Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература ГДР

ЛИТЕРАТУРА ГДР

После разгрома фашистской Германии в жизни немецкого народа начинается новый этап. Из эмиграции на родину возвращаются такие известные писатели-антифашисты, как И. Бехер, Б. Брехт, В. Бредель, Э. Вайнерт, А.,Цвейг, Ф. Вольф, А. Зегерс, Куба, С. Хермлин, Г. Циинер, М. Циммеринг и др. Из тюрем и концлагерей вышли на свободу Б. Апиц, К. Шног, О. Готше. В создании новой демократической немецкой культуры приняли участие жившие в Германии во время фашизма Г. Гауптман, Б. Келлерман, Г. Фаллада.

В 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика, которая прочно встала на путь мирной жизни, энергично взялась за искоренение нацизма, за восстановление хозяйственной и культурной жизни страны.

Одной из важнейших задач молодого государства явилось создание новой демократической немецкой культуры. В 1945 г. патриотические силы интеллигенции создают «Культурбуид» — массовую организацию деятелей немецкой культуры, поставившую своей целью искоренить нацистскую идеологию и содействовать развитию социалистической немецкой культуры. Коммунистическая партия Германии, созданная потом Социалистическая единая партия Германии, начиная с первых послевоенных лет уделяли решению этой задачи самое пристальное внимание. В 1946 г. в демократическом секторе Берлина состоялась Первая конференция КПГ по вопросам культуры. На ней обсуждались первоочередные задачи культурного строительства новой Германии. В речи В. Пика на конференции освещались основные задачи обновления немецкой культуры, развития в ней идей «воинствующего гуманизма, подлинной свободы и демократии и общественного прогресса»1, решительной борьбы с идеологией нацизма. Культура, по словам В. Пика, должна стать достоянием всего народа, все слои населения должны пользоваться духовным богатством, созданным человечеством. В 1947 г. создается Союз немецких писателей. Оставшиеся за рубежом Г. Манн, Т. Манн, Фейхтвангер поддерживают тесную связь с ГДР.

Важнейшей задачей молодой демократической литературы явилось глубокое и реалистическое изображение социальных процессов, строительство новой жизни в Германской Демократической Республике. Об этом говорилось на писательских съездах, на товарищеских дискуссиях, в печати. В 1956 г. в ГДР состоялся IV съезд писателей. На нем с докладом, который назывался «О величии нашей литературы», выступил Иоганнес Бехер. Он говорил о том, что, несмотря на известные достижения демократической литературы, произведения, посвященные современности, в целом еще оставляют желать много лучшего. Бехер остановился на необходимости повышения писательского мастерства, более строгой требовательности писателя к своему творчеству.

С докладом на съезде выступила также Анна Зегерс, остановившаяся на основных вопросах литературы ГДР, на повышении ее идейно-художественного уровня.

«Нашей литературе не хватает сюжетов, основанных на подлинных конфликтах,—отмечала Зегерс.— Читателей разочаровывает, порой даже возмущает, что их писатели, от которых они ждут правды, делают вид, будто они не замечают острых жизненных конфликтов» 2.

В качестве примера романа, в котором изображаются не надуманные, а острейшие жизненные конфликты, Зегерс привела «Тихий Дон» М. Шолохова.

Полемизируя с недоброжелателями литературы ГДР, которые отдельные неудачи писателей объясняли тем, что они пишут в духе социалистического реализма, Зегерс подчеркнула плодотворность и богатство метода социалистического реализма3.

В решениях IV съезда отмечалось, что только этот метод дает возможность изобразить новое в жизни, показать нового человека во всей его преобразующей силе.

Одной из особенностей литературы ГДР является то, что она развивается в противоборстве с реакционными тенденциями, которые проводят в своем творчестве некоторые писатели ФРГ.

Большую помощь в становлении новой культуры постоянно оказывает ведущая партия трудящихся ГДР — СЕПГ. Конкретным проявлением этой идейно-политической помощи явилось проведение Биттерфельдской конференции представителей творческой интеллигенции и рабочего класса в апреле 1959 г. Конференция поставила цель ближе связать литературу с жизнью, особенно с жизнью рабочего класса. Вторая Биттерфельдская конференция (апрель 1964 г.) отметила, что писатели ГДР добились успехов, осуществляя «Биттерфельдский путь» развития литературы.

Огромную роль в утверждении литературы ГДР на позициях нового реалистического искусства сыграли выдающиеся немецкие писатели — Бехер, Брехт, Вольф, Зегерс, Вайнерт, Бредель и др.


Примечания.

1 Pieck W. Um die Erneuerung der deutschen Kultur. Reden und Aufsatze. Bd. 2. Berlin, 1950, S, 4. 9.

2 «Иностранная литература», 1956, № 3, с. 187.

3 См.: «Иностранная литература», 1956, № 3, с. 197.

© 2000- NIV