Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Иозеф Эйхендорф (Joseph von Eichendorf, 1788—1857)

Иозеф Эйхендорф

(Joseph von Eichendorf, 1788—1857)

Талантливым поэтом немецкого романтизма был Иозеф Эйхендорф. В молодости связанный с гейдельбергским кружком, он и в дальнейшем сохранил верность его идейно-эстетическим лозунгам. Эйхендорф был сторонником феодально-монархического строя и защищал его устои во время войн с Наполеоном, служа солдатом в корпусе «черных стрелков» полковника Лютцова. Однако монархические иллюзии совмещались в мировоззрении Эйхендорфа с демократическими симпатиями, с горячей любовью к своему народу, к немецкой природе. .

Эйхендорф — писатель довольно широкого диапазона. Его перу принадлежат драмы, романы, но в историю немецкой литературы он вошел как замечательный лирик. Его стихи отличаются большой музыкальностью, простотой и выразительностью языка. Герой лирики Эйхендорфа — человек, наделенный тонкой, впечатлительной душой. Это романтический мечтатель, живущий в мире красоты. Тем не менее Эйхендорф не разделяет доктрины самоцельного, отрешенного от жизни искусства. Для него поэтическое творчество — общественное служение. Правда, его представления о роли поэзии носили во многом религиозную окраску, но вместе с тем были гуманистически содержательными. Поэт для Эйхепдорфа — защитник национальных интересов, выразитель народных дум и чаяний. Поэтому его поэтическое слово и находит такой горячий отклик в сердцах людей:


Есть подлинная жизнь его народа.

.............................................

И пробужденье в наших душах света —
Ответ на вдохновение рапсода.

«Поэт». Пер. П. Карпа)

Поэт рассматривается Эйхендорфом как своего рода наместник бога на земле, как заступник всех обездоленных и угнетенных, как провозвестник новой, еще неведомой жизни:

Ему господь поведал слово,
Да назовет бесстрашно тьму
И славит свет житье святого,

(«Поэтам». Пер. П. Карпа)

Певец — это «живое сердце мира», принявшее в себя все боли и радости человечества:

Для всех огнем пылаю,
Покуда сердие есть,

Для всех мне надо цвесть.

(«Судьба поэта». Пер. П. Карпа)

Эйхендорф относится резко критически к современному торгашескому веку. Он со скорбью отмечает, что «огромный мир во лжи погряз» («Ночная песня»), ему ненавистен край, где «царствуют мещане и от торговых дел трава пылится». Поэт тоскует о природе, не обезображенной буржуазной цивилизацией, его влекут к себе просторы полей, тенистые рощи, что-то невнятно лепечущие ручьи.

Положительный герой в творчестве Эйхендорфа — это человек, влюбленный в природу, в вольное дыхание ветра, в сиянье лунных ночей. Ему ненавистна мораль накопителей, он принципиальный бродяга, странствующий по свету со скрипкой в руках, довольный, когда у него над головой свод голубого неба, когда его окружают верные друзья — веселящие своим пением душу птицы, шелестящие листвой деревья.

— характерная черта романтического мировоззрения, сложившаяся как особая форма протеста против порабощающих условий мещанского быта, против удушающей атмосферы капиталистического города. Лирическому герою Эйхендорфа претит застойная обывательская жизнь, его манит все неизвестное:

Я бродяга был сызмальства,
Так живу и так умру,—

«Странствующий музыкант». Пер. П. Карпа)

Как истинный романтик подлинно прекрасной Эйхендорф считает жизнь духовную. Поэтому он привносит духовное начало также и в природу, одушевляет, романтизирует ее. Его героя, словно дорогого друга, встречают обитатели лесного царства и полевых просторов. Они чутко отзываются на его горе, ликуют вместе с ним в минуты радости.

«Из жизни бездельника» (Aus dem Leben eines Taugenichts, 1824). В ней в целом господствует то же настроение, что и в лирике поэта. Главный герой во всем сродни странствующим музыкантам, воспетым Эйхендорфом в песнях. Он бездельник по убеждению. У него нет стремления ни к карьере, ни к богатству. Его заветная мечта — жить свободно и легко, ничего не делая. Изгнанный отцом-мельником, герой Эйхендорфа отправляется странствовать со скрипкой в руках. Время быстро и приятно проходит в разговорах со случайными знакомыми, в общении с природой, с искусством Италии. Наконец странствования закончены, герой возвращается на родину, сбываются его заветные мечты. Эйхендорф, симпатизируя своему романтически настроенному герою, устраивает его судьбу.