Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Леонгард Франк (Leonhard Frank, 1882—1961)

Леонгард Франк

(Leonhard Frank, 1882—1961)

Леонгард Франк — крупный писатель-гуманист XX в. Он был выходцем из демократической среды, сыном столяра. Юноша перепробовал немало разных профессий, но самым глубоким его увлечением было занятие живописью, которой он хотел посвятить всю свою жизнь.

Первая книга Франка — «Разбойничья шайка» (Die Rauberbande), вышедшая в 1914 г., накануне первой мировой войны, принесла ему широкую писательскую известность. Этим романом была начата серия книг о родном городе Франка Вюрцбурге.

В романе описаны вюрцбургские подростки, неудовлетворенные безрадостностью и скукой мещанского бытия. Они ненавидят учителя-садиста Магера, им досаждают своими попреками родители. В своем воображении подростки создали яркий и красочный мир. Они собираются в подземелье заброшенного замка, воображая себя шиллеровскими разбойниками, борцами за справедливость. С годами их мечты о подвигах и необыкновенной жизни потускнели. Несостоявшиеся бунтари стали обыкновенными обывателями, и только один из них, Михаэль Фиркант (образ во многом автобиографический), остался верен романтической мечте. Он странствует, голодает, самозабвенно занимается живописью. Но затравленный, он кончает жизнь самоубийством.

В этой сложной и противоречивой в идейном и художественном отношении книге протест против социальной несправедливости принял индивидуалистическую форму.

Роман «Разбойничья шайка» своей тематикой и некоторыми художественными приемами близок экспрессионизму, влияние которого' сказалось на раннем творчестве Франка.

Франк был одним из первых немецких писателей, поднявших свой голос против мировой войны. По этой причине он вынужден был покинуть Германию, охваченную шовинистическим психозом, и поселиться в нейтральной Швейцарии, где выпустил широко известную пацифистскую книгу «Человек добр» (Der Mensch ist gut, 1917).

Экспрессионистическая манера в новеллах этого сборника проявилась еще сильнее, чем в первом романе. Проза книги необычна. Так, например, новелла «Отец» представляет собой в значительной мере взволнованный внутренний монолог кельнера Роберта, потрясенного известием о гибели на войне единственного сына. Этот монолог перерастает в гневную проповедь против войны, и она звучит как возвышенная ораторская речь. Так же построена и новелла «Мать».

В новеллах проявляются свойственные экспрессионистам абстрактность и условность, это, в частности, ощущается и в языке: герои говорят языком автора, который не стремится индивидуализировать их речь, привести ее в соответствие с социально-психологическим, культурным обликом того или иного персонажа.

Франк стоял на позициях либерального пацифизма. У него очень смутное представление о социальных причинах войн и путях борьбы с ними. Вот как рассуждает на этот счет тот же Роберт: «Наш враг не француз, не англичанин и не русский... Отсутствие любви — вот наш враг и причина всех войн. Вся Европа плачет, ибо вся Европа не способна больше любить».

В 20-х гг. Франк знакомится с идеями научного социализма, сближается с такими революционными писателями, как Бехер, Брехт, Киш и др. Он проявляет интерес к освободительной борьбе пролетариата и в романе «Бюргер» (Der Burger, 1924) рассматривает вопрос о возможных союзниках рабочего класса в революционном движении.

Большей зрелостью политического мышления и укреплением реалистического мастерства характеризуется талантливая новелла «В последнем вагоне» (Im letzten Wagen, 1925), где каждому персонажу дана четкая социально-политическая характеристика. Среди пассажиров мягкого вагона, представляющих в миниатюре буржуазную Германию, читатель видит банкира, коммерсанта, священника, редактора газеты. До поры до времени они чинно беседуют в духе официальной пропаганды, но в минуту смертельной опасности (вагон отцепляется от поезда и с большой скоростью мчится под уклон навстречу катастрофе) сбрасывают маску благовоспитанности и заботятся лишь о собственном спасении за счет ближнего. Проявление подлинной человечности и солидарности встретилось лишь у рабочего, случайно оказавшегося в вагоне. Он меньше всех думает о собственном спасении, а приходит на помощь тому, кто действительно в ней нуждается.

Для понимания идейно-художественной эволюции писателя конца 20-х — начала 30-х гг. большой интерес представляют его романы «Оксенфуртский мужской квартет» (Das Ochsenfurter Männerquartätt, 1927), «Трое из трех миллионов» (Von drei Millionen drei, 1932). Они относятся к вюрцбургским романам и примыкают к «Разбойничьей шайке». В них читатель снова встречается с героями первого произведения, ставшими взрослыми людьми.

Роман «Трое из трех миллионов» написан под влиянием промышленного кризиса 30-х гг. и вызванной им безработицы. В романе изображена судьба трех (из трехмиллионной армии) безработных. В поисках работы они странствуют по Германии. Автор условно именует своих героев «секретарь», «портной» и «рабочий», не рассказывает об их прошлом. В этой подчеркнутой абстрагированности образов, в отвлеченности от индивидуальных, конкретных черт снова сказалась экспрессионистическая манера писателя. Как экспрессионист, он выбирает необычную, почти фантастическую фабульную ситуацию: какой-то чудаковатый англичанин дарит этой тройке 100 фунтов, что дает им возможность добраться до Южной Америки, в которой они давно мечтали найти свое счастье.

Экспрессионистическая манера письма у Франка своеобразно сочетается с реалистической. Он во многом выступает реалистом, изображая страшную судьбу безработных, нищету, неустроенность жизни. Исследователи отмечают и реалистический характер языка Франка — простого, лаконичного, точного.

В связи с этим уместно вспомнить одно из признаний писателя, который своими учителями называл великих реалистов Достоевского, Л. Толстого, Флобера.

В 1934 г. фашисты лишили Франка, как автора антивоенной книги «Человек добр», немецкого гражданства. Долгие годы писатель провел в эмиграции, тоскуя по родине. На чужбине он начал писать роман о послевоенной Германии «Ученики Иисуса» (Die Jünger Jesu, 1949).

События романа снова происходят в Вюрцбурге. Совсем недавно это был прекрасный город, а теперь он разбомблен американской авиацией за отказ эсэсовского командования капитулировать.

Говоря о замысле своего произведения, Франк писал: «... В этом романе заклеймен не Вюрцбург и не жители Вюрцбурга, а кровавые чудовища нацистского режима. Заклеймить их было для меня делом совести».

В этом произведении, как и в первом романе «Разбойничья шайка», выступают вюрцбургские подростки, которые создают тайную организацию для помощи обездоленным. Их девиз выражен в словах: «Мы, ученики Иисуса, заступники справедливости, берем у богатых, у которых все есть, и отдаем бедным, у которых ничего нет». Действуя в соответствии с этим принципом, ученики попадают в сложные, а иногда и забавные ситуации.

В этой книге Франк показал, что осталось еще немало последышей Гитлера, неонацистов, которых разгром фашизма ничему не научил, и они готовятся начать все сначала. Таковы Цвишенцаль, Шарф, Зик и другие.

В 1952 г. писатель возвратился на родину (в Мюнхен). В том же году он опубликовал свою автобиографическую книгу «Слева, где сердце» (Links wo das Herz ist), в которой рассказал о своем жизненном и творческом пути. Книга свидетельствовала о продолжающейся идейно-художественной эволюции писателя. В конце ее приводятся очень многозначительные слова: «Он верит, что ход истории по основному пути развития необходимо ведет к социалистическому устройству экономики... Он верит, что экономическому строю корысти и чистогана... к 2000 году придет на смену строй социалистический».

Симпатизируя социализму, Франк смутно представлял себе реальные пути, условия, которые ведут к социалистическому будущему. Но, как сказал Бехер, у Франка была природная способность различать правду и фальшь, добро и зло, и он был на стороне тех, кто боролся за справедливость, против социального зла.

Подлинную оценку своей литературной' и общественной деятельности Франк нашел в ГДР, где его труд был отмечен в 1955 г. Национальной премией.

© 2000- NIV