Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
«Союз рощи»

«Союз рощи»

Близок к движению «Бури и натиска» был в своей программе литературный кружок «Союз рощи», созданный в 1772 г. в Геттингене Иоганном Фоссом. В него входили поэты братья Штольберги, Гельти, Лейзевиц и др. Свои произведения они публиковали в «Геттингенском альманахе муз».

Членов «Союза рощи» объединяла любовь к немецкой старине. Они восхищались бытом древних германцев, песнями миннезингеров, творчеством Ганса Сакса. Их влекло все самобытное, исполненное энергии. Они жаждали свободы, ненавидели тиранов, но свободолюбие многих из них носило отвлеченный характер, не увязывалось с борьбой против современного им феодально-крепостнического строя.

Кумиром бунтарей-геттингенцев был Клопшток. Само название их объединения идет от его знаменитой оды «Холм и роща»: «холм» — это Геликон где встречались древнегреческие музы, «роща» — место бесед бардов. В оде отдается предпочтение средневековым бардам перед античными поэтами, возвеличивается искусство эмоционально напряженное в противовес гармоничному творчеству классиков Древней Греции и Рима. Поклонники Клопштока решительно протестовали против подражания всему иностранному. По этой причине они с презрением относились к Виланду, видя в нем только подражателя фривольной французской поэзии. Возвеличивая Клопштока, члены «Союза рощи» на своих заседаниях глумились над Виландом, раздирали в клочья его поэмы.

Самым крупным писателем среди геттингенцев был Иоганн Генрих Фосс (Johann Heinrich Voß, 1751 —1820). Он выделялся не только своим талантом, но и демократизмом взглядов. Общественная позиция Фосса во многом определялась его происхождением. Дед Фосса был крепостным. Будущий поэт вырос в деревне и хорошо знал подневольную крестьянскую жизнь. В 1772 г. Фосс, после окончания латинской школы и двухлетней службы гувернером, становится студентом богословского факультета Геттингенского университета. Здесь начинается его литературная деятельность. В дальнейшем Фосс служит учителем гимназии, демонстративно отказавшись от духовной карьеры.

Диапазон творчества Фосса достаточно широк. Он автор ряда идиллий (самая известная из них «Луиза»), множества песен, широко известен переводами древнегреческих и римских поэтов (Гомера, Вергилия, Овидия, Горация) на немецкий язык. Но основная заслуга Фосса-поэта в том, что он ввел в немецкую литературу антикрепостническую тему. Ему принадлежит идиллия «Крепостные» (Die Leibeigenen), в которой изображается подневольный труд и тяжкая жизнь немецкого крестьянства. Деревенский парень Михель рассказывает своему другу Гансу о своей горестной судьбе. Помещик обещал ему дать вольную, если он выплатит ему 100 талеров, но подло его обманул. Михель весь горит от негодования, он называет своего мучителя «бессердечным зверем».

Своего наивысшего напряжения антикрепостнический пафос поэзии Фосса достиг в сатире «Юнкер Корд» (Junker Kord, 1783), где выведен отвратительный образ крепостника-тирана, врага разума и человечности.

Надменно он глядит на крыши жалких хижин.
Здесь только он один судьбою не обижен.
Здесь пашут, сеют, жнут — все для его стола,
Здесь превращен мужик в подобие вола.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Фосс восторженно встретил французскую буржуазную революцию. Его не смутил и революционный террор якобинцев. По мнению Г. Гейне, Фосс был «едва ли не самым великим гражданином в немецкой литературе после Лессинга».

© 2000- NIV