Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература 30-40 гг.

ЛИТЕРАТУРА 30-40-х гг.

В 30—40-е гг. XIX в. в Германии начинается общественно-политический подъем. В стране активизируется оппозиция феодально-монархическому строю. Толчком к развитию освободительного движения в немецком обществе послужила июльская революция 1830 г. во Франции. Под ее непосредственным влиянием в ряде немецких земель происходят революционные выступления бюргерства и передовой интеллигенции. Под влиянием общественного мнения некоторые немецкие князья становятся на путь реформ, идут на ограничение самовластья. В Германии постепенно складывается революционная ситуация.

Значительно левеет в эти годы передовая немецкая литература. Она проникается оппозиционным духом. Лучшие немецкие писатели этой поры (Гейне, Берне, Бюхнер, Гервег, Веерт, Фрейлиграт, деятели «Молодой Германии») призывают немецкий народ к политической борьбе. Их творчество носит ярко выраженную революционную направленность. В большинстве своем они меньше всего уповают на мирное решение общественно-политических вопросов, резко отделяют себя (особенно Берне и Гейне) от того периода в истории немецкой литературы, когда в ней господствовали идеи морального, эстетического воспитания человечества, защищаемые Гете и Шиллером. Передовая немецкая литература 30—40-х гг. находится под сильным воздействием революционно-демократической идеологии. Лучшие из писателей той поры (Гейне, Фрейлиграт) испытывают влияние формирующегося марксизма. Наиболее стойким знаменосцем марксистских взглядов на жизнь в 40-е гг. выступает Георг Веерт, близкий друг Маркса и Энгельса, первый поэт немецкого революционного пролетариата.

Немецкая литература первой половины XIX в. тесно связана с жизнью. Она идет в своем развитии по пути реализма. Реалистические черты особенно явственно обнаруживаются в поэзии Гейне («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка» и др.), они сильны в драматургии Бюхнера, в творчестве Веерта. Немецкое реалистическое искусство формируется в борьбе с реакционным романтизмом. Оно развивает все лучшее, что было в творчестве передовых немецких и европейских романтиков (Байрона, молодого Гейне, Гельдерлина, Шамиссо). Преодолевая идею романтического двоемирия, реалисты ищут и находят прекрасное в самом обществе, в революционной борьбе народа. Тем не менее Гейне и другие писатели реалистического направления не порывают с традициями романтизма. Они широко используют символику, фантастику. Их связь с романтиками обнаруживается также в насыщенности поэзии лиризмом, субъективной настроенностью. Но все эти романтические элементы подчинены в реализме реалистической концепции жизни и, следовательно, приобретают характер лишь стилевого явления.

© 2000- NIV