Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Ганс Гриммельсгаузен

Ганс Гриммельсгаузен

(Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок. 1622—1676)

Крупнейшим немецким писателем XVII в. является Ганс Гриммельсгаузен. Его жизнь изучена недостаточно, и весьма существенные стороны его биографии до сих пор остаются неизвестными. Гриммельсгаузен издавал свои книги иод различными псевдонимами, и долгое время их подлинный автор оставался неизвестным. Лишь в XIX в., после долгих поисков, удалось окончательно установить, кто был подлинный автор «Симплициссимуса».

Родители Гриммельсгаузена были бюргерами городка Гельнгаузена, в Шварцвальде, людьми с умеренным достатком. В начале Тридцатилетней войны мальчик осиротел. В 1634 г. родной город Гриммельсгаузена был взят и начисто разграблен имперскими войсками. Мальчик, неизвестно при каких обстоятельствах, пристает к воинской части. Так он становится невольным очевидцем, а позже и участником Тридцатилетней войны, выступая попеременно в роли пажа, писаря, а возможно, и мушкетера. В 1648 г., в конце войны, он был полковым писарем.

Ему довелось быть участником или очевидцем многих сражений, и ни один писатель той поры не познал с такой полнотой все кошмары и ужасы этой войны.

После заключения мира Гриммельсгаузен выступает то стряпчим, то экономом, то сборщиком податей и налогов. Одно время он был даже владельцем трактира. Умер он старостой шварцвальдского местечка Ренхен.

Начало литературной деятельности Гриммельсгаузена относится к 50-м гг., более интенсивный характер она приобретает в 60-е гг.

Гриммельсгаузен — автор ряда произведений, выпускавшихся под различными псевдонимами. В лучших своих книгах он отразил чаяния широких демократических кругов, обездоленных войной. Он осмеливался ставить острые социально-политические вопросы своего времени, проявляя выдающуюся прозорливость в их решении. Вот почему Иоганнес Бехер характеризует Гриммельсгаузена как крупнейшего политического писателя Германии XVII в.

Наиболее известное его произведение — роман «Похождения немецкого Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch, ок. 1668), за которым последовали книги, примыкавшие к нему по своему содержанию,— «Кураж», «Шпрингинсфельд», «Продолжение затейливого Симплициссимуса» и другие. Однако в идейно-художественном отношении они слабее «Симплициссимуса». На страницах этой книги ярко и сильно воскрешается мрачная эпоха Тридцатилетней войны, разоренная и поруганная Германия. На этом безрадостном фоне развертывается судьба главного героя Симплиция, прозванного так за свое простодушие и наивность. Жизнь его показана с детства, которое было отнюдь не идиллическим. Из-за военных невзгод он ребенком лишился родителей и рос как приемыш в крестьянской семье. Автор при этом остроумно высмеивал прециозную литературу, дававшую приукрашенное изображение действительности, обстоятельств жизни и воспитания героя. Симплиций растет не в роскошных палатах, воспитывается не в галантных нравах. Его «батька» (нем. диалект. Кпап) живет в курной избе. Ее стены и потолок покрыты копотью — самой прочной краской в мире, и украшены самыми тонкими в мире тканями — паутиной. В отличие от героев рыцарских романов его «батька» командует волами. Волы в упряжке составляли его команду, над которой он был капитаном, вывозить навоз было его фортификацией, а «пахотьба» — его походом, рубка дров — каждодневным телесным упражнением, подобно тому как очистка хлева — благородной забавой и турниром.

В мирное селение ворвались ландскнехты, они разграбили крестьян, а дома их сожгли. Перед читателями встает яркая картина буйства солдат: «Некоторые из них принялись бить скотину, варить и жарить... Другие увязывали в большие узлы сукна, платья и всякую рухлядь.., а то, что они не пожелали взять с собой, то разламывали и разоряли до основания...» Испуганный мальчик бежит в лес, где его приютил отшельник, в недавнем прошлом офицер, отрекшийся от мирской жизни. Он стал воспитателем Симплиция, обучил его грамоте. Война настигает мальчика и в этой глуши. Он странствует по разоренной стране, выступая в роли пажа губернатора, шута, слуги. От его наивности и детского простодушия не остается и следа. Достаточно возмужав, он становится лихим мушкетером, ведет разгульную и беспутную жизнь, бродяжничает и даже мародерствует. Но зерно добра и справедливости, зароненное в его сердце еще в детстве, не пропало. Время от времени Симплиций приходит к мысли об ошибочности избранного им пути. Ему хочется разобраться во всем, посмотреть другую жизнь. Он уезжает в Швейцарию, видит людей, занятых мирным трудом. В пятой книге судьба забрасывает героя в далекую Московию, о которой он отзывается с уважением. Здесь пригодились опыт и знания бывалого Симплиция: он строит завод по изготовлению пороха, участвует в отражении татарского войска. В конце многочисленных злоключений он становится отшельником, покидает мир, полный жестокости и несправедливости.

Роман Гриммельсгаузена проникнут глубоким демократизмом. Основные социально-политические проблемы ставятся и решаются с демократических позиций, с этих же позиций дается характеристика немецкого общества, его классов и сословий. О крестьянстве, простых тружениках автор говорит с глубоким уважением и сочувствием. Крестьянство — соль земли, оно кормит весь род людской и целую прорву бездельников, которые тем не менее взирают с презрением на своих кормильцев.

В уста Симплиция автор вкладывает замечательную песню, которая звучит апофеозом крестьянину:

Презрен от всех мужичий род,
Однако ж кормит весь народ.
Все, что земля приносит нам,
Возделал ты, презренный хам!
Тобою жатва создана,
Которой кормится страна.
И даже царь, что богом дан,
Прожить не может без крестьян.
(Пер. А. Морозова)

Писатель защищает права и поруганное достоинство крестьянина. Простой человек изображается им не только жертвой социальной несправедливости, но порой и борцом против нее. одной из сцен романа показана картина расправы вооруженных крестьян с грабившими их солдатами. Автор с нескрываемым одобрением описывал суровую расправу с грабителями: они не заслужили к себе человеческого отношения.

В своих раздумьях о будущем социальном устройстве Гриммельегаузен исходил из мысли сделать жизнь справедливой для крестьян, для простых людей. Устами некоего Юпитера автор нарисовал утопическую картину счастливого будущего. Для достижения его в качестве важнейшей предпосылки предусматривается упразднение «по всей германской земле крепостной неволи со всеми пошлинами, налогами, податями, оброками и питейными сборами. ... Чтобы никто не слышал никогда о барщине, караулах, контрибуциях, поборах, войнах и о каком-либо отягощении народа».

Освобождение крестьянина мыслится «сверху», но как это произойдет, остается не совсем ясно. Несомненно одно, что развиваемая Юпитером программа направлена против князей и господ. Утопия Юпитера предусматривает воссоединение Германии, установление вечного мира, искоренение религиозных распрей и тяжб. Но утопия не свободна и от элементов консервативности. Будущая Германия мыслится в ней своеобразной всемирной империей, управляющей другими народами Европы, и прежде всего германскими. Но эта националистическая тенденция, так охотно подчеркиваемая буржуазно-шовинистическими исследователями, не играет в романе существенной роли. Сам по себе примечателен тот факт, что эта утопия развивается полусумасшедшим бродягой Юпитером. Ироническое отношение к нему со стороны автора не подлежит сомнению. Как отмечает Б. И. Пуришев, «трезвый Гриммельсгаузен понимал, как далека до воплощения этих мечтаний, как в тогдашней действительности мало было предпосылок для их осуществления»1. Но при всей утопичности взглядов Юпитера, они поражают своей глубиной и смелостью, совершенно необычайной для отсталой Германии XVII в.

Для творческого метода создателя «Симплициссимуса» характерно преобладание реалистических тенденций. Они проявляются в правдивом отражении окружающего мира, национальной трагедии немецкого народа. Обнаруживают они себя и в попытке изобразить характер главного героя в развитии, начиная с детства и кончая зрелым возрастом. Впрочем, проблема показа характера в развитии в романе лишь намечена, но не доведена до конца. Образ Симплициссимуса не свободен от условности и абстрактности. Решение этой задачи будет достигнуто позднее, в XIX в., писателями критического реализма.

Своеобразной чертой творческого метода Гриммельсгаузепа является широкое использование сатиры и юмора. Автор прибегает то к бичующей сатире, когда он показывает деградацию правящих кругов, военщины, то к мягкому юмору, когда речь идет о близких ему людях из народа. Яркий пример такого юмора — описание «дворца», в котором рос Симплиций.

Демократизм Гриммельсгаузена проявляется не только в содержании, но и в форме его произведений. Ему глубоко антипатична придворная, прециозная литература с ее аристократическим духом, галантностью и вычурностью, и он неоднократно пародирует ее на страницах романа.

Писательская манера автора «Симплициссимуса» формировалась на демократических традициях немецкой литературы, на глубокой и органической связи с народным творчеством. В его книге много пословиц, поговорок и грубоватых прибауток в духе немецких шванков. Многим он обязан народным книгам о Фаусте, о шильдбюргерах, а также сказкам. Гриммельсгаузен многое взял также у сатириков эпохи Реформации (Гуттена, Мурнера), у Мошероша, явившегося зачинателем социально-обличительного романа XVII в. Ему близки и народное творчество Ганса Сакса, и гневная сатира Логау. «Симплициссимус» связан и с традициями мировой литературы — и прежде всего с жанром плутовского романа. Среди буржуазных литературоведов, склонных к недооценке новаторского, прогрессивного значения романа, существует мнение о том, что книга Гриммельсгаузена является лишь немецким вариантом плутовского романа. На самом деле «Симплициссимус» — качественно новое явление не только в немецкой, но и в мировой литературе. Он превосходит плутовские романы глубиной и значительностью в постановке важнейших социальных проблем, ярко выраженным демократизмом и художественным мастерством.

Произведения Гриммельсгаузена подготовили просветительский роман XVIII в., разрабатывавший с демократических позиций наиболее острую общественную проблематику.

Отмечая высокое повествовательное искусство Гриммельсгаузена, нельзя пройти мимо эпизодов, где строгая эстетическая требовательность изменяет автору. Он нередко растягивает повествование, вводит ненужные сцены, без надобности усложняет интригу. Некоторые эпизоды романа написаны, к сожалению, во вкусе чрезмерно огрубевших нравов той поры.

«Симплициссимус» был лучшим, наиболее популярным произведением Гриммельсгаузена. Из других книг, примыкающих по своему содержанию к «Симплициссимусу», следует назвать «Шпрингинсфельд» (Springinsfeld, 1670), в котором рассказана история старого друга Симплиция, бывалого солдата Шпрингинсфельд а, искалеченного жизнью. Эта книга кое в чем дополняет лучший роман Гриммельсгаузена, не достигая, однако, его идейно-художественного уровня. То же самое можно сказать и о книге, посвященной маркитантке Кураж — «Симплицию наперекор, или Обстоятельное и диковинное жизнеописание великой обманщицы и бродяги Кураж» (Trutz-Simplex oder die ausführliche und wunderseltsame Leberisbeschreibung der Ertzbetrügerin und Landstörtzerin Courasche, 1670). Героиня этого романа—маркитантка и авантюристка времен Тридцатилетней войны Кураж — одно время была любовницей Симплиция. Обиженная его непочтительным отношением к ней, Кураж решила назло Симплицию рассказать всю правду о себе, а также о том, как она отомстила своему любовнику.

Примечания.

1 Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы, с. 359.

© 2000- NIV