Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Георг Гервег (Georg Herweg, 1817—1875)

Георг Гервег

(Georg Herweg, 1817—1875)

Георг Гервег на протяжении всей своей жизни боролся за передовые идеи, за прогресс и свободу.

После окончания монастырской школы он изучал богословие и юриспруденцию в Тюбингенском университете.

В 1837 г. Гервег прервал университетские занятия и поселился в Штутгарте. Здесь юноша начал сотрудничать в журнале «Европа». Не желая служить в армии, он эмигрировал в Цюрих. В эти годы Гервег увлекался критикой и написал много содержательных статей.

Какова же идейная и эстетическая позиция молодого литератора?

Его суждения о литературе интересны и содержательны. В частности, в этом плане любопытна статья Гервега «Фауст у трех наций», В ней он не соглашается с мнением Жорж Санд, которая не находила в произведениях Гете героев. Гервег заявлял, что гениальный писатель и не пытался создавать надуманных героев, а изображал людей. В этом он и видел его величие.

Отношение Гервега к Гете было сложным. В заметке «Недостатки политического образования у немецких литераторов», не умаляя заслуг великого писателя, критик порицал его сервилизм. Он считал, что поэт должен быть неподкупным судьей и борцом за свободу.

Гервега, естественно, интересовали и романтики. Он отрицал их иронию и, критикуя Тика, положительно оценивал творчество Арнима, в сочинениях которого видел выражение национального характера. Особенно его восхищала свободолюбивая муза Гельдерлина.

В своих рецензиях и заметках Гервег последовательно отстаивал принципы народности и прогрессивности литературы. В статье «Литература в 1840 году» он высказал отрицательное мнение о творчестве представителей «Молодой Германии» Мундта и Лаубе. Осудив их идейную нечеткость и аморфный либерализм, Гервег противопоставил им Роберта Бернса как поэта истинно народного. Здесь же он отметил новаторские тенденции в поэзии Гейне и заявил, что новое десятилетие ожидает нового певца.

Гервег был убежден в том, что источником поэзии является жизнь народа. Поэтому в этюде «Литература и народ» (1839) критик, подчеркивая талантливость произведений Бернса и Беранже, отмечал их народный характер.

Писатель считал, что литераторы обязаны бороться за свержение гнета и тирании. Гервег был стойким защитником тенденциозной литературы,

В 1841 г. в Цюрихе выходит первый том его поэтических опытов «Стихи живого человека» (Gedichte eines Lebendigen). Этот сборник явился событием в литературной жизни. Все экземпляры книги были быстро распроданы. Имя поэта было у всех на устах. Гервег сразу завоевал положение одного из ведущих писателей Германии. Такой успех объяснялся тем, что каждая страница «Стихов живого человека» воспевала свободу и осуждала недостатки немецкого общества.

Стихотворения Гервега разнообразны по своим темам. Многие из них с большой силой обличали деспотических правителей, феодалов и служителей церкви. В других стихах были раскрыты классовые противоречия и выражены революционно-демократические взгляды поэта. Гервег в них говорил о том, что надо разрушить «старинную власть сословий» и призвать богача к ответу. Он был уверен, что уже наступила пора, когда бароны должны «снять короны», а князья «проститься с тронами». Поэт знал, что борьба за свободу будет тяжелой и кровавой. Богатые добровольно не откажутся от своих состояний и привилегий. Поэтому он призывал:

Все кресты с могил снимайте,
В меч возмездья обращайте.
Бог на небе нас простит.
(Пер. Н. Вержейской)

Гервег, как и многие его современники, увлекался идеями Фейербаха, но в «Песне о ненависти» (Das Lied vom Haß) он уже освободился от влияния философа, проповедующего общечеловеческую любовь, и утверждал:

Тиранов нет ли, глянь вокруг.
Найдешь, покличь — нагрянем,
Любить нам больше недосуг,

(Пер. Б. Пастернака)

Поэт звал трудящихся на борьбу с эксплуататорами и развенчивал ложные теории об абстрактном человеколюбии.

Самые вдохновенные строки он посвятил великому спору народа с врагами революции. Только восстание освободит «истекающий кровью» народ и «распрямит спины» угнетенных. Во имя этой великой цели:

Пусть буря грянет над страной,
Пусть молний не избыть...
Отважься, мой народ родной,
Хоть день свободным быть.

(Пер. Н. Вержейской)

Гервега, как и его современников, волновала проблема объединения Германии. Но он был противником объединения государства под эгидой прусского короля.

Поэт был сторонником и поборником интернационального содружества народов.

Прославляя борьбу трудящихся за свободу, Гервег восхищался прогрессивными историческими событиями, передовыми деятелями и писателями — носителями разума и гуманизма. Так, он с восторгом писал о фермопильской битве в 480 г. до н. э. между греками и персами. По его мнению, в этом сражении греческий народ проявил храбрость и патриотизм. Именно эти чувства необходимо воспитывать у каждого немца. Изобретателю книгопечатания Гутенбергу Гервег посвятил три песни. Поэт называл его знаменосцем пробуждающихся народов и борцом за культуру и прогресс. С большой симпатией он отзывался о Георге Бюхнере и считал его «глашатаем бурь».

«Стихов живого человека»— песни. Гервег всегда ценил песню как средство выражения свободолюбивых идей. Об этом свидетельствуют его высказывания о Бернсе и Беранже.

Многие стихотворения Гервега сопровождаются рефреном, в котором выражена основная мысль произведения. Часто поэт прибегает к коротким лозунговым фразам. Лирическая струя его поэзии также выявляет ее социальный характер.

В 1842 г. возник спор Гервега с поэтом Фрейлигратом, примыкавшим в то время к романтикам. В стихотворении «Из Испании» Фрейлиграт заявил, что писатель должен стоять в стороне от политики и создавать аполитичные произведения. Гервег гневно осудил его позицию и утверждал, что поэзия должна носить партийный характер:

Глашатаи! Певцы! Нет места безучастью!
Под тучей грозовой кто остается тих?

Как верный острый меч, оттачивая стих!
Так выбирайте стяг! Я буду не в обиде —
Он может быть другим, не в цвет моих знамен,
Я все давно решил, прочувствовал, увидел.

В споре с Фрейлигратом Гервега поддержала «Рейнская газета». Стихотворение «Партия» (Die Partei) явилось боевой программой для многих передовых писателей того периода.

В 1842 г. Гервег путешествует по Германии. Во время его пребывания в Кенигсберге, Берлине, Кельне писателя встречали восторженные толпы народа. В Кельне он познакомился с молодым Марксом, который положительно отзывался о «Стихах живого человека».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, понимая, что муза Гервега опасна для существующего строя, решил его «приручить». Состоялась встреча Гервега с монархом. Попытка превратить поэта в придворного певца не увенчалась успехом. Вскоре Фридрих-Вильгельм запретил распространение его произведений. Гервег послал обличительное письмо королю и снова был выслан из Германии.

«Стихов живого человека». И здесь Гервег открыто высказал свои революционно-демократические взгляды.

В стихотворениях «Иордану» и «Розга» поэт выступает против власть имущих. В «Колыбельной песне», рисуя мрачную жизнь немецкого народа, писатель возмущается его пассивностью. В подтексте этого произведения звучит призыв к сопротивлению против произвола.

Стихотворения «Бедный Яков» и «Больная Лиза» выражают горячее сочувствие людям, задавленным нуждой. Герой стихотворения «Бедный Яков» — типичный образ всех обездоленных, которые умирают в нищете и одиночестве:

Сегодня в ночь, придя в барак,
Скончался бедный старый Яков.

Соседи, старца не оплакав.

(Пер. Н. Вержейской)

Многие произведения этого тома посвящены актуальным задачам искусства. Гервег критиковал творчество придворного живописца Корнелиуса и эпигонов романтизма, которые ели «из мраморных ясель с придворными скотами», считал, что задача поэта — быть в первых рядах борцов за идеи освобождения.

В 1848 г. поэт переехал из Цюриха в Париж. В это время он увлекся идеями утопического социалиста Вейтлинга. Там же Гервег близко сошелся с Карлом Марксом, с которым познакомился в Кельне в 1842 г.

«Немецкий демократический легион» из земляков, живших во Франции, и решил вторгнуться с ним в пределы Германии. Маркс был против этого авантюристического плана и доказывал Гервегу, что революцию нельзя экспортировать. Но поэт не послушался Маркса и попытался осуществить свой замысел. Отряд был разбит, а сам он случайно уцелел от гибели. Эта авантюра привела к разрыву Гервега с Марксом.

В период революции в Германии Гервег продолжал писать политические стихи. Он выступал против реакционеров, пытавшихся объединить Германию или под властью прусского короля, или австрийского эрцгерцога. Подлинную сущность этих приверженцев монархического строя Гервег обличает в стихотворении: «Ни Пруссия и ни Австрия».

Как известно, в это время был создан франкфуртский парламент. На парламентских заседаниях либералы произносили соглашательские речи. В стихотворении «Нет конца речам» Гервег осудил болтунов-депутатов. Его стихотворение «Весна» насыщено ненавистью к убийцам революционера Роберта Блюма.

В произведениях Гервега революционных лет усиливаются сатирические тенденции. В них отчетливо, иногда в гиперболизированной форме выражаются идеи и взгляды автора.

В Париже Гервег сблизился с жившим в эмиграции Герценом. Знакомство с Герценом пробудило у Гервега интерес к русской литературе. Он перевел герценовский «Эпилог 1849» и стихотворение Лермонтова «Мне грустно потому, что я тебя люблю».

Наполеона III, прусский милитаризм и высказывал свои симпатии борцам освободительного движения в Италии.

Когда в Германии был организован «Всеобщий германский рабочий союз», поэт посвятил этому событию стихотворение

«Песнь немецких рабочих ферейнов». В нем с новой силой прозвучали революционные мотивы:

Люди-пчелы, вас не счесть...


Жальте трутней! В добрый час!
Труженик, творец, воспрянь!
(Пер. Н. Вержейской)

Своими вдохновенными произведениями Гервег завоевал почетное место среди передовых немецких писателей XIX в.