Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Георг Веерт (Georg Ludwig Weerth, 1822—1856)

Георг Веерт

(Georg Ludwig Weerth, 1822—1856)

Фридрих Энгельс назвал Георга Веерта «первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата»1. Эта оценка точно определяет его место в истории литературы и подчеркивает новаторскую роль писателя.

Веерт родился в Детмольде, в семье пастора. Четырнадцати лет, не закончив гимназии, он переехал в Эльберфельд и там работал в торговой фирме.

В 40-е гг. Веерт написал свои поэтические циклы «Любовь» (Die Liebe, 1842), «Вино» (Der Wein, 1842—1843). В его ранних произведениях заметно влияние прогрессивных романтиков. Они написаны в духе народных песен и баллад. Несмотря на их камерность, некоторые из них сатирически изображают феодалов и бюргеров. В этих циклах поэт выразил свою симпатию к людям труда. Его герой — странствующий подмастерье.

Вскоре Веерт преодолевает влияние романтиков. Он с большим интересом изучает современное ему общество и знакомится с «истинными социалистами», которые писали слащавые стихи. Но Веерт ценил этих поэтов за то, что они в своих произведениях рассказывали о ремесленниках и рабочих.

В поэтических опытах 1843—1844 гг. Веерт под влиянием «истинного социализма» тоже изображает нищету и страдания рабочего («Работай», «Бедный Том», «Виноделы»).

В 1843 г. писатель поселился в английском городе Бредфорде. Там он познакомился с философией Фейербаха. Веерт не был сторонником антропологической системы Фейербаха, не разделял идеалистических взглядов философа на общественное развитие, но поэта увлекали его материалистические и атеистические воззрения.

Веерт был поэтом многогранным. Лирические стороны его таланта наиболее полно раскрылись в цикле стихотворений «Песни подмастерья» (Handwerksburschen-Lieder). Цикл создан в 1845—1846 гг. и напечатан в «Альбоме» Германа Пютмана в 1847 г. Герой «Песен подмастерья» —молодой рабочий. Он любит природу, родных, друзей и, несмотря на бедность, не теряет бодрости духа.

Образ пролетария, созданный поэтом, здесь принципиально отличается от пассивных, страдающих героев «истинных социалистов», произведения которых Энгельс критиковал за филантропизм, слезливость и поэтическое худосочие. Подмастерье Веерта активен, энергичен и обладает неиссякаемым запасом жизненных сил. Его натуре присущи высокие моральные качества: верность в дружбе, любовь к людям.

В «Песнях подмастерья» Веерт развивал многие фольклорные мотивы. Четкая композиция «Песен», их ритмическое многообразие, умелое использование рефрена, мастерски выписанные пейзажные картины и психологическая наполненность характеризуют творчество поэта.

Об идейном росте поэта и полном отказе его от «истинного социализма» свидетельствуют также стихотворения 1846— 1848 гг.: «Песня торжества», «Разум и безумие», «Индустрия» и «Суд». В них он воспел власть человека над природой, мощь индустриального прогресса и выразил уверенность в конечной победе революции и рождении новых общественных отношений.

В Англии Веерт часто встречался с Марксом и Энгельсом и остался их верным соратником и другом на протяжении всей своей жизни. Марксистская научная философия оказала на него решающее влияние. В 1847 г. он стал членом «Союза коммунистов».

«Ланкаширские песни» (Lieder aus Lanncashir, 1844—1845) рисуют не только картины эксплуатации и нищеты рабочих, но и пробуждение протеста у пролетариев.

Герой стихотворения «Литейщик пушек», много лет проработавший на заводе и под старость выброшенный хозяином на улицу, говорит:

Настанет час
Грозы и битв суровых,
Когда ударим против вас
Из двенадцатнидюймовых!
(Пер. И. Миримского)

Будучи марксистом, Веерт во многих своих произведениях выражал интернационалистские идеи. В стихотворении «Немец и ирландец» он описал, как общая участь сблизила безработных разных стран.

Поэт был последовательным атеистом и резко осмеивал лживость библейских сказаний и наивную веру в бога. В этом отношении показательными являются его стихотворения «Лютер» и «Рейнские виноградари».

Реакционные романтики идеализировали феодальное прошлое Германии. Веерг смело разрушил легенду об этом «золотом» историческом периоде и в произведениях «Ландскнехты», «Император Карл», «Кимвры и тевтоны» и «Тилли» показал жестокость императора, аморализм рыцарей и антигуманный характер средневековых войн. В них ярко проявилось сатирическое дарование поэта, а его стихотворения часто носят характер гротеска.

Изучая общественную жизнь Германии и Англии, Веерт хотел написать социально-психологический роман, но не завершил его. Обнаружен только один фрагмент его (Fragment eines Romans). Этот отрывок весьма ценен. Веерт сумел глубоко изобразить классовые противоречия немецкого общества. Писатель нарисовал запоминающиеся образы представителя деградирующего дворянства (барона), предприимчивого фабриканта и революционера — механика Эдуарда.

Эдуард, будучи в Англии, познакомился с идеями социализма и, возвратившись в Германию, проводил кропотливую работу по воспитанию рабочих в революционном духе. Георг Веерт первый в немецкой литературе создал образ сознательного, целеустремленного рабочего — борца за социализм.

«Фрагмент» — полноценное литературное произведение. Психология основных действующих лиц выявляется в реальных обстоятельствах. «Фрагмент» позволяет считать Веерта одним из ранних предшественников литературы социалистического реализма.

Свои революционные взгляды писатель высказывал и в стихотворениях и в публицистических работах. Необходимо отметить, что содержание их также изменялось в зависимости от эволюции мировоззрения Веерта. Если в ранних очерках «Ярмарка в Йоркшире» и «Джозеф Рейнер Стеффенс, проповедник из Стейльбриджа и движение английских рабочих в 1839 году» он обличал торгашеский дух буржуазии и теорию Мальтуса с демократических позиций, то уже в «Речи на брюссельском конгрессе сторонников свободной торговли» (1847) Веерт выступил против мнения тех экономистов и политиков, которые считали, что свободная торговля улучшит положение трудящихся, и утверждал, что только вооруженное восстание освободит рабочих от нищеты.

—1847 гг. Веерт написал «Наброски из социальной и политической жизни британцев» (Skizzen aus dem sozialen und politischen Leben der Briten). Рукопись этой книги больше века хранилась в архивах. Только отдельные главы ранее были опубликованы автором.

Веерт хорошо знал работу Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» и решил воплотить в художественных образах идеи этой книги. Он создал правдивые портреты буржуазных дельцов и религиозных деятелей, описал жизнь английских пролетариев и нарисовал картины классовой борьбы.

Автор с восхищением отзывался о пролетариях. Высокие эстетические идеалы и нравственную чистоту их он показал в главе «Праздник цветов у английских рабочих». Пролетарии в свободное время выращивают изумительные цветы. Они тонко воспринимают подлинную красоту природы. Веерт, изучая психологию трудящихся, пришел к важному социально-философскому выводу: те, кто умеют глубоко ценить красоту выращенных ими цветов, в будущем создадут подлинное искусство.

В жанровом отношении «Наброски» — многоплановое произведение. Документальные материалы, исторические эссе, психологические портреты — все это составляет содержание книги.

После мартовской революции 1848 г. в Германии Веерт по поручению Маркса поехал в Кельн для подготовки издания «Новой Рейнской газеты», которую Ленин назвал «доныне остающейся лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата»2. Веерт руководил отделом фельетона газеты.

Политическая борьба стала целью его жизни. Все произведения, написанные им в 1848—1849 гг., носили ярко выраженный революционный характер. В это время он опубликовал свои лучшие стихотворения, поэмы, фельетоны, повесть и роман.

Если Веерт в дореволюционный период большое внимание уделял социальным проблемам, то в годы немецкой революции он писал произведения, наполненные политическим содержанием.

В своих стихотворениях поэт осуждал либералов («Плаксы и смутьяны») и реакционных бюрократов («Когда б я министром полиции стал»), в поэме «Сегодня я ехал в Дюссельдорф» (Heute morgen fuhr nach Düsseldorf) изобразил защитника феодального строя, ограниченного и жестокого врага революции, которого Энгельс назвал «пожирателем социалистов». Композиционное построение поэмы очень четкое и стройное. В ней нет побочных сюжетных линий. Прямая речь героя очень точно характеризует его убогий интеллектуальный уровень и тупоумие.

Вторую поэму Веерта «Я радости большей не знал никогда, чем больно врага ужалить» (Kein schöner Ding ist auf der Welt, als seine Feinde zu beißen) положительно оценил Маркс. Веерт нарисовал в ней яркие картины разгула реакции после поражения немецкой революции. Поэт описал осадное положение мятежного Кельна, запрет «Новой Рейнской газеты» и создал отрицательные образы буржуазных журналистов — редактора «Кельнской газеты» Дюмона и его сподвижников. В поэме эпические картины чередуются с авторскими монологами и репликами. Обе поэмы — яркие сатирические произведения.

В «Новой Рейнской газете» писатель опубликовал много фельетонов. Лучшие из них —«Благочестивые желания», «Трагическая Бельгия», «Реакционные мысли некоей дамы» и «Как и на какой манер благочестивого короля Фридриха-Вильгельмуса четвертого в священном городе Кельне примять и в императоры короновать надлежало бы».

В «Новой Рейнской газете» Веерт напечатал и свои замечательные прозаические произведения: повесть «Юмористические сцены из немецкой торговой жизни» (Humoristischen Skizzen aus dem deutschen Handelsleben, 1847—1848) и роман «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шнапганского» (Leben und Taten des berühmten Ritters Schnapphanski, 1848—1849).

Повесть «Юмористические сцены из немецкой торговой жизни» — талантливое произведение, критикующее буржуазных предпринимателей и немецкую либеральную интеллигенцию.

Предприимчивый коммерсант Прейс и беспринципный, но прикрывающий свою трусость левыми фразами бухгалтер Ленц — колоритные фигуры. Прейс в погоне за деньгами не гнушается никакими средствами. Чтобы упрочить свое материальное положение и занять теплое место при королевском дворе, он начинает изготовлять картечь для расстрела рабочих демонстраций.

Ленц, в период подъема немецкой революции заявивший своему шефу, что он примыкает к борющемуся народу, к моменту ее спада отрекается от своих «демократических» убеждений и помогает Прейсу в осуществлении его кровавых планов.

немецкого бюргерства.

Сатирический роман Веерта «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шиапганского» печатался в «Новой Рейнской газете» из номера в номер в виде серии фельетонов (с 8 августа 1848 г. по 21 января 1849 г.).

Некоторые исследователи творчества Веерта считают это произведение антифеодальным. Это неточно. Роман изобличает не только Шнапганского и немецкое дворянство, но также вскрывает основные пороки буржуазии.

Приключения рыцаря Шнапганского (под этим именем выведен прусский юнкер князь Лихновский, известный своими скандальными похождениями и впоследствии убитый восставшими крестьянами) происходят почти во всех европейских странах, и эта географическая «протяженность» помогла писателю развернуть широкую панораму общественной жизни Европы. Веерт создал индивидуализированные образы рыцаря Шнапганского, барона, герцогини, обобщенные образы ландскнехтов, которые дома ходили в войлочных туфлях и коленкоровых ночных колпаках, а за границей эти наемники «бледные готфриды и Генрихи превращались в тигров и головорезов». Основной герой романа рыцарь Шнапганский — бездельник, прожигатель жизни. Во имя эгоистических целей он без угрызений совести совершает преступления. Бахвал, трусливый дуэлянт, светский волокита, без сожаления бросающий свою возлюбленную и своего ребенка, Шнапганский заключает постыдную сделку с бароном и из корыстных соображений женится на дряхлой герцогине. Для него религия, политика — только средства для достижения власти и богатства. В Шнапганском Веерт, как в фокусе, сконцентрировал все пороки дворянского общества, и поэтому образ его — типичный образ немецкого юнкера.

Во вставных новеллах писатель не менее правдиво показал антигуманную мораль и ограниченность буржуазии.

После революции немецкое правительство обвинило Веерта в том, что в романе о Шнапганском он оскорбил память князя Лихновского, и приговорило его к трем месяцам тюрьмы.

Некоторые литературоведы утверждали, что разгром немецкой революции породил у Веерта сомнения и разочарования. Это неверно. Поражение революции 1848—1849 гг. было для писателя тяжелым ударом. Но Веерт оптимистически смотрел в будущее. ,

Это доказывают его статьи, опубликованные в последнем номере «Новой Рейнской газеты» и в приложении к ней: «Прокламация к женщинам» и «О грядущей победе рабочего класса». В них писатель снова выступил против либералов, называл их «знаменитыми учеными, при виде которых даже бешеные собаки не испытывают водобоязни».

Веерт был уверен в том, что капитализм погибнет и на смену ему придет более совершенный строй. В статье «О грядущей победе рабочего класса», анализируя социально-политическое положение Англии, он писал: «Все отчаяннее хватается буржуазия за последнее средство, которое еще могло бы ее спасти. Скоро она тщетно будет искать новых путей, и тогда железная необходимость приведет чартистов к той победе, которая послужит сигналом к социальному перевороту во всем мире».

Маркс и Энгельс были глубоко опечалены его смертью. На протяжении всей своей жизни они популяризировали произведения первого и самого значительного поэта немецкого пролетариата.

Буржуазные историки более века умалчивали о нем. Они стремились предать забвению произведения Веерта.

В наши дни произведения Веерта, переведенные на многие языки, вошли в золотой фонд революционной литературы.

1 Маркс К- и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 21, с. 5.

2. См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 26, с. 83.