Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Лион Фейхтвангер (Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

Лион Фейхтвангер

(Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

Лион Фейхтвангер вошел в историю немецкой литературы как мастер социального и исторического романа. Он был выходцем из буржуазной интеллигентной среды. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал филологию и философию. Большой интерес проявлял к историческим проблемам, особенно к истории Иудеи, в чем проявилось влияние семейных традиций.

Первые литературные опыты Фейхтвангера относятся к началу века. Первый сборник его рассказов «Одинокие» (Die Einsamen) вышел в 1903 г., но успеха не имел. Затем Фейхтвангер увлекается театром, пишет пьесы, театральные рецензии, статьи о театре и драматургии. В эти годы известное влияние на него 'оказала модернистская литература.

Первая мировая война и сопутствовавшая ей атмосфера шовинистического и милитаристского угара не сразу вызвала отрицательную оценку писателя. В самом начале войны он не свободен от некоторых шовинистических иллюзий, но довольно быстро приходит к пониманию бессмысленности войны и становится пацифистом.

Фейхтвангер приветствовал революцию 1918 г. в Германии, хотя понимал ее по-своему.

В драмах, созданных в 10—20-е гг., писатель разоблачает колониальные захваты, капиталистические грабежи. Таковы его пьесы «Калькутта, 4 мая» (Kalkutta, 4. Mai), «Нефтяные острова» (Die Petroleum-Inseln), «Будет ли амнистирован Хилл» (Wird Hill amnestiert). Позиция автора в этих пьесах весьма противоречива: с одной стороны, он разоблачает буржуазных хищников, а с другой — восхищается их деловитостью и энергией.

Широкую писательскую известность Фейхтвангеру принес исторический роман.

В 1923 году появляется «Безобразная герцогиня» (Die hapliche Herzogin), а в 1925 г. — «Еврей Зюсс» (Jud Süß), вышедший несколькими годами раньше как драматическое произведение.

В основу романа «Безобразная герцогиня» положено жизнеописание Маргариты Тирольской, жившей в XIV в. Она изображается автором вначале прогрессивной исторической деятельницей, задумавшей ряд разумных и полезных реформ. Однако все ее добрые начинания терпят неудачу, натолкнувшись на противодействие темных сил феодализма. Будучи некрасивой, она несчастна и в личной жизни.

В трактовке личности Маргариты писатель исходил из концепции, позднее изложенной им в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа» (1935). Согласно этой концепции история есть арена борьбы двух извечных начал — разума и неразумия. Носителем разума выступают одиночки, меньшинство, и поэтому они терпят поражение в борьбе с превосходящими силами мрака.

Автор беспощадно высмеял носителей неразумия, лагерь феодальной реакции — алчных герцогов, королей, епископов, тупоумную знать.

В романе «Еврей Зюсс» Фейхтвангер усиливает разоблачение сил варварства и неразумия. Главный герой его Зюсс Оппенгеимер — министр финансов герцога Вюртембергского в XVIII в. Писатель создает правдивый образ этого временщика, который, потакая герцогским прихотям, нажил огромное состояние и располагает почти неограниченной властью. Отмечая высокое повествовательное искусство первых исторических романов Фейхтвангера, нельзя пройти мимо некоторых их особенностей. Автор намеренно модернизировал, осовременивал историю, перенося в прошлое проблемы, характеры, взятые из современности. Исторические герои нередко наделялись сложной психологией людей XX в. Это можно сказать и о Маргарите, и о ряде других персонажей. Историзм романа в данном случае страдал, но зато они выигрывали в актуальности и злободневности. В упомянутой работе Фейхтвангера об историческом романе он говорит об этом: «Я писал и современные романы и исторические. И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы такое же содержание, как и в современные. Я и думать не думал писать историю ради истории; костюмы, исторические одеяния всегда были для меня только средством стилизации, средством простейшим образом создать иллюзию».

Приведенные слова не следует понимать буквально. В них чувствуются отзвуки полемики, которую Фейхтвангер вел против реакционных писателей, стремившихся отгородить литературу от острых проблем современности. Фейхтвангер всегда тщательно изучал исторические материалы изображаемой им эпохи.

Известно, что Фейхтвангер был одним из первых крупных писателей Европы, который увидел опасность фашизма в Германии и выступил с гневным осуждением его. Это было сделано им в романе «Успех» (Erfolg, 1930), изображавшем современную Германию.

Сюжетную основу романа составляет история борьбы за освобождение из тюрьмы несправедливо посаженного в нее искусствоведа Мартина Крюгера. Честный интеллигент и свободомыслящий человек, он был упрятан властями в тюрьму, так как его откровенные и довольно смелые взгляды считались опасными.

Частный случай нарушения права давал писателю возможность показать разложение буржуазно-демократического государства, в котором на смену закону пришли произвол и беззаконие. Так началась постепенная фашизация Германии, связанная с попранием элементарных правовых норм и утверждением культа насилия.

Писатель обвинял баварское правительство в том, что оно расчищало дорогу фашизму. Фашистское движение в романе именуется движением «истинных патриотов». Оно возглавляется демагогом и авантюристом Куцнером, в котором нетрудно угадать его прототип — Гитлера, также начинавшего свою деятельность в Баварии. Писатель показывал огромную опасность нацистского движения для судеб человечества и его культуры.

Борьбу за освобождение Крюгера начинает его возлюбленная Иоганна Крайн. В эту борьбу включаются разные люди — коммунист Каспар Прекль, журналист Жак Тюверлен и другие. Прекль — талантливый инженер, честный, принципиальный человек, для которого история с Крюгером представляет удобный повод для борьбы с буржуазным правительством. Однако при всех его положительных качествах Прекль изображается автором человеком узких, догматических взглядов, мешающих ему понять сложную и разнообразную картину современного мира.

Преклю в романе противопоставлен гуманист и скептик Жак Тюверлен, наиболее близкий автору образ. Он не верит в возможность переделки мира с помощью действия, насилия. Силой, могущей изменить мир к лучшему, он склонен считать слово, убеждение, воспитание. В трактовке образа Прекля и Тюверлена проявилась буржуазная ограниченность Фейхтвангера.

Хотя в этом романе писателю удалось преодолеть некоторые иллюзии относительно буржуазной демократии, которая на его глазах перерождалась в ненавистную нацистскую диктатуру, то, что представлялось ему справедливым государственным устройством будущего, было не чем иным, как все той же, несколько улучшенной, упорядоченной буржуазной демократией.

Писатель задумал «Успех» как исторический роман. В соответствии с этим замыслом Фейхтвангер стремится быть документально точным. Он дает в книге краткие исторические и социально-экономические справки, описания обстановки.

Документальность сочетается с яркими психологическими характеристиками персонажей, причем психологизм носит целенаправленный характер. Автор выделяет те черты, которые характеризуют социальную сущность того или иного героя.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Фейхтвангер эмигрировал во Францию, где он включился в активную антифашистскую деятельность. В 1937 г. он посетил Советский Союз. Результатом поездки по нашей стране явилась его книга «Москва, 1937» (Moskau, 1937), в которой он с большой симпатией пишет о нашей стране.

В эмиграции Фейхтвангер создает ряд крупных антифашистских романов, и прежде всего «Семью Оппенгейм» (Die Geschwister Oppenheim, 1933), впоследствии названную им «Семья Опперман». В центре внимания писателя —трагическая судьба буржуазной еврейской семьи, которая всегда стояла в стороне от политики и не видела фашистской опасности, надвигавшейся на Германию.

Показывая страдания обреченной на гибель семьи Оппенгейм, автор призывал к борьбе против нацистских вандалов. Сила слова, убеждение, которые он недавно рекомендовал в качестве средства улучшения общественной жизни, признаются сейчас явно недостаточными, чтобы противодействовать нацизму. Лишь активная борьба, революционное насилие способно уничтожить фашизм.

Однако антифашистская тема сужена в романе, она сводится главным образом к разоблачению антисемитизма нацистов.

Мысль о необходимости активной борьбы с фашизмом становится главной в романе «Изгнание» (Exil, 1940), где на первом плане уже не пассивный созерцатель творящегося зла, не беззащитный страдалец, а человек, убежденный в необходимости борьбы с фашизмом. Таков Зепп Траутвейн, талантливый композитор, антифашист.

Траутвейн уже сделал выбор между действием и пассивным созерцанием. Для него вопрос стоит иначе — как действовать, с кем идти, ибо борьба в одиночку не может принести успеха.

После мучительных поисков, колебаний он приходит к выводу, что лишь социализм, освободительная борьба народов открывают перспективу счастливого будущего. Признание этой истины было чрезвычайно важным шагом в идейном развитии Фейхтвангера.

Проблема выбора пути стоит и перед знаменитым историком древности Иосифом Флавием, главным героем трилогии «Иосиф» (Josephus-Trilogie), в которую вошли романы «Иудейская война» (Der judische Krieg, 1932), «Сыновья» (Die Sohne, 1935) и «Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1942).

Иосиф Флавий вначале выступает одним из руководителей восстания иудейского народа против Рима, покорившего Иудею. Со временем его взгляды меняются. Он приходит к выводу, что Рим является носителем более высокой цивилизации. Рим может помочь Иудее преодолеть ее националистическую ограниченность и замкнутость. Иосифу становятся ненавистными религиозный фанатизм и нетерпимость руководителей еврейской общины. Он сторонник дружбы народов, взаимного духовного обогащения различных наций.

Иосиф порывает с иудейством и переходит на сторону Рима. За это его проклинают соплеменники, презирают римляне. И судьба его складывается трагически.

В разработке темы Иосифа Флавия писатель верен своей концепции исторического романа. Как обычно, он стремился к сравнительно точному воспроизведению фактов, подробностей, «исторических костюмов», но трактовка этих фактов давалась исходя из современных задач борьбы с националистической, шовинистической идеологией фашистов. Картина Древнего Рима в романе явно модернизирована.

С таких же позиций Древний Рим освещен в сатирическом романе «Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936). На материале древнеримской истории в нем разрабатывается современная проблематика. Это очень острый, злободневный роман, написанный большим мастером-сатириком.

В романе рассказывается вымышленная история горшечника Теренция, внешне похожего на умершего императора Нерона. Находятся влиятельные люди, заинтересованные в своеобразном воскрешении покойного императора. На короткий срок судьба возносит Теренция—Лже-Нерона на вершину государственной власти. Марионетка становится могущественным человеком. Он приходит к власти с помощью обмана, беспардонной демагогии и авантюризма. Внимательный читатель невольно сравнивал судьбу римского авантюриста с судьбой правителя фашистской Германии. В приближенных Лже-Нерона (Кнопсе, Треббоне) можно было узнать приближенных Гитлера — Геббельса, Геринга.

Цикл антифашистских романов замыкает роман «Симона» (Simone, 1944), посвященный борьбе французских патриотов против немецких оккупантов. Олицетворением борющейся Франции выступает юная девушка, сирота Симона Мошар, образ которой сравнивается с национальной героиней французского народа Жанной д'Арк. Симона мужественно вступает в неравную борьбу с поработителями ее родины. Она возмущена действиями буржуа, которые, желая сохранить свои капиталы, предают национальные интересы и сотрудничают с оккупантами.

В 40-е гг. Фейхтвангер был свидетелем огромных исторических событий — разгрома фашизма, победы Советского Союза в Отечественной войне, приведшей к усилению притягательной силы идей социализма, возникновения социалистического лагеря. Все эти коренные социальные перемены нашли своеобразное отражение в идейной эволюции писателя, который проявляет все больший интерес к проблемам революции, народа, его роли в истории. Он создает такие значительные произведения, как «Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952), посвященные изображению французской буржуазной революции 1789—1794 гг.

В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., ее одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию — просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше.

Наиболее полно и многосторонне раскрыт в романе образ Бомарше. Он представлен во всей сложности и противоречивости своего характера. Это и просветитель, воодушевленный идеалами свободы, комедиограф, создавший остроумную сатирическую трилогию о Фигаро, и ловкий человек и делец, не забывающий о своих личных интересах. Он искренне хочет помочь освободительной войне американцев и снабжает их оружием, одновременно питая надежды нажить на этом изрядный капитал. Образ Бомарше исторически правдив и убедителен.

Но с наибольшей симпатией автором изображен Б. Франклин— мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.

Еще более четкое понимание революции и роли народа появляется в романе «Мудрость чудака».

В этом произведении писатель создает яркий образ Руссо и показывает влияние его идей на подготовку французской революции. Вокруг его имени велась ожесточенная борьба. Силы старого мира подвергли просветителя гонениям и преследованиям. Он остается в одиночестве, даже близкие ему люди, в том числе жена Тереза Левассер, плохо понимают его. Но это временное одиночество человека, который опередил свое время, и люди лишь до поры до времени не понимают его. Скоро этому одиночеству придет конец. Идеи Руссо о равенстве и народовластии будут подхвачены его учениками, а затем и широкими слоями французского народа и станут большой силой.

Если в ранних романах Фейхтвангера гуманист-одиночка страдал, до конца оставаясь непонятым неразумным большинством, то сейчас писатель по-другому рассматривает проблему взаимоотношения выдающейся личности и народа: прогрессивные идеи великих людей рано или поздно дойдут до народа. Так, крестьянский юноша Мартин Катру вначале не понимал Руссо и смотрел на него как на чудака: «Я считал Жан-Жака юродивым. Я смеялся над ним», — признается он. С годами Катру начинает постигать мудрость идей великого просветителя, становится страстным поборником его «Общественного договора» и деятельным участником революции. Он превратится в известного революционного деятеля, человека смелого, решительного, принципиального, верного защитника народных интересов.

Катру — сторонник решительных мер в отношении врагов революции. Но он достаточно осмотрителен и понимает, что не было смысла подвергать аресту Фернанда, который, вопреки своему дворянскому происхождению, стал искренним сторонником революции.

Своеобразным руссоистом предстает и один из вождей революции—Робеспьер. В молодости он посетил Руссо, высказав ему свое восхищение демократизмом его идей. Он дал клятву служить делу свободы, претворить эти идеи в жизнь.

Роман завершается торжеством революционного народ триумфом идей Руссо. Недаром в последней главе рома изображено перенесение праха философа в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции.

В «Мудрости чудака» Фейхтвангер во многом преодолел свою ошибочную историческую концепцию. Общий характер деятельности Руссо, значение его идей для французской революции изображаются в основном в соответствии с исторической правдой. Впервые Фейхтвангер с такой силой подчеркнул значение народа в свершении исторических событий. Великие перемены, по мысли автора, могут совершаться только снизу, народными массами. Однако в процессе коренной переоценки проблемы взаимоотношения личности и народа Фейхтвангер впал в известную крайность и намеренно принизил своего героя, выпятив мелкие черты его характера. Он изобразил Руссо не только мудрым, добрым, искренним человеком, любящим людей, но и чудаком, «блаженным», которого обманывает собственная жена.

К лучшим страницам романа относится описание французской революции, показанной событием огромного исторического значения. С большой симпатией нарисованы ее вожди Робеспьер, Сен-Жюст. Они не походят на фанатиков, какими раньше выглядели революционеры у Фейхтвангера.

Широкой известностью пользуется исторический роман писателя «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1952), посвященный жизни великого испанского художника конца XVIII — начала XIX в. Из задуманных двух романов Фейхтвангер успел написать лишь один. В нем изображена жизнь Гойи в период с 1793 по 1806 г.

В подзаголовке романа заключено указание на идейный замысел произведения. В книге показан не только путь Гойи к достижению вершин изобразительного искусства, но и трудные искания смысла жизни и места в ней художника.

Гойя был талантливым выходцем из народа, личностью самобытной, сильной. Став знаменитым художником, президентом королевской Академии художеств, он не утратил плебейской гордости и независимости. Но путь его к познанию роли художника поистине мучителен. Лишь после долгих поисков, ошибок и заблуждений приходит он к пониманию подлинного призвания художника, обязанного своим искусством служить народу.

Вначале он поглощен искусством, которому страстно предан. Ничего другого, кроме искусства, он знать не хочет. Он ослеплен придворной жизнью и далек от понимания своих обязанностей по отношению к народу.

Тяжелые испытания, выпавшие на его долю — несчастная любовь, болезнь, гибель жены и ребенка, — сделали его более восприимчивым к народному страданию. Решающую роль в его превращении в художника-гражданина сыграла революционная эпоха, идеи французской революции, современником которой он был. Гойя находит единомышленников в среде испанских вольнодумцев, добивавшихся изменения прогнившего королевского строя. Он создает свои знаменитые «Капричос», явившиеся беспощадной сатирой на королевский двор, придворную знать, духовенство.

Характерной особенностью романа является органическое сочетание в нем художественного произведения и искусствоведческого исследования. Многие страницы книги посвящены тонкому, проникновенному анализу картин Гойи. Это дает автору возможность глубже раскрыть характер художника, его взгляды на окружающий мир, на искусство и его задачи.

Фейхтвангер издавна проявлял глубокий интерес к творчеству испанского художника-реалиста. Он посвятил ему немало страниц еще в «Успехе».

Если в ранних исторических романах писателя в сильной мере ощущалась модернизация прошлого, то в «Гойе» проявляется стремление к сохранению исторического и национального колорита. Много места в романе уделено описанию национальных обычаев, одежды, танцев, песен. Ко всему этому внимательно присматривается Гойя. Здесь он находит материал для своего искусства.

Запоминается яркий образ матери Гойи, простой, умной и чуткой женщины, которая напоминает ему о принадлежности к народу.

В последние годы жизни Фейхтвангер писал теоретические статьи и эссе. Неоконченную критическую работу «Дом Дездемоны» (Das Haus der Desdemona, 1961) он посвятил своему любимому жанру — историческому роману. Она написана на весьма обширном материале литературных произведений на исторические темы.

В этой работе писатель подводит итоги своим раздумьям над историческим романом, пересматривает некоторые свои идеи, высказанные им в свое время в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа».

Фейхтвангер прослеживает основные вехи в развитии исторического романа начиная с античности. Подлинным творцом этого жанра он вполне обоснованно считает В. Скотта. Его романам присущ подлинный историзм, который, по мысли автора, должен иметь место при изображении прошлого. Тем самым Фейхтвангер отходил от своей ошибочной точки зрения, провозглашавшей право писателя на модернизацию прошлого. Благотворные изменения во взглядах писателя в сторону более реалистического изображения прошлого стали возможными под влиянием участия Фейхтвангера в антифашистском движении народов Европы.

© 2000- NIV