Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Теодор Шторм (Theodor Storm, 1817—1888)

Теодор Шторм

(Theodor Storm, 1817—1888)

Своеобразное преломление гуманистические и реалистические традиции немецкой литературы нашли в творчестве Теодора Шторма, который был одним из любимых писателей Томаса Манна.

Шторм — выходец из бюргерской среды Шлезвиг-Гольштейна, находившегося в те годы под датским владычеством.

Его отец был состоятельным адвокатом. Будущий писатель также значительную часть своей жизни вынужден был заниматься адвокатурой.

Литературная деятельность Шторма начинается в 40-х гг. В 1843 г. вместе с двумя университетскими друзьями, братьями Моммзен, он выпускает книгу стихов «Песни трех друзей» (Liederbuch dreier Freunde), в которых сказались романтические веяния. Воздействие позднего романтизма можно ощутить в творчестве Шторма вплоть до 50-х гг. Для стихов начинающего поэта характерна любовь к родному краю, народному творчеству, отдельные мотивы которого находят преломление в его лирике.

Революционные события 1848 г. вызвали оживление освободительного движения в Шлезвиг-Гольштейне. Шторм относится к этому движению с горячим сочувствием и принимает в нем живейшее участие. Но освободиться от датской оккупации удалось только в 1863 г. После подавления движения Шторм вынужден был эмигрировать за пределы Шлезвиг-Гольштейна.

Шторм вошел в историю немецкой литературы как талантливейший поэт-лирик и новеллист.

Значительная часть лирики Шторма посвящена сложному миру человеческих переживаний, особенно теме любви. В ней находят хвое волнующее выражение такие мотивы, как радость встречи и горечь расставанья, неудавшаяся любовь. В поздние годы чаще звучат мотивы уходящей молодости, надвигающейся старости, одиночества.

Яркими образцами подобной лирики являются широко известные его стихи «Гиацинты», «Рука женщины». Последнее стихотворение носит глубоко психологический характер. В нем поэт говорит о душевной драме женщины, о скрываемых ею страданиях.

Я знаю, ни единый стон
С уст молчаливых не сорвется.
Но в тайне, что хранят уста,
Твоя рука мне признается.
Я взгляд не в силах отвести,
На ней остался след страданья,
Ведь за ночь ей передалось
Больного сердца трепетанье.

(Пер. А. Энгельке)

«В лирике Шторма, которую он несчетное количество раз просеивал и процеживал, остались, кажется, одни жемчужины... По меньшей мере пять-шесть образцов этой лирики могут быть поставлены в один ряд с самыми высокими и чистыми творениями человеческого духа, которым глубина чувства и совершенство языка дают право на бессмертие»1.

У Шторма есть и политическая лирика, в которой слышны отзвуки бурных событий 1848—1849 гг. Так, в стихотворении «Осенью» (Im Herbst), «Могилы в Шлезвиге» (Gräber im Schleswig), «Прощание» (Abschied) с большой силой звучат освободительные патриотические мотивы. Автор пишет о мужестве молодежи, пролившей кровь за свободу родного края.

Мастерство Шторма-прозаика проявилось прежде всего в новеллистике, которой он отдавал предпочтение перед большими эпическими жанрами. И в ней сказывается лирический склад его характера. Недаром Шторм писал, что его новеллистика выросла из лирики. Новеллы Шторма лиричны, он стремился к показу внутреннего мира человека, к созданию у читателя определенного настроения. Сюжет для него не является главным.

«Иммензее» (Immensee, 1849). В ней мало внешних событий, зато обстоятельно и топко рисуется смена различных душевных настроений героя. В новелле воссоздается горькая история разрушенного счастья, неудавшейся любви Рихарда Вернера, любимая девушка которого выходит замуж за богатого дельца.

Лирическое начало ясно ощутимо и в новелле «В университетские годы» (Auf der Universität, 1863), в центре которой — трагическая история дочери портного Лоры, загубленной богатым бездельником. Значительное место в новелле занимает тема социального неравенства. С нескрываемым осуждением показан в ней мир богатых тунеядцев.

В ряде других новелл Шторма на первом плане — социальная проблематика, разрабатываемая в реалистическом духе. Сюда относится известная новелла «В замке» (Im Schloss, 1861), в которой ставится тема осуждения поместного уклада жизни, его несостоятельность в новых условиях. Автор показывает, как старое дворянское поместье доживает свой век, хотя его обитатели не отрешились от чувства высокомерия и надменности.

Этим людям вымирающей касты противопоставлен крестьянский сын Генрих Арнольд, воплощающий в себе новое, здоровое жизненное начало. Он талантливый человек, упорный труженик, многообещающий молодой ученый. Во всех отношениях он стоит на голову выше титулованной знати.

С годами критическое отношение писателя к окружающему миру усиливалось. В тесной связи с этим наблюдается и усиление трагизма в его новеллистике. При этом трагический исход чаще всего мотивируется господством буржуазно-денежных отношений, духом стяжательства. К наиболее известным новеллам такого характера относятся «Карстен Попечитель» (Carsten Curator, 1877), «Ганс и Гейнц Кирх» (Hans und Heinz Kirch, 1882) и др. В последней новелле автору удалось с большой силой показать семейную драму Кирхов. Гордый и независимый Гейнц восстает против тирании отца, удачливого и сильного человека, руководствующегося, однако, лишь коммерческими соображениями. В конце концов он теряет своего сына, который находит более значительные нравственные ценности за пределами собственнического мира.

«Всадник на белом коне» (Der Schimmelreiter, 1888). В ней автор обретает подлинно народного героя Хауке Хайена, строителя заградительных плотин, играющих большую роль в жизни приморского края.

Хауке — сын сурового и мужественного народа — всю свою жизнь посвятил строительству плотин. Он заботится не о личном благе, он борется с силами природы, с косностью людей, относящихся с недоверием и даже враждебностью к его бескорыстному подвигу.

Для создания характера народного героя в повести удачно использован фольклорный колорит. Из фольклора заимствован и образ всадника на белом коне.

Однако некоторые новеллы Шторма не свободны от элементов идеализации, сентиментальной идиллии, ослабляющих реализм писателя. Недаром И. С. Тургенев, высоко ценивший талант Шторма, прочитав новеллу «Из заморских стран» с примирительной концовкой, выразил пожелание, чтобы у нее была трагическая развязка, что более соответствовало бы жизненной правде.

Среди писателей-реалистов второй половины XIX в. видное место занимает Роберт Швейхель (Robert Schweichel, 1821 — 1907). Швейхель был активным участником революции 1848— 1849 гг., человеком революционных взглядов. После победы реакции он подвергался преследованиям властей и был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Позднее вместе с В. Либкнех-том и А. Бебелем Швейхель принимал участие в организации социал-демократической рабочей партии Германии, был активным участником рабочего движения.

— талантливый литератор, написавший немало произведений и среди них замечательный роман из эпохи Крестьянской войны «За свободу» (Urn die Freiheit, 1898), который буржуазное литературоведение замолчало, сделав вид, что этой книги не существует,

Ф. Меринг, по достоинству оценидший писателя, выражал уверенность, что настанет день, когда Швейхель «будет восстановлен в своих правах». И такой день наступил. В ГДР и в нашей стране роман «За свободу» получил глубокое признание и широкое распространение.

Литературное наследие Швейхеля не равноценно. Лучшим в нем остался роман «За свободу». Все предшествующее творчество явилось как бы подготовительной работой к созданию этого произведения. Первый сборник новелл «В горах и долинах» (In Gebirg und Tal, 1864) и ряд последующих книг были посвящены жизни крестьян, простых людей, о которых автор писал с глубокой симпатией. В ряде книг Швейхель изображал жизнь рабочих.

К написанию романа «За свободу» Швейхель готовился долго, тщательно изучая исторические материалы об эпохе Крестьянской войны. За 25 лет до появления романа он опубликовал большую новеллу «Геройская смерть Флориана Гейера» (Florian Geyers Heldentod). Судьбе этого видного руководителя Крестьянской войны будет уделено значительное место на страницах романа.

Действие романа развертывается во Франконии, в той части Германии, где происходили наиболее напряженные сражения восставших крестьян.

книги упоминается имя Томаса Мюнцера.

В отличие от трагедии Лассаля «Франц фон Зикинген» Швейхель уделяет должное внимание изображению восставшего народа. Он создает1 такие яркие образы участников народной войны, как Симон Нейфер, его порывистая сестра Кетэ, подмастерье Каспар Эчлих. Особенно запоминается образ Черной Гофманши, олицетворяющей собой народное горе и жажду мести своим поработителям. Когда-то у нее казнили мужа, теперь она растит внука, чтобы он отомстил за деда, но внук тоже убит дворянином. Черная Гофманша находится среди повстанцев, она неустанно требует беспощадно мстить угнетателям.

— это невыносимый гнет крепостничества.

К восставшим крестьянам примыкают ремесленники, часть бюргерства и рыцарства, но последние оказываются ненадежными, вероломными союзниками. Таков, например, рыцарь Гец фон Берлихинген. Лишь Флориан Гейер, хотя он и выходец из рыцарства, остается до конца верным восставшим. Автору удалось создать живой и полнокровный образ этого вожака повстанцев.

Роман заканчивается поражением Крестьянской войны, но он не имеет пессимистического звучания: простые люди не отказались от надежды на свое освобождение. Мысль о неодолимости народа по-своему выразил Каспар Эчлих: «Конечно, они разбили бедный народ, но его не одолели».

1. Манн Т. Собр. соч. М, 1959—1961, т. 10, с. 17—18,