Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Людвиг Тик (Ludwig Tieck, 1773—1853)

Людвиг Тик

(Ludwig Tieck, 1773—1853)

Людвиг Тик — один из наиболее талантливых прозаиков немецкого романтизма. В отличие от Ф. Шлегеля и своего друга Вакенродера он не занимался разработкой теоретических вопросов. Его стихия — непосредственное художественное творчество. Тик вошел в историю немецкой литературы прежде всего как талантливый новеллист. Он создал жанр романтической новеллы-сказки, превосходно передающей романтическое восприятие мира. Тик писал также романы, драмы, издавал произведения немецких миннезингеров и драматургов XVI—XVIII вв., а также Шекспира, Клейста, Ленца, перевел на немецкий язык «Дон Кихота» Сервантеса, руководил Дрезденским театром и т. д. Деятельность его была многогранна и плодотворна, особенно в первый период, когда он был тесно связан с иенским кружком,

Тик родился в Берлине в семье состоятельного канатного мастера. В гимназические годы он растет вольнодумцем. Застойный характер немецкой бюргерской жизни усиливает интерес Тика ко всему необычному. Его влечет романтика «Тысячи и одной ночи». Первые произведения Тика свидетельствуют о его увлечении экзотикой стран Востока. В значительной мере книжный характер носит его роман «Вильям Ловель» (William Lovell, 1795—1796). Однако в нем чувствуется уже дыхание жизни. Тик показывает пагубность индивидуалистического взгляда на мир, навеянного ложно понятой философией субъективного идеализма. Главный герой романа — молодой англичанин, отправляющийся в Европу для получения образования. Однако Ловель проводит дни не в учении, а в праздности, заводит связи с порочными женщинами, постепенно морально деградирует. Оправдание своему поведению он ищет в фихтеанстве, опошляя его смысл Систему Фихте Ловель истолковывает в духе самого необузданного эгоизма. «Я сам единственный закон во всей природе», «произвол — вот признание свободного человека», — считает ои. Руководствуясь подобными положениями, Ловель приходит к отрицанию возможности существования каких-либо общезначимых человеческих моральных норм. Любые, даже самые преступные действия кажутся ему совершенно законными. Опускаясь все ниже, герой романа получает в конце концов возмездие за все свои преступления.

Плодотворный романтический период в творчестве Тика начинается в 1797 г., когда выходят в свет три тома его «Народных сказок, изданных Петером Лебрехтом» (Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht). Здесь опубликованы такие его известные произведения, как шуточная комедия «Кот в сапогах», новелла «Белокурый Экберт», пьесы «Мир наизнанку», «Принц Цербино». В сборник вошли переделки немецких народных книг XVI в. (рассказы о шильдбюргерах, история прекрасной Магелоны и др.). Не только Тик, но и многие другие романтики охотно использовали сказочную форму. Сказка позволяла им романтизировать действительность, широко и свободно вводить в повествование свою романтическую мечту. Сказка — излюбленный жанр писателей романтической настроенности, ибо она в наибольшей степени отвечает специфике романтического миропонимания.

Тик резко критикует жизнь «механическую», лишенную духовного начала. Мишенью его насмешек оказываются немецкие филистеры, влачащие растительное существование, чуждые серьезных духовных запросов. Он не щадит также писателей-рационалистов типа Иффланда и Коцебу, которые, пренебрегая спецификой искусства, требуют от художника прежде всего назидательности.

Тусклой жизни бюргеров с ее мелочными интересами Тик противопоставляет полный чудес, тайн мир природы, во всем противоположный бездуховному филистерскому бытию. Растения и животные в сказках Тика одухотворены, наделены чувствами живого человека. Они разговаривают, плачут, смеются. Поэтому кажется вполне естественным их участие в драматургии Тика в роли действующих лиц («Принц Цербино»).

В своих сказках Тик идеализирует также докапиталистические формы общества. Его привлекают патриархальные отношения, когда человек жил по законам души и сердца, когда черствый материальный расчет еще не калечил человеческую жизнь. Золото рисуется Тиком как сила злая, губительная.

Для антибуржуазных настроений Тика весьма показательна новелла «Белокурый Экберт» (Der blonde Eckbert, 1796), одно из лучших его произведений. Здесь идеализируется жизнь на лоне природы и раскрываются гибельные последствия своеволия и погони за богатством.

Все злоключения Берты произошли оттого, что она восстала против своей судьбы и польстилась на золото. Еще будучи маленькой девочкой, она сбежала из родительского дома, не желая выносить издевательств недоброго отца. Берту приютила старушка (в действительности колдунья), живущая в очаровательном лесном уединении. Берта могла быть счастливой, но ее душевный покой нарушила птичка, несущая изумруды. Берта похищает ее. Но неправедно нажитое богатство не приносит ей счастья. Внешне ее жизнь устраивается блестяще. Берта замужем за рыцарем — Белокурым Экбертом, но совесть ее страдает. Однажды она рассказала свою историю другу своего мужа, Вальтеру. Экберт, боясь, что Вальтер разгласит семейную тайну, убивает его. Начинается кровавое возмездие за своеволие, за попытку избежать своей судьбы. Берта умирает, Экберт, узнав, что за образом Вальтера скрывалась зловещая старуха, а Берта была его родной сестрой, сходит с ума.

Завлекая читателя в мир чарующей сказки, Тик развивает в своей новелле идеи, чрезвычайно типичные для умонастроений немецких романтиков консервативного направления. Он внушает фаталистический взгляд на жизнь. Каждый человек, по его мнению, находится во власти рока, и его попытки изменить предопределенный свыше жизненный путь приводят к трагическим последствиям. Тик обрекает человеческую личность на пассивность, проповедует смирение как высшую нравственную добродетель. Эти идеи получат в дальнейшем широкое распространение в творчестве гейдельбергских романтиков (Брентано, Эйхендорф). Тик стремится также развенчать кумир людей-собственников— золото. Оно источник всякого зла. Это оно навело Берту на соблазн, заставило ее поменять покой лесного уединения на шумную светскую жизнь. Развенчивая силу денег, Тик и другие писатели немецкого романтизма поднимали тему, которая подвергнется глубокому исследованию в творчестве критических реалистов.

Чрезвычайно показательна для романтического мировосприятия Тика его комедия-сказка «Кот в сапогах» (Der gestiefelte Kater, 1797). Она выдержана в стиле фьяб1 Карло Гоцци. Прихотливая фантазия автора, дух романтической иронии разрушают в ней, казалось бы, самую структуру драматургического жанра. В основу сюжета Тиком положен обработанный Перро народный рассказ о том, как кот доставил своему господину, обделенному завещанием, замок и царство. Однако не эта сюжетная линия интересовала Тика. Ему хотелось показать, как современная здравомыслящая публика, воспитанная на нравоучительной драматургии Иффланда и Коцебу, будет реагировать на такое необычное представление. Поэтому Тик изображает не только то, что происходит на сцене, но и что совершается в зрительном зале. А тут настоящий бунт! Солидные зрители возмущаются тем, что их «угощают» какой-то детской пьесой, лишенной назидательности. Особенно активен в своем протесте некто Беттхер. В его образе запечатлены черты реального лица, некоего Бёттингера, страстного почитателя сентиментальной мещанской драмы. Чтобы успокоить волнующийся партер, автор произносит речь и вводит в действие укротителя с флейтой. Не остается безучастным к происходящему и кот Гинце. Он прогуливается по сцене и пытается отвлечь взбунтовавшуюся публику от тревожащих ее мыслей. Остроты его не всегда достигают цели, и тут вмешивается сам Тик, подсказывая, когда следует смеяться.

В комедии Тик высмеивает не только филистеров от искусства, он делает выпады против феодальных порядков. Главным противником добродушного Готлиба, хозяина кота, является страшилище Пугало-Закон, в действительности воплощение феодального беззакония. От него страдает народ, несущий непомерное налоговое бремя. Но развязка пьесы оптимистична. Отважный Гинце одерживает над страшилищем победу, проглотив его. В обществе торжествуют принципы свободы и равенства. Однако эти перемены возмутили консервативно настроенную и трусливую публику. Она стала кричать, что «пьеса революционна» и недостойна быть представленной на сцене.

Тем не менее не следует преувеличивать революционность Тика. Его бунт против феодального произвола носит чисто словесный характер. Это скорее защита права писателя на раскрытие любой темы в творчестве, даже на изображение революции, чем призыв к изменению устоев современного общества. Тик «бьет» прежде всего по консервативности эстетического сознания филистеров.

Для миропонимания Тика характерна также новелла «Руненберг» (Der Runenberg, 1802). В ней по существу те же мотивы, что и в «Белокуром Экберте», — идеализация патриархальных отношений, осуждение своеволия и жажды обогащения. Свою излюбленную идею Тик иллюстрирует трагической судьбой крестьянского парня Христиана. Он мирно жил в деревне, расположенной в живописной долине, но в жизнь его вмешались бесовские силы. Христиана потянуло в горы, выступающие в романтической литературе, как правило, символом зла. Это обиталище враждебных человеку духов. Тут Христиан встречает фею, которая учит его тому, как можно быстро разбогатеть. Однако золото, не приобретенное трудом, становится для Христиана источником бедствия. Его поля стала посещать засуха, а скот начал гибнуть от болезней. Христиан в отчаянии снова устремляется в горы. Жажда легкого обогащения не дает ему покоя. В родные края он возвращается через много лет безумным стариком. С торжеством он бросает на землю тяжелый мешок, который набит не золотом, как ему казалось, а черепками.

Все несчастья Христиана, как и Берты, являются своеобразным наказанием за их «измену» обычаям и нормам простой деревенской жизни. Осуждая нездоровые, «бесовские» источники обогащения, Тик прославляет труд. Демократические симпатии, любовь к природе составляют самую привлекательную черту мировоззрения писателя.

В XIX в. творческая активность Тика значительно снижается, хотя он время от времени еще создает интересные художественные произведения. Таковы, например, его новеллы «Жизнь поэта (Dichterleben, 1825) и «Жизнь льется через край» (Des Lebens Überfluß, 1839). В первой из них изображена Англия эпохи Возрождения, выведены образы поэтов, предшественников Шекспира (Марло, Грин), наделенных романтическими чертами. Им противопоставлен Шекспир, отличающийся умеренностью чувств. Во второй новелле Тик с большой симпатией рисует своеобразное бунтарство двух романтических натур — Генриха и Клары. Их бунт, за что в среде обывателей они уже ославлены как безбожники, отчаянные революционеры, состоит лишь в демонстративном отчуждении от общества. Генрих даже сжег лестницу в доме, чтобы не иметь возможности общаться с миром, где, по его убеждению, живут не люди, а автоматы, марионетки, где не ценят ни искусство, ни науку. Романтических мечтателей материально поддерживает старая служанка Христиана, отдающая им последний грош, заработанный тяжелым трудом.

В старости Тик много внимания уделял театру, занимался переводами. Умер он 80 лет, намного пережив свою былую славу.


Примечания

1. Фьяба — пьеса на сказочный сюжет.

© 2000- NIV