Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Томас Манн (после 1918 г.)

Томас Манн (после 1918 г.)

Под влиянием революционных событий в России и Германии Т. Мани пересматривает свою позицию, ошибочный характер которой становится для него все более ясным. Он осудил свою книгу «Размышления аполитичного».

Т. Манн проявляет возрастающий интерес к политическим проблемам. В своей публицистической работе «О немецкой республике» (Von deutscher Republik, 1923) он защищает демократию, республиканский строй, гневно осуждает монархистов, капповских1 контрреволюционных заговорщиков. Автор выступает в этой статье с позиций абстрактного гуманизма.

Идейная эволюция писателя в первой половине 20-х гг. нашла свое выражение в романе «Волшебная гора» (Der Zauberberg, 1924), которую сам писатель назвал книгой «отречения» от идей, недавно дорогих ему. В романе, начатом еще в 1913 г., много полемики, споров, воссоздающих картину духовной жизни буржуазного общества первой трети XX столетия.

Название романа символично. Оно напоминает старинную легенду о рыцаре Таигейзере, который попадает на волшебную гору в грот древнегерманской богини Хольды, подвергающей его искушению. Своеобразному искушению подвергается и герой романа Ганс Касторп.

Действие романа происходит в высокогорном санатории для легочных больных, куда Ганс Касторп приезжает повидать своего двоюродного брата. Но у него самого обнаружен легочный процесс, и вместо предполагаемых трех недель он вынужден остаться в санатории на целых семь лет. Для Касторпа, как и для других больных, перестает существовать реальная жизнь, так как санаторий совершенно изолирован от внешнего мира. Больные живут здесь, погрузившись в мир собственных переживаний. Болезнь делает людей изнеженными, утонченными, рефлектирующими. Читатель снова встречается с излюбленными для Т. Манна героями и темами болезни, болезненной психологии.

Пребывание в санатории сделало простоватого Касторпа, инженера, выходца из бюргерской среды, человеком думающим, пробудило от духовной спячки.

Судьба столкнула его здесь с двумя примечательными людьми диаметрально противоположных взглядов — итальянским гуманистом Сеттембрини и иезуитом Лео Нафта, каждый из которых стремится склонить Касторпа на свою сторону, сделать его приверженцем своих взглядов.

Сеттембрини —потомок карбонариев, республиканец, поборник гуманизма, идей Просвещения и буржуазной демократии, Отношение писателя к нему двойственное. При всем достоинстве и благородстве этого человека автор считает, что развиваемые им идеи — во многом пройденный этап.

Лео Нафта — проповедник самых реакционных теорий иррационализма, насилия. Он сторонник авторитарного правительства, располагающего диктаторскими полномочиями, противник демократии. В его рассуждениях многое напоминает философию Ницше. В романе подчеркивается социально опасный характер взглядов Нафта. Это своеобразный духовный предтеча фашизма, прикрывающий свою демагогию псевдосоциалистическими фразами.

Ни Сеттембрини, ни тем более Нафта не удается сделать Касторпа сторонником своих теорий.

Интересен в романе образ русской женщины Клавдии Шоша, которую беззаветно полюбил Касторп. Она насмешливо.. относится к буржуазному миру, его морали. Ей свойственна широта взглядов, независимость суждений. Создавая этот образ, автор косвенно подчеркнул свою любовь к русской культуре.

Писатель не разделял клеветнических выступлений буржуазных идеологов против молодой Советской республики. Он считал революцию в России правомерной, а к идеям социализма относился с симпатией. Правда, это был, по выражению В. И. Ленина, «социализм чувства», характерный для ряда крупных писателей XX в. (Эптон Синклер, Уэллс, Шоу и др.). Т. Манн не преодолел еще в это время своих иллюзий относительно буржуазной демократии, полагая, что к более справедливому общественному устройству Запад пойдет иными путями, чем Россия. Каковы будут эти пути — писатель еще не знал. Поэтому не находит своего пути и Касторп. Он покидает санаторий и уезжает на фронт. Ему еще предстоит сделать свой выбор.

«Волшебная гора» имела громадный читательский успех во многих странах. В 1929 г. Т. Манну была присуждена Нобелевская премия.

С точки зрения жанровой «Волшебная гора» — своеобразный синтез воспитательного и философского романа, получившего большое распространение еще в литературе Просвещения. Если «Будденброки» были написаны в традициях романа XIX в., то «Волшебная гора» стала новым типом романа, который иногда называют интеллектуальным.

Во второй половине 20-х гг. Т. Манн все яснее приходит к пониманию того, что социализм — это передовая сила современности. Прайда, социализм он понимает по-своему. В статье «Культура и социализм» (Kultur und Sozialismus, 1929) он считает возможным и желательным союз пролетариата и той части буржуазии, которая сохранила гуманистические традиции. Это необходимо и потому, что писатель видел усиливающуюся опасность прихода к власти нацистов, которых он считал варварами.

Успех национал-социалистов на выборах 1930 г. еще больше укрепил эти опасения, и в статье «Немецкая речь» (Deutsche Ansprache, 1930) Т. Манн снова встревоженно говорит об опасности, угрожавшей в этом случае немецкому народу. Литературно-публицистическая деятельность Т. Манна этой поры приобретает все более активный характер. Он старается воздействовать на действительность в духе гуманистических идеалов. Его литературно-критические статьи 30-х гг. о Лессинге, Гете, Фонтане и художественные произведения — новелла «Марио и волшебник» и тетралогия «Иосиф и его братья» — проникнуты антифашистскими идеями.

В новелле «Марио и волшебник» (Mario und der Zauberer, 1930) Т. Мани осудил все то, что сопутствует фашизму (шарлатанство, демагогия, мистика, иррационализм, осквернение человеческого достоинства). В ней рассказывается о том, как высокомерный и грубый гипнотизер Чинолла надругался над нежными чувствами Марио, слуги из кафе, безответно влюбленного в Сильвестру. На сеансе гипноза Чиполла внушает несчастному юноше мысль о том, что к нему явилась на свидание Сильвестра, и предлагает поцеловать ее. Марно при всеобщем хохоте целует уродливое лицо гипнотизера. Очнувшийся юноша понимает, что над ним грубо посмеялись и в бешенстве убивает волшебника.

В новелле хорошо передана атмосфера фашистской Италии 20-х гг. с ее культом грубой силы, шовинизмом и мистикой.

Работу над «Иосифом и его братьями» (Joseph und seine Briider) писатель начал еще во второй половине 20-х гг., а закончил только в 1942 г. Эпопея состоит из четырех томов: «История Якова» (Die Geschichten Jaacobs), «Молодой Иосиф» (Der junge Joseph), «Иосиф в Египте» (Joseph in Ägypten) и «Иосиф-кормилец» (Joseph, der Ernährer). Первые два тома были закончены в Германии до фашистского переворота, два последних — в эмиграции.

В основу тетралогии писатель положил библейский миф об Иосифе Прекрасном. В статье «Иосиф и его братья» автор объяснил причины, побудившие его обратиться к мифу: он хотел отобразить некие общие, типические явления человеческого бытия, минуя бытовые, житейские мелочи. Глубокий интерес к сюжетам, дающим возможность изображать жизненные проблемы максимально обобщенно, впервые проявился в «Волшебной горе», «Томасу Манну, — отмечает Б, Сучков, — как художнику вообще была свойственна склонность к символической универсализации характеров героев своих произведений...»2

Библейский миф получил у писателя гуманистическое истолкование, т. е. в конечном итоге антифашистскую направленность. На библейскую историю Т. Манн взглянул глазами гуманиста XX в.

«Иосиф и его братья» представляет собой своеобразную социальную утопию, в которой поставлена проблема соотношения человека и общества, проблема гармонического общественного устройства. У главного героя Иосифа в детстве проявляются эгоистические стремления. Будучи более умным и одаренным ребенком, чем его братья, он чрезмерно возгордился. Он полагает, что он лучше других, и братья должны любить его и подчиняться ему. Иосиф не замечает того, что братья ненавидят его за заносчивость и ябедничество. Они решают убить его, сбросив в колодец, но случайно проезжавший мимо купец спасает его. Иосифа продают в рабство. Жизнь преподносит ему один суровый урок за другим, и он постепенно научается подавлять свои эгоистические стремления, начинает уважать других.

Со временем Иосиф становится выдающимся государственным деятелем, весьма предусмотрительным и мудрым. Египетский народ во многом обязан ему своим спасением от голодной смерти, так как накануне неурожайных годов он сделал большие запасы зерна.

Иосиф разрабатывает ряд прогрессивных реформ, направленных на укрепление власти фараона, египетского государства в целом. Во время правления Иосифа страна процветает.

Образ умного, гуманного государственного деятеля, который так нужен людям, имел явно современное звучание. Этим образом писатель косвенно осуждал тиранических правителей фашистского рейха.

Тетралогия об Иосифе большого успеха не имела и не сыграла той роли в антифашистской борьбе, на которую, по-видимому, рассчитывал автор.

«Лотта в Веймаре» (Lotte in Weimar, 1939) явился результатом многолетних раздумий писателя над творчеством и личностью Гете, интерес к которому он пронес через всю свою жизнь. В разное время он посвятил Гете ряд литературно-критических статей. Наибольший интерес для понимания замысла романа имеет статья Т. Манна «Вертер» Гете» (Goethes Werther, 1938), в которой содержатся интересные мысли о характере нового романа. Работа над наследием великого поэта-гуманиста имела ясно выраженное антифашистское звучание.

в «Страданиях молодого Вертера». Уже пожилой женщиной, через 44 года после событий, описанных Гете в «Вертере», она приехала в Веймар, чтобы взглянуть на человека, который когда-то был робким, влюбленным в нее юношей, а теперь стал самым знаменитым писателем, веймарским министром, «его превосходительством». Лотта, таким образом, выступает и как героиня романа «Вертер», и как живой человек.

Но «Лотта в Веймаре» — это прежде всего роман о Гете, образ которого предстает во всей сложности и многогранности его натуры. Читатель постепенно постигает величие и сложность Гете. Знавшие его приходят к Лотте, и каждый что-то рассказывает о Гете, добавляя все новые штрихи к портрету великого человека. Никто из них в отдельности не в состоянии постигнуть всей сложности и многогранности его гения, но общими усилиями они воссоздают его образ. Сам Гете появляется лишь в двух эпизодах, но тем не менее образ его ярок и рельефен,

Первый, кто узнает Лотту, был Магер, кельнер гостиницы. Затем ее навещают секретарь Гете Ример, Адель Шопенгауэр, сестра философа, сын поэта Август, принесший от имени отца приглашение на званый обед.

Все они по-разному рассказывают о поэте, каждый раз по-новому повертывая тему «великого олимпийца».

Исследователи творчества Т. Манна отмечают этот излюбленный им прием построения сюжета, который создается из неоднократного повторения, вариаций сходного материала3.

Из всех собеседников Лотты значительный интерес представляет Ример, который ближе всего соприкасается с творческой лабораторией поэта. Личность Римера оставляет противоречивое представление. Его самолюбию льстит, что он находится рядом со столь великим человеком. В то же самое время тщеславие и завистливость заставляют его чувствовать некоторую неудовлетворенность своим скромным служебным положением: он считает себя способным на большее, чем быть секретарем. Ример — человек суховатый, свободный от всяких иллюзий. Его суждения о Гете трезвы, в них нет никакой восторженности. Он знает себе цену и не склонен восторгаться даже гением. Быть рядом с Гете, по его словам, почетно, но не легко. Он подавляет всех, ради искусства жертвует своими чувствами, привязанностями близких людей. И все-таки обаяние гения столь велико, что Ример гордится тем, что он может быть полезен Гете.

В уста Гете Т. Мани вкладывает пророческие слова о том, что в будущем шовинизм приведет немцев к чудовищным извращениям. Столь же злободневно звучат и слова поэта о дружбе и сотрудничестве разных народов, о вреде националистической ограниченности.

В «Лотте в Веймаре» Т. Манн впервые критически изображает Германию XVIII и начала XIX в. (до этого он несколько идеализировал ее). Он показывает усиление шовинизма, прусской военщины, национализма. Все это сулит немецкому народу самые роковые последствия. Эти места романа имели особенно актуальное и злободневное звучание. Они разоблачали нацистскую идеологию.

В целом образ Гете получил в романе правдивое многостороннее отображение. Он и великий поэт, и мыслитель, и осторожный, расчетливый политик. Невольно вспоминаются известные слова Энгельса о сложном и противоречивом облике великого Гете.

— крушение буржуазного общества. Эта тема поставлена уже в первом большом произведении писателя — в «Будденброках», в «Волшебной горе» она продолжена. В неоконченном романе «Признания авантюриста Феликса Круля» (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull), написанном в конце жизни, эта тема находит свое завершение: в нем показано полное разложение и моральная деградация буржуазного общества.

Главный герой романа — беспринципный авантюрист Феликс Круль. Его история начинается с того, чем закончилась история Будденброков, — с распада семьи. Отец Круля, в недавнем прошлом состоятельный буржуа, разорился, и семья распалась.

Жизнь Феликса, оказавшегося вначале на самом дне жизни, полна всевозможных приключений. Поэтому вполне естественным выглядит решение автора изобразить его жизнь в традициях плутовского романа. Феликс с самого начала выступает авантюристом. Ему не захотелось служить в армии, и он ловко разыгрывает душевнобольного. Затем он становится кельнером в богатом парижском отеле, где перед ним раскрывается вся изнанка буржуазного Парижа. Здесь завершается его «воспитание».

Развенчивая авантюризм, беспринципность, внутреннюю опустошенность Круля, автор выносил беспощадный приговор породившему его буржуазному строю, который давно изжил себя.

Замысел «Доктора Фаустуса» (Doktor Faustus, 1947) относится к периоду второй мировой войны, работа над ним началась в 1943 г. «Доктор Фаустус» — типичный пример интеллектуального романа, романа идей. В нем много философских раздумий о судьбах буржуазной культуры, о трагической судьбе художника в буржуазном мире. В одной из своих речей Т. Манн назвал «Доктора Фаустуса» «романом конца».

сложилась, однако, трагически.

«Доктор Фаустус» — роман сложный по своей композиции. Цейтблом пишет воспоминания о своем друге в 1943—1945 гг., но рассказывает о событиях конца XIX и первой трети XX в. Время от времени Цейтблом возвращается к событиям современности, второй мировой войны. Он осуждает гитлеровцев, считая их виновниками войны, хотя не отваживается на активную борьбу против фашизма. Он в основном кабинетный ученый, созерцатель.

Совмещение двух временных планов — исторического и современного — создает в романе историческую перспективу. Этот прием удачно используется автором для раскрытия идейного замысла романа: нарисовав то или иное социальное, идеологическое, культурное явление прошлого, писатель показывал, во что оно вылилось в эпоху написания романа. Так, националистические, шовинистические идеи прошлого переросли в эпоху империализма в разбойничью идеологию фашизма.

Как известно, в основу жизнеописания Леверкюна Т. Манн положил биографию Ницше, поклонником философии которого был в молодости. С годами писателю стал более ясен реакционный смысл ницшеанства, подготовившего появление нацистской идеологии.

Адриан Леверкюн — выходец из благочестивой бюргерской семьи. В юности он думает о духовной карьере и изучает богословие, позднее увлекается музыкой, ставшей делом всей его жизни. Леверкюн формируется в эпоху острейшего кризиса буржуазной культуры, поэтому он отказывается от традиций классической музыки, от Бетховена, сочиняет абстрактную, модернистскую музыку.

Во время галлюцинации герою видится дьявол, с которым он, как Фауст, заключает договор. За проданную душу Леверкюну обещана возможность в течение 24 лет создавать совершенные произведения. В состоянии безумия Леверкюн сочинил симфонию «Горестные жалобы доктора Фауста», пронизанную полнейшим отчаянием, неверием в человека, чувством безмерной жестокости современной жизни.

Писатель осуждает модернистское искусство, отказывая ему в праве на существование. Художник, по его мнению, несет моральную ответственность перед народом, которому он обязан служить.

В романе показано, что музыка «аполитичного» Леверкюна, развенчивающая человека, изображающая его слабым и беспомощным перед жизнью, объективно служила интересам нацистов.

Ложное направление, в котором развивалась музыка Леверкюна, приводит его к творческой гибели. Гибнет он и как человек, который при жизни приносил окружающим его людям одни лишь несчастья.

оружия. В известной статье «Антибольшевизм — главная глупость нашей эпохи» он осудил «холодную войну», направленную против СССР, против идей коммунизма.

Писатель создает ряд интересных литературно-критических работ, в том числе статьи о Толстом и Чехове. Примечательно, что одной из последних его работ является «Опыт о Чехове» (Versuch über Tschechow, 1954).

В 1955 г. Т. Манн выступил с юбилейной речью о Шиллере (Versuch tiber Schiller), которая стала своеобразным духовным завещанием писателя. В этой взволнованной речи, обращаясь ко всему немецкому народу, перенесшему две страшные мировые войны, он осудил реваншистские круги. Писатель призывал следовать великим гуманистическим традициям Шиллера и жить в мире с другими народами.

1 Капповцы — участники капповского путча, неудавшегося контрреволюционного переворота в Германии в марте 1919 г., пытавшиеся реставрировать монархию и установить диктатуру буржуазии.

3 См.: Адмони В. Г. и Сильман Т. И. Томас Манн, с, 220,