцатилетней войны, усиления феодального и церковного гнета (как следствие подавления крестьянских восстаний) оказался перед лицом тягчайших испытаний. Немецкий гуманизм в это время переживает кризис. Однако гуманистическая мысль не угасает. Она живет в народных песнях, в творчестве Гриммельсгаузена, Грифиуса, Логау и других. Не прорываются и реалистические традиции, главным образом в произведениях сатирического плана. Наряду с бытовым реализмом широкое распространение в искусстве получают барокко и классицизм.

XVIII в. ознаменован мощным наступлением против гнета, морали, правовых и религиозных норм феодального общества. Литература немецкого Просвещения выдвинула таких титанов, как Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер, которые по праву являются национальной гордостью немецкого народа.

Под влиянием французской буржуазной революции 1789—1794 гг. и революции 1848 г., формируются различные течения немецкого романтизма, выходят на литературную арену поэты-демократы 30—40-х гг. — Бюхнер, Гервег, Фрейлиграт, Гейне, развертывается творчество первого поэта немецкого рабочего класса Веерта.

После поражения революции 1848 г. в Германии возобладали реакционные силы, произошло объединение страны под эгидой юнкерской Пруссии. Немецкий капитализм во второй половине XIX столетия осуществляет широкую колониальную экспансию. В литературе этого времени выделяется несколько течений. Реализм XIX в. представлен романами Раабе, Рейтера, Шторма, Фонтане, Шпильгагена и других. В области драматургии традиции реалистического искусства своеобразно преломились в драмах Геббеля, Вагнера.

В 80-е гг. в Германии зарождается натурализм (Гауптман, Крейцер и другие) и несколько позже импрессионизм, символизм и экспрессионизм. Происходит процесс пересмотра принципов реалистического изображения жизни.

Однако в начале XX в. в немецкой литературе усиливаются также критические тенденции (Г. Манн,Т. Манн, Келлерман), получает развитие пролетарская поэзия и марксистская критика (Меринг, К- Либкнехт, Люксембург). Произведения критических реалистов отличаются острым социальным критицизмом и аналитичностью. В них раскрываются причины возникновения общественного зла, обнажается неприглядная сущность буржуазного общества, враждебного человеку и народу.

После поражения Ноябрьской революции 1918 г. на долю немецких писателей выпали тяжелейшие испытания: приход к власти Гитлера, ужас концлагерей, развязанная германским империализмом вторая мировая война. Находясь в годы фашистской диктатуры в эмиграции, писатели-антифашисты Брехт, Зегерс, Бехер, Бредель, Вольф, Вайнерт и другие обличают гитлеризм и вскормившие его немецкие монополии.

После второй мировой войны образовались два немецких государства, и соответственно существуют литературы ГДР и ФРГ. Лучшие немецкие писатели, связавшие свою судьбу с коммунистической партией, с борьбой за осуществление коммунистических идеалов, логически приходят к признанию принципов социалистического реализма — художественного метода, который завоевал в послевоенное время симпатии крупнейших художников мира. Писатели Германской Демократической Республики, стоящие на позициях социалистического реализма, продолжают лучшие традиции Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне и других классиков немецкой литературы, именами которых по праву гордится немецкий народ.

Социалистический реализм вобрал в себя лучшие художественные достижения прошлого и создал новые эстетические ценности, Бехер, Брехт, Зегерс и другие писатели-реалисты нового типа, наследуя все лучшее из художественного опыта немецкого народа и всего человечества, вместе с тем заявили о себе как художники-новаторы, обогатившие мировую литературу замечательными художественными произведениями. Их новаторство проявилось прежде всего в создании образа героя, борющегося за претворение социалистического идеала в жизнь.

В создании учебного пособия авторы опирались на имеющуюся научно-критическую литературу, обобщили свой опыт преподавания немецкой литературы в различных вузах страны.

Пособие рецензировалось кафедрой русской и зарубежной литературы Свердловского пединститута и доктором филологических наук профессором И. Ф. Волковым.

© 2000- NIV