Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература периода Веймарской республики

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества. Рушились вековые устои буржуазного мира. Под влиянием всемирно-исторической победы в нашей стране развивается революционное движение в Германии. В ноябре 1918 г. вспыхивает восстание военных моряков в Киле, явившееся началом революционных выступлений по всей стране.

Хотя Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г. была подавлена, она вызвала глубокие изменения в сознании широких слоев немецкого народа, привела к значительному полевению интеллигенции. В послевоенный период появляется большое количество стихов, прозаических, драматургических и публицистических произведений, в которых приветствовалась революция. Летом 1919 г. Ваймарское учредительное собрание приняло конституцию, которая зафиксировала упразднение монархии и установление республики. Веймарская конституция, пронизанная духом лицемерия и демагогии, закрепила господство немецкой буржуазии.

Германия 20-х гг. представляет собой арену ожесточенной классовой борьбы. С одной стороны, с усилением экономического кризиса, с ростом безработицы крепло влияние германской компартии, возглавляемой стойким марксистом-ленинцем Эрнстом Тельманом. Это подтвердилось результатами выборов в рейхстаг, в 1932 г., накануне фашистского переворота, в ходе которых коммунисты получили 6 миллионов голосов. С другой стороны, в политической жизни Германии наблюдается усиление фашистских тенденций. Компартия пыталась создать единый антифашистский фронт и выступила с «Программой национального и социального освобождения немецкого народа». Но антикоммунизм социал-демократического руководства помешал созданию единого антифашистского фронта.

Резкая поляризация классовых сил в стране находит свое отражение в острой борьбе в области философии и эстетики. В 20-е гг. большую популярность среди прогрессивной интеллигенции, связанной с рабочим движением, завоевывает учение Маркса—Энгельса—Ленина. Оно помогает передовым писателям освободиться от ложных идейно-эстетических концепций и перейти на позиции нового реалистического искусства.

В буржуазных кругах большое распространение получают реакционные философские идеи Ф. Ницше (1844—1900) и О. Шпенглера (1880—1936), явившихся непосредственными предшественниками идеологии фашизма. Яростным врагом демократии и социализма, поборником пруссачества выступил О. Шпенглер в известной книге «Закат Европы».

Особое место среди различных буржуазно-эстетических концепций занимает реакционное учение фрейдизма, возникшее на основе учения австрийского психиатра 3. Фрейда (1856—1939). Теория Фрейда является одной из тех философских систем, с помощью которых идеологи капитализма пытаются обезвредить все более нарастающий протест против буржуазного строя. Фрейд не скрывает того, что современное общество плохо, но оно, как ему кажется, и не может стать лучше, ибо никуда не годится тот «материал», из которого оно создано. Человек, по мысли Фрейда, всецело находится во власти сексуальных инстинктов. Он жаждет наслаждения, славы, ему нет дела до высоких социальных идеалов. Тем самым фрейдисты подрывают веру в возможность организации разумных общественных отношений.

В области эстетики Фрейд — один из столпов интуитивизма. Он отстаивает мысль о бессознательности художественного творчества. Поэтическая деятельность, как полагает Фрейд, есть не что иное, как сублимация, выражение сексуальной энергии. Оттесняемые разумом в бессознательную сферу, половые инстинкты, согласно теории Фрейда, рвутся наружу и находят выход в работе творческой фантазии. В связи с этим каждый художественный образ в искусстве, по Фрейду, имеет сексуальную основу, и задача исследователя состоит в том, чтобы ее обнажить. Фрейдисты отрывают литературу от жизни, отказывают ей в каком-либо общественном служении. Именно в этом главная популярность интуитивистских теорий в буржуазном обществе. Писатель, утверждают интуитивисты, успешно творит только тогда, когда он забывает о всяких общественных, политических целях. Эстетика интуитивизма (Фрейд, Бергсон, Кроне) оказала определенное влияние на писателей, сводящих творчество к «потоку сознания» (Пруст, Саррот, Джойс и др.). Отзвуки интуитивистских идей слышны в произведениях некоторых современных западногерманских художников слова (Кеппен).

В немецкой литературе 20-х гг. также нет единства. В ней соседствуют, борются друг с другом различные направления. Большую популярность в Германии в период Веймарской республики приобрело творчество экспрессионистов с его ярко выраженной антивоенной направленностью. Широко известны были драмы Г. Кайзера, В. Газенклевера, Э. Толлера, лирика И. Бехера, романы Л. Франка. Экспрессионисты выпустили поэтическую антологию «Друзья человечества. Поэзия мировой революции» (1919), в которой приветствовалась революция, истолковываемая экспрессионистами по-своему.

В эти годы в Германии возникает реваншистская, националистическая литература. Ее зачинателями стали Э. Юнгер, Э. Двингер, Э. Кольбенхойер, Г. Гримм, автор пресловутого романа «Народ без пространства» (1926). Это название позднее стало крылатой формулой нацистских пропагандистов, обосновавших «право» Германии на завоевание чужих земель.

Продолжается творчество крупнейших писателей критического реализма — Т. Манна, Г. Манна, Фейхтвангера, Келлермана, Франка, Фаллады. В их произведениях содержится острая критика буржуазного общества. Некоторые из этих писателей выступают против нарастающей угрозы фашизма (образ Нафты в «Волшебной горе» Т. Манна, его же новелла «Марио и волшебник», роман Фейхтвангера «Успех»).

В 20-е гг. получает широкое распространение антивоенная литература, наиболее яркими представителями которой стали А. Цвейг («Спор об унтере Грише»), Ремарк («На Западном фронте без перемен»).

Во второй половине 20-х гг. формируется революционная пролетарская литература, в ряды которой вливаются представители левого крыла экспрессионистов.

журнал «Поворот влево» (Die Linkskurve).

Пролетарские писатели не сразу выработали свой художественный метод. На первых порах они отдают дань схематизму, плакатности, абстрактности, натурализму.

Во второй половине 20-х гг. Бехер подходит к пониманию ленинского принципа партийности литературы. Как литературный критик, он выступает за реализм. Он рассматривает новую литературу как наследницу лучших художественных завоеваний немецкого народа. Все это содействовало формированию литературы социалистического реализма в Германии. Союз пролетарских писателей стал в те годы одним из влиятельных и активных отрядов революционных писателей капиталистических стран.