Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература Реформации.

ЛИТЕРАТУРА РЕФОРМАЦИИ

Ранние гуманисты, Рейхлин, авторы «Писем темных людей», Эразм Роттердамский своим творчеством, направленным против схоластики, церковного мракобесия, способствовали подготовке Реформации, которую Энгельс назвал «... буржуазной революцией № 1 с Крестьянской войной в качестве критического эпизода»1. Реформационное движение (борьба за реформу католической церкви) имело в Германии серьезные экономические и общественно-политические причины.. Католическая церковь имела обширные земельные владения, угнетала крестьянство, истощала народ всевозможными поборами, держала его в кабале и невежестве. Папская курия вмешивалась в жизнь немецких княжеств, поддерживала политическую раздробленность страны. Все это вызывало сильное недовольство в немецком обществе. Против владычества католицизма в Германии постепенно складывалась общенациональная оппозиция. Конечно, каждый класс в борьбе с Римом преследовал свои собственные цели. Немецкие князья ратовали за присоединение церковных земель; бюргерство боролось за церковь без попов, без духовных владык. Оно мечтало о возврате к порядкам, существовавшим в религиозной общине на раннем этапе развития христианства; закабаленное крестьянство выступало за ликвидацию не только церковного, но и феодального землевладения, за социальное равенство. Его требования были наиболее революционными.

В немецкой Реформации выделяются три направления: княжеское, умеренное бюргерское, руководимое Лютером, и народная реформация во главе с Мюнцером. Умеренные реформаторы отражали интересы бюргерства, имущих слоев немецкого общества. Они были против радикальных социальных преобразований. Мюнцер и его последователи явились выразителями настроений закабаленных крестьянских масс, плебейских элементов в городах. Их программа предусматривала уничтожение феодальных отношений и организацию общественного строя на уравнительно-коммунистических началах. Попытка ее практического осуществления привела к Крестьянской войне 1524— 1525 гг.

—1546) обнародовал в Виттенберге 95 тезисов, направленных против злоупотреблений папской власти (продало индульгенций и т. д.). Это послужило сигналом к выступлению против католической церкви, принявшему необычайно широкий размах. В накаленной атмосфере Германии тезисы Лютера напоминали «удар молнии в бочку с порохом» (Энгельс).

Они точно попали в цель. Весь немецкий народ пришел в движение. Лютер в начале своей реформаторской деятельности вел себя смело и решительно. Его церковная реформа представляет собой одну из разновидностей протестантизма. Лютер учил, что каждый искренне верующий человек может спасти свою душу непосредственным обращением к богу. Тем самым посредничество попов и самого римского папы становилось ненужным.

Лютер отрицал необходимость церковных обрядов, священный характер католических догм, установленных церковью, и призывал обратиться к тексту Евангелия и Библии, искаженных, по его мнению, в более позднее время.

Лютер отстаивал свое учение с необычайной энергией. Он метал громы и молнии против Рима, называл папистов служителями сатаны и призывал к кровавой расправе над ними. Преданный папой анафеме, отлученный от церкви, Лютер в 1520 г. публично сжег папскую буллу, вызвав восхищение своим мужеством. Он не отрекается от своих убеждений и тогда, когда на рейхстаге в Борисе (1521 г.) был обвинен в ереси. В это время Лютер был подлинным вождем реформационного движения и пользовался всенародной поддержкой. Однако, когда началась Крестьянская война, Лютер заколебался. Вначале он сочувственно отнесся к восставшим, отмечал справедливость их требований, но по мере того, как пламя народного освободительного движения захватывало все новые районы страны, угрожая смести существующий строй, Лютер стал заметно праветь, а затем открыто перешел в лагерь реакции. В своем сочинении «Против убийственных и разбойничьих шаек крестьян» он советует князьям «душить бунтовщиков». «Нет ничего более ядовитого, вредного и дьявольского, — пишет Лютер, — чем восставший человек. Он подобен бешеной собаке, которую надо убивать». Во имя идеи христианского смирения Лютер обрекал народ на социальное рабство, отказывал ему в праве бороться за свободу. А это означало, как указывает Ф. Энгельс, «отречение не только от крестьянского восстания, но и от бунта самого Лютера против духовной и светской власти; Лютер, таким образом, предал князьям не только народное, но и бюргерское движение»2. Тем не менее заслуги Лютера несомненны. Он поднял общественное мнение против папского Рима, помог Германии освободиться от гнета католической церкви. Наряду с Эразмом и Рейхлином он разбудил мысль, научил критически относиться к различным догматическим представлениям. А это в условиях средневековья, когда церковь учила не рассуждать, а верить, имело большое прогрессивное значение.

признанию, положил в основу своего перевода грамматические нормы «языка Саксонской канцелярии», который имел широкое хождение в образованных слоях немецкого общества. Вместе с тем Библия Лютера была вполне народной книгой с точки зрения своего лексического состава. Словарь ее был необыкновенно богат, составлен с использованием живой народной речи. Своей языковой реформой Лютер заложил фундамент немецкого литературного языка. Его Библия читалась во всех уголках Германии, воспитывая в немцах чувство языковой общности и тем самым способствуя сплочению нации. По словам Ф. Энгельса, «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу» 3.

Лютер писал в дидактическом жанре. В подражание Эзопу он создал «Эзоповы басни» (Etliche Fabeln aus Esopo, 1530), нелишенные в отдельных случаях социального критицизма. Таков аллегорический рассказ о льве и Осле, состязавшихся друг с другом в уме и проворстве, чтобы доказать свое преимущественное право на королевский престол. Победителем вышел Осел. Лютер совершенно недвусмысленно говорит об ослиной тупости царствующих особ. «Так-то остался Осел королем, а род его и поныне властно государит в мире над всеми скотами».

Перу Лютера принадлежит множество религиозных песен. В них он не только переводил на немецкий язык псалмы, но и защищал принципы своего учения, поддерживал душевную стойкость своих единоверцев. Поэзия Лютера эмоциональна, она пронизана оптимизмом, отражающим духовный подъем немецкого народа эпохи Реформации. Имея в виду его хорал «Господь — могучий наш оплот», Энгельс писал, что Лютер «сочинил текст и мелодию... проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой» XVI века»4.

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война — одно из крупнейших событий немецкой истории. По словам Энгельса, она «пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, — в этом уже не было ничего нового, — но за ними показались предшественники современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах»5. Признанным вождем и идеологом крестьянских масс был Томас Мюнцер (Thomas Muntzer, ок. 1490—1525). Однако в своей; общественно-политической программе он ушел дальше требований крестьянской демократии. Мюнцер отражал интересы и чаяния плебейских слоев немецкого общества и едва начинавших тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов. Здесь заключен был источник, питавший огромную революционность Мюнцера, и здесь же скрывалась причина его трагизма. В Германии XVI в. еще не было класса, который мог бы возглавить борьбу за претворение в жизнь идеалов Мюнцера и довести ее до победы. Будучи священником, Мюнцер в своих проповедях призывал к созданию «царства божьего на земле». В служении благородным целям он видел проявление истинной религиозности. Его учение предусматривало не только раскрепощение человеческого духа от различных религиозных догм, но и освобождение народа от социального и политического гнета. В этом Мюнцер принципиально расходился с Лютером. Установление «царства божьего» он не мыслил без ликвидации имущественного, классового неравенства. Мюнцер отрицал частную собственность, явившись тем самым предшественииком утопических социалистов. Он боролся за политический строй, при котором вся полнота власти будет принадлежать трудовому народу. Мюнцер резко критикует Лютера за то, что тот, лишив человека свободной воли, права определять свою судьбу, тем самым поставил религию на службу угнетателям. В 1524 г. он публикует «Твердо обоснованную защитительную речь и отповедь, обращенные против изнеженной, бездушной плоти из Виттенберга». Она направлена против Лютера, который своим учением лишал народ возможности бороться за свое освобождение, делал его жертвой произвола крепостников. «Самое ужасное на земле, — пишет Мюнцер, — что никто не хочет помочь несчастной бедноте, сильные делают, что хотят... Они присвоили себе в собственность все живущее. Рыбы в воде, птицы в воздухе, растения на земле — все принадлежит им. А потому они распространяют среди бедных заповедь господню и говорят: «бог сказал — не укради!», но сами они не следуют ей. Таким образом, они притесняют всех людей, они грабят бедных земледельцев и ремесленников. Но когда простой человек берет самую ничтожную вещь, его вешают за это, а доктор Люгнер («Лгун», имеется в виду Лютер) приговаривает при этом: «аминь!»Мюнцер был неутомимым политическим агитатором, несшим идеи мятежа в народ в религиозной форме, обосновывавшим их ссылками на Библию. Трибуной ему обычно служила церковная кафедра (он был церковным проповедником). Проповедовал он на немецком языке. На его проповеди, несмотря на запреты князей, стекались огромные толпы слушателей. Мюнцер воспламенял их сердца ненавистью к угнетателям, готовил к борьбе.

г. захватили власть и создали под его руководством коммуну. Однако силы были неравные. В решающей битве при Франкенхаузене отряды Мюнцера потерпели поражение, сам он был схвачен, подвергнут пыткам и обезглавлен в мае 1525 г.

Грандиозные события Крестьянской войны, потрясшие феодальный строй, породили большую литературу. Из революционного лагеря выходило множество листовок, которые переходили из рук в руки, распространялись странствующими проповедниками. Вся эта агитационная литература была написана на живом разговорном немецком языке, разила врага оружием насмешки и поэтому была доступна самым широким народным

Наиболее массовым средством революционного воздействия была песня. Она вдохновляла на борьбу, звала в бой.

К сожалению, песенное творчество революционного народа не сохранилось. Оно было уничтожено после поражения восставших победителями, стремившимися искоренить всякое воспоминание о народной революции. Уцелело очень немногое. Так, до нашего времени дошла песня крестьян, сложенная как ответ на песню рыцарей-разбойников из вольницы Шенкенбаха. В ней высокородные грабители похвалялись быстро расправиться с мужичьем, мечтающим их «взнуздать» и «забрать в силки». Крестьяне в своей песне выражают уверенность в своих силах. Они нисколько не боятся угроз рыцарской банды:

Хвалились вы заране

Эх, господа-дворяне,
Не крепок ваш дозор.
Не медлим мы с расправой,
Сведем свой счет кровавый.

Сохранились две песни, связанные с событиями в Мюльгаузене, вдохновителем которых был Т. Мюнцер. В одной из них поется об усмирении восставших, о зверствах карателей:

Господь, теснителей казни!
Пусть черти в хворостины
Их примут в час кончины.

Примечания.

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 21, с. 417.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 20, с. 346.

—347.

5. Там же, с. 345.