Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Георг Бюхнер (Georg Buchner, 1813—1837)

Георг Бюхнер

(Georg Buchner, 1813—1837)

Гeopr Бюхнер прожил короткую, но насыщенную драматическими событиями и вдохновенным трудом жизнь. Он явился одним из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы.

Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, которую называл «мертвым хламом», а с интересом читал произведения Гомера, Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и Мюссе. В это же время Бюхнер пробует силы в литературном творчестве. Гимназические стихотворения «Лучшей матери», «Тленность» и «Ночь» написаны в романтической манере. В них он высказывал мысль о губительной силе времени, уничтожающей все живое, и рисовал фантастические картины.

Речь о Катоне Утическом, которую Бюхнер произнес на выпускном вечере, была посвящена герою Древнего Рима. Юный автор с явным восхищением отзывался о Катоне, который боролся с властолюбивым Цезарем и во имя свободы, в знак протеста против деспотизма кончил жизнь самоубийством.

После окончания гимназии Бюхнер учился в Страсбургском, а потом в Гессенском университетах. В это время в Гессене пастор Вейдиг организовывал оппозиционное демократическое общество. Бюхнер примкнул к нему, но не был согласен со взглядами Вейдига. Пастор считал, что в переустройстве современной Германии решающую роль будет играть интеллигенция, и не хотел принимать в организацию ремесленников и крестьян. Бюхнер же утверждал, что больше всех заинтересованы в изменении существующего положения в Германии люди труда, и поэтому их в первую очередь необходимо привлекать к революционной работе.

В Гессене Бюхнер создал «Общество прав человека» и написал для него «Воззвание к гессенским крестьянам» (Der hessische Landbote, 1834). Это смелое и страстное публицистическое сочинение, начинающееся словами: «Мир хижинам, война Дворцам». В нем автор проанализировал социально-политическую систему гессенского княжества. Он привел убедительные факты и цифры, показывающие бесправное положение крестьян, и развенчал конституционные иллюзии. Несмотря на то что Вейдиг-редактор смягчил многие места воззвания, каждая строка его дышит ненавистью к власть имущим. Писатель прямо и откровенно высказал в воззвании свои симпатии и антипатии, подчеркнул, что материальные интересы играют первостепенную роль в жизни общества, и призывал народ к революционным действиям.

После разгрома организации и ареста друзей Бюхнеру удалось бежать из Гессена в Страсбург. Потом он поселился в Цюрихе. Там Бюхнер усиленно изучал естественные науки, философию и медицину. Вскоре ему присвоили звание доктора.

В 1835 г. он написал историческую драму «Смерть Дантона» (Dantons Tod), которую Карл Гуцков опубликовал с искажениями, так как испугался ее «санкюлотского» духа. Подлинный текст драмы был восстановлен филологом Францозом в 1879 г.

В «Смерти Дантона» автор высказал свои социально-политические взгляды. Содержание пьесы заключается в показе борьбы -народа за удовлетворение своих насущных потребностей и трагедии вождей французской революции Дантона и Робеспьера, не понявших этого.

Дантон, будучи эпикурейцем, изменил делу революции. Он и его друзья Камилл Демулен, Геро Сешель считают, что период борьбы кончился и наступило время наслаждений. Психология Дантона противоречива. Проповедуя эпикуреизм, он в то же время скептически относится к своим идеалам. Борец за освобождение от феодализма, Дантон не идет дальше решения буржуазных задач в революции.

Робеспьер воплощает героические черты революционера. Он обладает неистощимой энергией, сильной волей и последователен в действиях. Обвинив Дантона в измене революции, он казнит его, выражая тем самым настроения народных масс.

В то же самое время Бюхнер показал фатализм и обреченность вождей революции. Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть в сущность исторического процесса и своими индивидуалистическими устремлениями изолировали себя от масс.

Кто же является истинным двигателем истории? На этот вопрос драматург отвечает совершенно ясно. По его мнению, только народ может кардинально изменить общественные условия. Голод и нужда революционизируют его сознание, и он, лишенный всего, способен на активные и решительные действия.

и наслаждаются жизнью, а сподвижники Робеспьера заставляют народ убивать аристократов, «пробивать дыры в телах других», но они «не закрыли ни одной дыры в их штанах», в штанах тружеников.

Автор на протяжении всей пьесы подчеркивает мысль о том, что важнейшей задачей революции является борьба за удовлетворение нужд народа. В «Смерти Дантона» Бюхнер выразил материалистический взгляд на историю, и, несмотря на то, что он еще был далек от понимания теории классовой борьбы, его общественные идеалы были глубже воззрений утопических социалистов.

Идеи, высказанные Бюхнером в Гессенском воззвании, получили в пьесе совершенное художественное воплощение. «Смерть Дантона» — произведение острых социальных конфликтов и психологических коллизий. Пьеса состоит из динамичных и контрастных сцен. Длинные монологи чередуются со стремительными диалогами. В пьесе нет ничего внешне занимательного. Автор показывает внутренние процессы, происходящие в сознании героев. Язык основных и второстепенных персонажей индивидуализирован и в то же время типичен для людей, представляющих различные слои французского общества периода революции.

В незаконченной новелле «Ленд» (Lenz) Бюхнер рассказывает о представителе движения «Бури и натиска» писателе Ленце, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь и раскрывает сложную психологию героя. Ленцем часто овладевают сомнения и чувство безнадежности. Он даже склонен считать, что безумие — основа бытия. Бюхнер тонко анализирует духовную эволюцию Ленца, который из верующего человека превращается в атеиста.

В «Ленце» автор сформулировал свою эстетическую программу. Источником подлинной красоты, по его мнению, является жизнь. Сама по себе она не красива и не безобразна. Она противоречива, и настоящий художник отражает эту дисгармоничность бытия.

«украшавших» жизнь, и критически относится к консервативным романтикам. Он считает, что в их произведениях преобладают субъективные тенденции и они не способны проникнуть в глубину действительности. Им он противопоставляет Шекспира и Гете, которые, по его убеждению, были художниками, раскрывшими красоту многогранного мира и человеческой души.

Своеобразна форма новеллы, Внешняя сюжетная основа ее проста. Почти все действие развертывается в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые Бюхнером, — это конфликты исихологические. Новелла насыщена внутренними монологами и реминисценциями.

В 1836 г. писатель опубликовал комедию «Леоне и Лена» (Leonce und Lena), в которой сатирически изобразил монархические и аристократические слои немецкого общества.

Принц Леоне равнодушен ко всему и ведет праздную жизнь. Он наслаждается скукой и бездельем, а если и занимается чем-нибудь, то все его действия бессмысленны. Король решает женить его на принцессе Лене, но Леоне не хочет вступать с ней в брак и бежит со своим слугой Валерио.

Валерио — человек здравого смысла. Чтобы увлечь принца каким-нибудь делом, он рекомендует ему стать ученым, военным или поэтом. Леоне отвергает все эти предложения. Наука для него скучное занятие, военную жизнь он ненавидит: его пугают лазареты, наполненные ранеными, а поэтов Леоне считает акробатами. По существу принц, оценивая разные стороны человеческой деятельности, критикует схоластическую науку, военную муштру и оторванную от жизни поэзию. Устами своего героя Бюхнер осмеивает современную действительность.

царить вечное лето, благоухать розы и никто не будет заставлять людей непосильно работать.

«Леоне и Лена» — оптимистическое произведение. Автор отрицательно изобразил немецкое общество и выразил в комедии мысль о лучшем будущем Германии. Правда, это будущее он нарисовал весьма утопически. Бюхнер и сам не знал, каким оно будет, но он был уверен в том, что на смену гнилому строю придет совершенный социальный порядок.

«Леоне и Лена» — комедия социально-политическая. В ней Бюхнер зло осмеял скудоумие правителей карликовых государств и показал бессилие задавленного гнетом народа.

Драматург в совершенстве владеет мастерством комедиографа. Сюжет пьесы стремительно развивается, все сцены логично мотивированы, и каждый образ убедителен. Комедийные ситуации глубоко выявляют характеры и нравы действующих лиц,их речь индивидуализирована.

К сожалению, до нас не дошла пьеса Бюхнера об итальянском писателе Пьетро Аретино (Florentiner Pietro Aretino). По всей вероятности, это было антирелигиозное произведение, так как невеста Бюхнера и ее отец, испугавшись обыска, сожгли ее.

«Воззвании к гессенским крестьянам» и «Смерти Дантона» Бюхнер решал проблему революционного преобразования мира, а в комедии «Леоне и Лена» изобличал феодальный строй, то его незаконченная пьеса «Войцек» (Woyzeck), опубликованная только в 1879 г., раскрывает трагедию жизни бедных людей.

Источником конфликта пьесы является сама жизнь. Военный парикмахер Войцек задавлен нуждой. Он искренне полюбил девушку Марию. Она также любит его бескорыстно и преданно. У них родился ребенок. Но герои бедны, их удел — монотонный труд и рабское подчинение другим. Трагический финал пьесы (Войцек, узнав, что Мария стала любовницей барабанщика, в порыве безумия убивает ее и сам бросается в пруд) мотивирован всем ее содержанием. Общество, в котором господствуют деньги, разрушает счастье простых людей, извращает их нравственность и толкает на путь преступлений.

«Войцек» —приговор буржуазному строю.

Пьеса лишена натуралистических подробностей, нет в ней и ничего романтического. Психология Войцека, Марии, капитана, барабанщика выявляется в обычных житейских столкновениях. Замедленное развитие сюжета отнюдь не снижает динамизма трагедии. Язык персонажей естествен и богат диалектизмами.

Композитор Альбано Берг создал на сюжет «Войцека» оперу, которая в 1927 г. была поставлена в Ленинграде.