Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература антифашистской эмиграции

ЛИТЕРАТУРА АНТИФАШИСТСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Когда в январе 1933 г. Гитлер пришел к власти, в Германии, по словам Г. Димитрова, воцарились «звериный шовинизм..., правительственная система политического бандитизма, система провокаций и пыток в отношении рабочего класса и революционных элементов крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции... средневековое варварство и зверство»1.

С самого начала фашисты показали себя врагами культуры. 10 мая 1933 г. на площадях Берлина и ряда других немецких городов было устроено массовое сожжение книг революционных политических деятелей и прогрессивных писателей. В кострах горели книги К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, М. Горького, Г. Манна, Э. М. Ремарка, И. Бехера и др. Гитлеровцы начали преследование передовых деятелей немецкой культуры. В концлагерях оказались В. Бредель, Л. Ренн, Б. Апиц, К- Грюнберг и многие другие. Э. Мюзам был замучен в концлагере, К- Осецкий умер от жестокого лагерного режима. А такие известные писатели, как Г. Манн, Т. Манн, А. Деблин, Г. Кайзер, Б. Келлерман, были исключены из Прусской академии.

В знак протеста против фашистского варварства Германию покинули около 250 наиболее крупных деятелей литературы и искусства. Из известных писателей в Германии остались лишь Гауптман, Келлерман и Фаллада, но и они вынуждены были отойти от активного творчества. Они оказались в состоянии «внутренней эмиграции», уклонялись от сотрудничества с фашистами.

Во главе подпольной антифашистской борьбы стояла Коммунистическая партия Германии. Она подверглась самым жестоким преследованиям. В тюрьме и концлагерях оказались ее мужественный руководитель Эрнст Тельман и множество других коммунистов.

Вскоре после прихода Гитлера к власти в Германии возникают подпольные антифашистские группы, руководимые, как правило, коммунистами. Крупнейшей подпольной организацией была группа Шульце-Бойзена. В ее состав входило немало коммунистов. Только в 1942 г., после длительной подпольной деятельности, эта группа, прозванная «Красной капеллой», была раскрыта. Большинство ее членов было арестовано и казнено. В числе подпольщиков этой группы находился писатель А. Кукхоф.

Только после разгрома фашизма стала известна подпольная литература Сопротивления — антифашистская лирика К. Шнога, А. Кукхофа, Э. Гинкеля, А. Гаусгофера, М. Хухеля, О. Лерке, прозаические произведения К- Грюнберга, В. Крауса, И. Зига.

Но самые значительные и влиятельные произведения антифашистской литературы были созданы в эмиграции, хотя жизнь «под чужим небом» была во многих случаях тяжелым испытанием, и не все писатели выдерживали ее. Покончили самоубийством Толлер, Газенклевер, Тухольский, австрийский писатель С. Цвейг.

После начала второй мировой войны писатели-эмигранты в ряде стран были интернированы. Во французских концлагерях томились Вольф, Фейхтвангер, Хермлин, опасавшиеся выдачи в руки гестаповцев; в Англии находились в заключении Куба и Циммеринг.

Но все-таки в условиях эмиграции создается боевой антифашистский фронт деятелей немецкой культуры, в котором писатели самых разных взглядов находят общий язык с коммунистами. Ярким фактом проявления единства антифашистских сил явился Парижский конгресс в защиту культуры от фашистского варварства (1935), в работе которого приняли участие выдающиеся деятели искусства и литературы многих стран мира. Ряд крупнейших немецких писателей (Г. Манн, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг и др.) поддержали инициативу Компартии Германии о создании немецкого антифашистского фронта. Большую роль в его создании сыграл Г. Манн, возглавивший инициативный комитет. Он выступил с рядом статей, в которых призывал к развертыванию широкой антифашистской борьбы («Рождение Народного фронта», «Цели Народного фронта», «Борьба Народного фронта»).

Большое значение в консолидации сил писателей-антифашистов имела немецкая периодическая пресса за рубежом. Антифашистские издательства работали в Москве, Праге, Лондоне, Амстердаме. Немецкие книги печатались во многих странах, но главным образом в Советском Союзе, где работали Бехер, Вольф, Вайнерт, Ф. Эрпенбек, А. Курелла и др.

Первым откликом на захват Гитлером власти была антифашистская публицистика («Ненависть», 1933 и «Настанет день», 1936, Г. Манна, «Тельман и Гитлер» Зегерс и др.).

Затем создаются такие известные антифашистские художественные произведения, как «Испытание» и «Твой неизвестный брат» Бределя, «Под властью Гитлера» и «Немецкий танец смерти» Бехера, «Оцененная голова» и «Седьмой крест» Зегерс, «Профессор Мамлок» Вольфа, «Страх и отчаяние в Третьей империи» Брехта, «Семья Оппенгейм» Фейхтвангера.

В творчестве писателей-антифашистов находит широкий отклик освободительная борьба других народов. О восстании австрийских рабочих-шуцбундовцев пишут Зегерс («Путь через февраль», 1935), Вольф («Флоридсдорф», 1935) и др. Ряд немецких писателей сражаются против фашистских мятежников Франко в рядах интернациональных бригад в Испании (Вайнерт, Бредель, Ренн, Б. Узе, Э. Клаудиус, Э. Э. Киш, Г. Мархвиц и др.) и создают произведения о героической борьбе испанского народа.

Своеобразным откликом на проблемы современности стала историческая тематика, получившая широкое распространение в антифашистской литературе. В произведениях на исторические темы писатели затрагивали проблемы гуманизма и демократии, культурных ценностей, роли личности и народа в борьбе за прогресс. К наиболее известным произведениям этого рода относятся «Иосиф и его братья» и «Лотта в Веймаре» Т. Манна, романы Г. Манна о Генрихе IV, «Иудейская война» Фейхтвангера, «Бомарше» Вольфа, «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж» Брехта, «Лютер» Бехера.

Самое широкое отражение в антифашистской литературе находят события второй мировой войны («Мертвые остаются молодыми» Зегерс, «Симона» Фейхтвангера, «Лидице» Г. Манна, «Битва за Москву» Бехера, «Швейк во второй мировой войне» Брехта, стихи, листовки Вайнерта и др.).

Большое значение в антифашистской литературе приобрел социальный роман. Творчество таких мастеров романа, как Г. Манн, Т. Манн, Фейхтвангер, А. Цвейг, Франк, Келлерман, Фаллада, Ремарк, Зегерс и других писателей привлекает глубиной и оригинальностью постановки социальных проблем и высоким художественным мастерством. Широкое признание во многих странах получила драматургия Брехта, Вольфа и поэзия одного из крупнейших поэтов XX в. Бехера.

Примечания.

1 Димитров Г. Наступление фашизма и задачи Коминтерна в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма. М., 1935, с. 9.

© 2000- NIV