Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Романтизм.

РОМАНТИЗМ

Французская буржуазная революция оставила неизгладимый след в духовной жизни немецкого общества. В ряде районов Германии произошли крестьянские волнения. Народные массы жили в ожидании серьезных социальных перемен. В 1792. г. в Майнце возникло «Общество друзей равенства и свободы», возглавляемое выдающимся немецким демократом Георгом Форстером. Оно создало свое правительство, проводившее политику в духе якобинского Конвента. Революционные события во Франции на первом этапе их развития приветствовали многие немецкие писатели (Гете, Шиллер, Гельдерлин, Клопшток, Гердер и др.).

Однако силы прогресса в стране в целом были слабы. Слабость революционного движения в Германии давала возможность дворянству и церкви проводить крайне реакционную внешнюю и внутреннюю политику. Многие немецкие государства принимают активное участие в военных походах против революционной Франции. Но немецкому абсолютизму не удалось задержать победоносного шествия революции. В исторической битве при Вальми французские войска наголову разбили армию реакционной коалиции.

Дворянские и клерикальные круги в Германии стремятся возместить военные поражения идеологическими завоеваниями. Они ведут яростное наступление против якобинской Франции и ее немецких союзников, пытаясь доказать гибельность всяких общественных изменений. Реакция ставит своей задачей дискредитацию разума, свободной критической мысли, она поднимает на щит религиозное миросозерцание.

Немецкая литература конца XVIII — первой трети XIX в. достаточно полно отражает эту сложную расстановку классовых сил в стране. Передовые ее писатели защищают традиции Просвещения. К ним относятся, с одной стороны, Гете, Шиллер, с другой — революционно настроенные романтики — Гельдерлин, Шамиссо, молодой Гейне. К этому прогрессивному лагерю принадлежат также деятели революционной немецкой демократии (Форстер, Зейме и др.). Всех их сближает критический взгляд на феодальные порядки.

К прогрессивному крылу немецкой литературы примыкали некоторые иенские романтики в первый период своего творчества (Ф. Шлегель, Тик).

Интересы консервативных и реакционных сил немецкого общества получили свое отражение прежде всего в общественно-политических трактатах и отчасти в художественных произведениях Новалиса, Арнима, Брентано.

Резко критикуя буржуазный уклад, они в то же время идеализируют монархический строй жизни. В их эстетических взглядах содержалось много положительного. К консервативному направлению примкнули также Ф. Шлегель и Тик после их разрыва с идеями Просвещения и революции.

Весьма сложными были воззрения Клейста, Гофмана. Они представляли собой переплетение прогрессивных и реакционных, религиозно-мистических тенденций.

Немецкая литература первой половины XIX в. развивается в основном под знаком романтизма, который объединял писателей, весьма различных по своим общественно-политическим идеалам, но сходных по типу своего мировоззрения и эстетическому отношению к действительности. Романтика делает романтиком прежде всего определенное миропонимание, получающее свое конкретное воплощение в типе художественного мышления и творчества (в принципе создания образа, характере построения сюжета, композиции и т. д.).

Всех писателей романтической настроенности сближает неприятие буржуазного общества с его культом вещей, властью чистогана, утилитарным взглядом на жизнь, когда духовные ценности (любовь, дружба, красота и др.) приносятся в жертву материальному расчету. Романтики всегда стоят на страже «духа» против угнетения его «материей». Все духовное рассматривается ими как сила динамичная и, напротив, материальное трактуется как что-то инертное, препятствующее развитию человека. Ненавидя утилитарность во всех ее проявлениях, романтики мечтают о таких общественных отношениях, где людей связывали бы не материальные, а духовные узы.

Однако, относясь к одному типу миропонимания и мышления, писатели романтического направления отличаются друг от друга по своему идеалу, по содержанию своих общественно-политических убеждений и, следовательно, по своему художественному методу. Одни из них (Шамиссо, Гельдерлин) заносятся мечтой в «золотой век» будущего, другие (их в немецкой литературе большинство) идеализируют жизнь первобытных народов, античность, средневековый патриархальный уклад. В немецком романтизме два течения, которые объединяют писателей двух романтических методов — революционного, прогрессивного, и реакционного. В творчестве некоторых из них революционные и реакционные тенденции переплетаются.

Теоретики романтизма полагают, что общество уродует личность, враждебно ее духовным устремлениям. Отсюда их тенденция выключать своего положительного героя из социальных связей. В единстве с общественной средой в романтической литературе изображаются лишь персонажи отрицательные, руководствующиеся в своем поведении не духовными, а материальными интересами. В связи с этим в романтическом искусстве иногда наличествуют сильные реалистические пласты, где социально конкретно рисуется жизнь немецких князей, чиновничьего люда. Особенно богато такими реалиями творчество Гофмана. Этот реализм, возникший на основе романтического взгляда на мир, имеет свою специфику. Феодальное и буржуазное общество здесь выступает, как правило, в карикатурном виде, вызывающем или смех, или негодование. Кроме того, оно изображается как что-то омертвевшее, не способное к развитию. Все положительное романтики ищут за пределами феодального и бюргерского быта, и в этом их принципиальное отличие от реалистов, которые находят прекрасное в самой критикуемой ими действительности.

Романтизм способен отражать типические явления жизни. Рисуя карикатурные образы людей, лишенных духовности, романтики (Гофман, Шамиссо, молодой Гейне и др.) раскрывают типические черты властителей современного им общества. Не лишены типичности также положительные романтические герои. Они конденсируют в себе мысли и чувства не только автора, но и его современников, близких ему по своим настроениям и идеалам.

входит в их сознание как представление об изменяемости мира. Правда, источники исторического развития они ищут в духе, а не в реальной борьбе классов. В этом состоит их своеобразие.

Большое влияние на ранних романтиков (в особенности на Новалиса) оказала натурфилософия Шеллинга, сложившаяся под воздействием революционных событий в Европе. Шеллинг учил тому, что общество есть непрерывный, никогда не прекращающийся процесс, что нет форм застывших, все находится в брожении, подлежит изменению. На этой философской основе создается здание романтической эстетики. Поэзия здесь рассматривается как явление динамическое, вечно обновляющееся 1.

Для немецких романтиков характерен интерес к национально-самобытному творчеству. Продолжая традиции Гердера, они считали, что каждый народ имеет право на самобытное искусство, ибо оно представляет собой необходимое звено в общей цепи эстетического развития человечества. Многие из романтиков (братья Гримм, Арним, Брентано и др.) занимались собиранием фольклора.

Немецкий романтизм складывался в борьбе с классицизмом и просветительским реализмом. Творчество Лессинга отпугивало романтиков рационализмом, морализаторской заданностью. Они требовали от художника вдохновения. Кроме того, романтиков не вполне «устраивал» реалистический принцип творчества, рассчитанный на обобщение явлений «неподвижной» жизни. Перед ними была иная действительность, чем перед реалистами XVIII в. Они жили в мире, развороченном революциями и войнами, находящемся в движении. Им нужны были средства и способы изображения, отвечающие особенностям этого времени. Романтизм явился той формой искусства, которая наиболее соответствовала специфике переходной эпохи, когда общество было в брожении, а люди охвачены тревогой относительно перспектив общественного развития. В связи с этим в творчестве писателей романтической настроенности большое место занимает символика, позволяющая отвлечься от жизненной конкретности, «обнять» жизнь на большом пространстве, в динамике.

Немецкие романтики считают своими предшественниками Кальдерона («Жизнь есть сон», «Поклонение кресту») и Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Буря»), впервые переведенного на немецкий язык А. Шлегелем. Их интерес к этим писателям европейского Возрождения вызван тем, что образы в их творчестве в связи с наличием романтических черт в мировоззрении носят символический характер. Из эстетиков прошлых эпох наибольшее воздействие на формирование романтической эстетики оказал Платон (понимание творческого процесса как экстаза, устремленность к воспроизведению идеального и т. д.).

называли своим учителем Гете («Вильгельм Мейстер», вторая часть «Фауста»), В своем понимании буржуазного общества (его расщепленность на людей-атомов), а также специфики искусства античного (господство объективности) и нового времени (примат субъективного над объективным) они опирались на Шиллера.

Романтики внесли большой вклад не только в эстетику, они обогатили художественное творчество, придав ему лиричность. Наибольших успехов они достигли как раз в лирике и в особенности в музыке (Вебер, Мендельсон, Шуберт, Шуман и др.).

Немецкий романтизм прошел в своем развитии три этапа. Первый охватывает примерно 1795—1805 гг. и связан прежде всего с ранним периодом деятельности романтиков, входивших в иенский кружок (братья Фридрих и Август Шлегели, Тик, Вакенродер, Новалис). Организационная общность писателей не отражала, однако, полного единства в их взглядах. Ф. Шлегель и Тик в 90-е гг. сочувственно отнеслись к революции, к республиканскому строю. Новалис был убежденным монархистом-клерикалом. «Иенцев» сближала борьба за романтические принципы творчества, за искусство субъективное. Особое место в раннем романтизме занимает Ф. Гельдерлин с его революционно-бунтарским отношением к современности.

Второй этап падает на 1806—1815 гг. Он совпадает с национально-освободительной войной немецкого народа против Наполеона. Центром романтического движения в это время является гейдельбергский кружок. Руководящую роль в нем играли Арним и Брентано. В него входили известные собиратели немецких народных сказок братья Гримм, Эйхендорф, Геррес. Творчество немецких романтиков в это время имеет преимущественно национально-патриотическую окраску. В своих произведениях они стремятся поднять в немецком обществе патриотическое чувство. Однако патриотизм их носил черты феодальной ограниченности, не преследовал своей целью освобождение народа от дворянского гнета. Аналогичных взглядов придерживались берлинские романтики. Творчество самого талантливого из них, Генриха фон Клейста, было крупным явлением не только немецкой, но и всей европейской романтической Литературы.

—1848 гг. В Германии в связи с ростом промышленности, расширением торговли и т. п. постепенно усиливают свои позиции демократические силы. В стране назревает протест против политического, социального гнета, достигающий наибольшей остроты в 40-е годы, когда на историческую арену выходит рабочий класс и происходит буржуазно-демократическая революция 1848—1849 гг.

в литературной жизни играют прогрессивные романтики (Шамиссо, молодой Гейне), подвергшие острой критике феодально-монархическую действительность. Крупным явлением было также творчество Гофмана, который не принадлежал ни к одному из литературных кружков. Гофман вошел в историю литературы как талантливый сатирик, высмеивавший филистерство и карликовый немецкий абсолютизм.

Примечания.

1 См. об этом: Берковский Н. Я- Романтизм в Германии. Л., 1973, с. 24, 25 и след.