Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фридрих Вольф (Friedrich Wolf, 1888—1953)

Фридрих Вольф

(Friedrich Wolf, 1888—1953)

Фридрих Вольф вошел в литературу в начале 20-х гг., имея за плечами большой жизненный опыт, активное участие в антивоенном движении и в революционных событиях 1918—1923 гг. в Германии. Вольф был избран членом Совета рабочих и солдатских депутатов в Дрездене. За участие в Гамбургском восстании его приговаривают к смертной казни.

В эти же годы он обращается к литературному творчеству, которое с самого начала рассматривается Вольфом как оружие в борьбе за осуществление социалистических идеалов.

Но путь писателя к выработке последовательно марксистского миропонимания был длительным и сложным. Вольф не сразу пришел и к литературе социалистического реализма. В первых своих произведениях он выступал сторонником экспрессионизма.

Зрелое творчество драматурга начинается с «Бедного Конрада» (Der arme Konrad, 1923), трагедии, посвященной Крестьянской войне 1525 г. Передовые писатели всегда проявляли интерес к этой теме: актуальные задачи революционного движения в Германии подсказывали обращение к ней.

От предыдущих пьес самого Вольфа «Бедный Конрад» отличался тем, что был написан с последовательно революционных позиций и пронизан духом партийности. В основу произведения положено изображение восстания крестьян под руководством союза «Бедный Конрад». Трагический конфликт пьесы обусловлен противоречиями между революционными целями восстания и ограниченностью, половинчатостью его руководителей, особенно Конца, образа сложного и противоречивого. Вначале Конц выступает противником кровопролития и насилия и лишь по мере развития восстания становится сторонником революционных действий.

Несмотря на трагическую развязку, в пьесе проводилась мысль о неизбежном торжестве дела свободы. Об этом говорит, умирая на эшафоте, Конц: «Ребята! Не горюйте! Наше дело было великим делом. От него не отреклись. Ребята! Мы не отреклись! Его довершат другие!»

В этой трагедии Вольф в основном порвал с экспрессионизмом и создал реалистические характеры. В первую очередь это относится к образу Конца, который показан в развитии, во всей его сложности. Индивидуализированы и другие характеры трагедии. В пьесе широко использованы фольклорные мотивы, народная лексика.

В 1928 г. Вольф становится членом Компартии Германии. В 1929 г. партия поручает ему выступить с докладом на конференции Рабочего театрального союза. Весьма характерно название доклада: «Искусство — оружие» (Kunst ist Waffe). Основные мысли этого доклада имели немаловажное значение для становления литературы социалистического реализма в Германии. Подлинный художник, по словам Вольфа, не может стоять в стороне от политической борьбы. Он должен шагать, «как барабанщик рядом со знаменем». Ответственность писателя перед народом велика: «Сегодня искусство — это прожектор и оружие». В качестве боевого, действенного искусства Вольф приводит два советских кинофильма — «Броненосец Потемкин» и «Мать».

Однако в этом значительном и важном выступлении Вольфа имелись и ошибочные суждения, в которых он наподобие пролеткультовцев склонялся к недооценке значения классического наследия.

Из других пьес Вольфа 20-х гг. широкой известностью пользовалась трагедия «Цианистый калий» (Cyankali, 1929). Она была посвящена судьбе рабочей женщины, для которой материнство порой оборачивается трагическим исходом. Героиня пьесы Хета ждет ребенка. Ее возлюбленный арестован за участие в забастовке, аборт же сурово наказывается законом. Хета оказывается в безвыходном положении и кончает самоубийством. Реалистический характер этой пьесы отметил в свое время А. В. Луначарский: «Все типы, все положения, развертывание действия сделаны так, что кажутся куском, вырванным из жизни Берлина»1.

Еще большей популярностью пользовалась пьеса Вольфа «Матросы из Каттаро» (Die Matrosen von Cattaro, 1930), обошедшая многие театры мира, в том числе советские.

«Матросы из Каттаро» продолжали линию «Бедного Конрада» и были посвящены теме революционного восстания. В основу трагедии положены реальные исторические события, связанные с восстанием на одном из военных кораблей австро-венгерского флота в 1918 г. «Матросская тема» была в известной мере навеяна фильмом «Броненосец Потемкин», высоко ценимым драматургом.

К разработке этой темы Вольф подошел как трезвый реалист, далекий от всякого приукрашивания и идеализации героев пьесы. Некоторые из них не доросли еще до понимания необходимости вооруженной борьбы. Героем пьесы выступает матросская масса, но она не обезличена. Перед зрителем проходят яркие, индивидуализированные образы, по-разному относящиеся к идее революционного восстания. Среди них и Мате Берничевич, идейно наиболее зрелый, решительный и бескомпромиссный борец, ставший одним из организаторов восстания, и Франц Раш, не свободный от серьезных сомнений и колебаний, и Куддель Хук, идейно незрелый, совершающий предательство.

Лагерю матросов противопоставлены офицеры, в изображении которых автору удалось избежать схематизма и плакатной однолинейности.

На первый план Вольф выдвигает не наиболее сознательного революционера Берничевича, а Раша, который не сразу приходит к выводу о необходимости революционных действий. Его образ больше удался драматургу. Он показан автором в развитии, преодолевающим свои ошибочные мнения и представления. Берничевич же статичен и более схематичен.

В целом «Матросы из Каттаро» — важный этап в развитии социалистического реализма в области немецкой драматургии. Вместе с Брехтом Вольф закладывал основы этого творческого метода в драме.

С приходом к власти Гитлера Вольф эмигрирует из Германии сначала в Швейцарию, потом во Францию. В эмиграции он пишет свою известную драму «Профессор Мамлок» (Professor Mamlock, 1934), остро обличающую фашизм. Основная ее тема — политическое прозрение немецкой интеллигенции, на личном опыте убедившейся в антидемократической и антигуманной сущности фашистского режима. Действие развертывается в первые месяцы фашистской диктатуры. Нацисты изгоняют из учреждений лиц неарийского происхождения, арестовывают и расстреливают коммунистов. Мамлок вначале находится во власти иллюзий, ему кажется, что правда в конце концов восторжествует. Он ведет себя, подчеркивает Вольф, как «типичный немецкий интеллигент, для которого «государство», «семья», «наука», «справедливость» — неизменные и вечные ценности...». Но события вторгаются в собственную жизнь Мамлока. Его, заслуженного профессора, храброго солдата, награжденного в прошлом Железным крестом, изгоняют из клиники, с позором, в «ободранных брюках гонят по улицам города; и даже старые друзья, запуганные нацистским террором, отворачиваются от него». Пройдя через тяжкие испытания, Мамлок приходит к выводу, что он шел неверным путем. Его вера в надклассовую общечеловеческую сущность государственного строя рушится. Перед смертью он убеждается в необходимости борьбы с гитлеризмом.

Мамлок — большая удача Вольфа. Образ старого ученого, воспитанного на демократических традициях, пережившего крушение своих идеалов, отличается жизненной полнокровностью, глубоким драматизмом. Мамлок — психологически сложный образ, яркая человеческая индивидуальность. Жизненно правдиво, публицистически заостренно нарисована драматургом фигура штурмовика от науки Гельпаха.

В 1934 г. Вольф приезжает в Советский Союз, принимает участие в Первом съезде советских писателей. В СССР он пишет пьесу «Флоридсдорф» (Floridsdorf, 1934), изображающую вооруженное восстание венского пролетариата в феврале 1934 г. против реакционного правительства Дольфуса. В драме показана предательская роль правых социал-демократов, пытавшихся обманным путем отвлечь восставших от борьбы; изображено запоздалое прозрение рабочих, героическая защита ими своего права на свободу. Пьеса, по признанию драматурга, явилась продолжением «Матросов из Каттаро». Она замечательна прежде всего изображением массовых сцен.

В 1938 г. Вольф едет в Испанию, чтобы вместе с испанскими республиканцами и солдатами интербригад воспрепятствовать победе фашизма на испанской земле. Однако Вольфу не удалось осуществить свой план. Его задерживают во Франции, а затем заключают в лагерь. В заключении Вольф не складывает оружия, он пишет драму «Бомарше, или Рождение «Фигаро» (Beaumarchais oder die Geburt des «Figaro», 1940). В этом произведении драматург с большой силой утверждает мысль об ответственности писателя перед народом. Устами революционно настроенной актрисы Мишель он защищает идею гражданственной направленности искусства, резко критикует Бомарше революционных лет. В изображении Вольфа создатель остросоциальной, бунтарской комедии «Женитьба Фигаро» в годы революции, разбогатев, порвал с лучшими традициями Просвещения, отошел от борьбы.

Предоставив интернированному во Франции Вольфу советское гражданство, Советское правительство тем самым спасло художника от расправы гестапо. В годы Великой Отечественной войны Вольф принимает участие в боевых действиях Советской Армии. Не прекращая литературно-художественной деятельности, он пишет листовки, работает с военнопленными. Из-под его пера выходит ряд рассказов, пьеса «Патриоты» (в некоторых переводах «Франсуа и Женевьева»), романы «Русский полушубок», «Возвращение сыновей» и другие.

В «Русском полушубке» (Der Russenpelz, 1942) изображена Германия конца 1941 г. Провалились планы немецкого командования о молниеносном захвате Москвы, в сознание гитлеровцев закрадывается беспокойство об успешном проведении «восточного похода». Немецкие патриоты в тылу ведут посильную борьбу с нацизмом. На предприятиях участились случаи диверсий. Заподозренного в порче подъемного крана Юппа Эккерта отправляют на Восточный фронт. Искалеченный Юпп, возвратившись с фронта, рассказывает правду о зверствах гитлеровцев в оккупированных ими районах. На привезенном им в подарок жене Агнес красивом полушубке кровь расстрелянного русского мальчика. Агнес и Юпп проникаются ненавистью к фашизму. Они убивают штурмовика Гейнца Хюсгена и уходят к подпольщикам.

Возвратившись после поражения фашистской Германии на родину, Вольф отдает все силы строительству новой немецкой социалистической культуры. Он руководит театральным объединением «Фольксбюне», много пишет, обогащая своим творчеством искусство социалистического реализма. Предметом изображения писателя становится новая немецкая действительность.

Несомненным успехом была комедия Вольфа «Бургомистр Анна» (Bürgermeister Anna, 1949). Основной конфликт в ней— столкновение старого и нового в послевоенной немецкой деревне. Носителем новых начал выступает бургомистр Анна, ее антагонист — кулак Лемкуль, пытающийся сорвать строительство школы. В пьесе много комических ситуаций, веселых шуток, не заслоняющих ее значительного идейного содержания. Речь героев индивидуализирована. Комедия написана сочным народным языком.

Важной темой литературы ГДР послевоенных лет была тема преемственности революционных традиций. Она получила свое яркое воплощение в творчестве Бехера, Зегерс, Бределя, Вайнерта, Кубы. Одним из выдающихся произведений, посвященных этой теме, явилась последняя пьеса Вольфа, достойно завершающая путь писателя-борца, — «Томас Мюнцер, человек со знаменем радуги» (Thomas Müntzer, der Mann rnit der Regenbogenfahne, 1953). Трагедия посвящена изображению темы Крестьянской войны, разрабатываемой рядом немецких писателей (Гете, Ф. Лассаль, Швейхель, Гауптман, Бехер и др.). Эта тема волновала Вольфа на протяжении всего его творческого пути.

«Томас Мюнцер» — пример боевого, партийного искусства. В трактовке образа Мюнцера, в изображении эпохи Вольф опирался на работу Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии». В лице Мюнцера автор создал образ живого, неутомимого и страстного борца за народное дело, за социальную справедливость. Мюнцер в трагедии показан как руководитель восстания и как человек, трогательно любящий Отилию. Это углубляет и обогащает образ героя.

Трагедия Мюнцера, по замыслу аЕтора, заключалась в том, что он опередил свое время, его идеи единства и равенства не были поняты современниками. Об этом говорится в песенке, начинающей и завершающей пьесу:

Рожден я слишком рано,
И в этом вся беда.
Лишь завтра мое счастье
Заявится сюда. 

(Пер. Л. Гинзбурга)

К несомненным достоинствам трагедии относится и ее выразительный язык. Автору удалось передать особенности речи персонажей той эпохи, не затрудняя восприятия пьесы современным зрителем. Вольф сохраняет простоту и естественность диалога, не перегружая пьесу диалектизмами, как в «Бедном Конраде».

Творчество Вольфа носит боевой, революционный характер. Вместе с Брехтом он закладывал основы социалистического реализма в немецкой драматургии.

Примечания.

1 Цит. по кн.: Шеллингер Н. А. Фридрих Вольф. М., 1966, с. 25.

© 2000- NIV