Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература 1871 - 1918 гг.

ЛИТЕРАТУРА 1871 — 1918 гг.

В январе 1871 г. Германия была объединена. Воссоединение немецких земель произошло не путем революции под руководством пролетариата, а «путем династических войн Пруссии, укрепляющих гегемонию прусских помещиков в объединенной Германии»1. Германия была объединена «сверху», и новая немецкая империя стала феодально-полицейским, военно-деспотическим государством. Интересы его правящих классов — крупных помещиков и промышленников — совпали. Немецкий империализм являлся, по определению В. И. Ленина, «юнкерски-буржуазным империализмом».

Франко-прусская война принесла Германии новые земли и новые доходы. Начался период грюндерства — строительства новых заводов, банков, торговых фирм. Стремительно росли города, расширялись порты, учреждались акционерные общества. В стране воцарился дух наживы.

Пангерманские агрессивные идеи открыто проповедуются в печати, литературе, с университетских кафедр.

Конец XIX в. отмечен обострением общественных противоречий в Германии. «Железный канцлер» Бисмарк и правящие классы страны принимают «исключительный закон против социалистов», при помощи которого они хотели задушить рабочее движение и превратить всю страну в прусские военные казармы. Однако никакие преследования и репрессии не смогли парализовать героическую деятельность немецкой социал-демократической партии и уменьшить ее авторитет среди рабочего класса.

Немецкое рабочее движение не только вынудило уйти в отставку Бисмарка и отменить «исключительный закон против социалистов», но оказало влияние на часть мелкобуржуазной оппозиционно настроенной интеллигенции, которая временно становилась попутчиком социалистического движения.

Под влиянием Маркса и Энгельса немецкая социал-демократия настойчиво пропагандировала идеи социализма, становившиеся все более популярными в широких массах. На исходе XIX в. немецкая социал-демократия выдвигает выдающегося литературного критика-марксиста Франца Меринга (Franz Mehring, 1846—-1919), который в течение четверти века вел бескомпромиссную борьбу за утверждение подлинного реалистического искусства как против идеологов буржуазии и юнкерства, так и против разного рода оппортунистов и ревизионистов. Большое значение для формирования прогрессивной немецкой литературы имела также общественная и литературно-критическая деятельность К. Цеткин, Р. Люксембург и К. Либкнехта. Выступления К. Либкнехта против империалистической бойки в канун первой мировой войны несомненно оказали воздействие на усиление антивоенных тенденций в немецкой литературе.

—XX вв. были поэты М. Кегель, Л. Якоби, Р. Лавант, явившиеся во многом предтечами социалистической поэзии XX столетия.

В противовес демократической литературе, смело обличавшей вильгельмовский режим, буржуазные писатели выступают как рьяные пропагандисты милитаризма и национализма (например, Детлев фон Лилиенкрон, Г. Френссен и др.).

Наступление реакции привело к исключительному обострению всех противоречий капиталистической системы. Усложнилась идеологическая борьба. Позитивисты, махисты, неокантианцы и другие представители реакционной философской мысли, отражая острый кризис буржуазного сознания, оказывают пагубное влияние на развитие искусства и литературы. Но особенно ощутимо в конце XIX—начале XX в. было влияние Ницше, который с помощью изощренных и демагогических аргументов сумел воздействовать на умы многих писателей. Даже такие прогрессивные художники, как Томас и Генрих Манны, испытали в ту пору определенное влияние идей Ницше. Учение этого реакционного мыслителя становится философской и эстетической базой многих декадентских течений и произведений. Они проникнуты культом индивидуализма, ницшеанской концепцией «сверхчеловека», воинственным антидемократизмом.

—начала XX в. и острые идейные и литературные битвы обусловили появление натурализма, символизма и других литературных течений.

Одновременно в конце прошлого века продолжают творить значительные писатели-реалисты (Т. Фонтане, В. Поленц, М. Крецер). Они запечатлели в своих романах правдивую и разнообразную картину новой, грюндерской империи, хотя и не достигли художественного мастерства Бальзака или Диккенса. А перед первой мировой войной появляется новое поколение критических реалистов (Томас и Генрих Манны, Б. Келлерман, Я. Вассерман, Г. Гессе). Опираясь на достижения немецкой и мировой литературы (особенно русской), они сумели поставить в своем творчестве кардинальные проблемы XX в. и сделать важные художественные открытия, обогатившие мировое искусство.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 23, с. 365.