Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Литература 1848 - 1871 гг.

ЛИТЕРАТУРА 1848-1871 гг.

После поражения революции 1848—1849 гг. в Германии, остававшейся политически раздробленной, утвердилась реакция. Дворянство сохраняло господствующее положение. Буржуазия пошла на компромисс с дворянством, заняв охранительные, консервативные позиции. Быстрому развитию капитализма мешала политическая раздробленность страны, поэтому воссоединение Германии по-прежнему было насущной необходимостью.

В 1871 г. происходит, наконец, воссоединение Германии, но не демократическим путем, так как прогрессивные силы ее были разгромлены. Германия была объединена под эгидой милитаристской, реакционной Пруссии. Маркс метко охарактеризовал социально-политический строй воссоединенной Германии как «обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм»1.

Поражение революции и утверждение реакции крайне неблагоприятно сказались на развитии культуры. Немецкая литература переживает упадок. Она надолго утрачивает то огромное значение, какое имела во времена Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне.

Литература приобретает провинциальный характер, она нередко отказывается от постановки острых социально-политических тем и занимается изображением частной жизни. Большое распространение получают идеи шовинизма, милитаризма, верноподданничества. Модной становится философия Шопенгауэра с ее идеалами индивидуализма, иррационализма и пессимизма. Именно начиная с Шопенгауэра в буржуазной философии усиливаются реакционные тенденции.

Идейная узость, филистерство, провинциальная ограниченность в полной мере дают себя знать в творчестве Густава Фрейтага (Gustav Freytag, 1816—1895), одного из популярных писателей немецкой буржуазии. Особым успехом пользовался его роман «Приход и расход» (Soil und Haben, 1855). В этом произведении дано идеализированное изображение буржуазного преуспеяния. Автор намеренно отказывается от авантюрной, внешне увлекательной интриги, сюжет романа сугубо обыденный, прозаический — изображение торгового дома Шретер.

В романе все время противопоставляются два сословия — буржуазия и дворянство. Представители последнего наделены чертами бесхозяйственности, расточительности, аморальности, сословного чванства, презрения к труду. Деятели же буржуазного лагеря выступают носителями скромности, честности, бережливости. Они люди упорного труда, образец нравственности и порядочности.

Роман Фрейтага стал настольной книгой немецкого филистера, апофеозом буржуазного делячества.

В 70—80-х гг. в Германии получает распространение так называемая областническая литература (Heimatkunst—-«искусство отчизны», как ее называют немцы). У писателей этого направления в полной мере сказались провинциальная ограниченность, замкнутость в тематике (жизнь определенной провинции). Некоторые из областников писали даже не на общенемецком литературном языке, а на различных диалектах.

В произведениях областников нередко поэтизировалась косная патриархальная жизнь мелких уголков, консервативный уклад, противопоставляющийся чуждой городской цивилизации. Среди областников были воинственно-реакционные писатели типа Бартельса (A. Bartels, 1862—1945), Френсена (G. Frenssen, 1863—1945).

Правда, и в областнической литературе иногда проскальзывала оппозиционность к имперской, прусской идеологии.

Однако наряду с реакционной буржуазно-апологетической литературой в Германии были писатели, продолжавшие гуманистические традиции предшествующего периода — Ф. Геббель, Р. Вагнер, Ф. Рейтер, В. Раабе, Г. Шторм, Р. Швейхель, Т. Фонтане и др.

Примечания.

1. Маркс К., и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 19, с. 28.

© 2000- NIV