Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фридрих Шпильгаген (Friedrich Splelhagen, 1829—1911)

Фридрих Шпильгаген

(Friedrich Splelhagen, 1829—1911)

Во второй половине XIX в. большой популярностью пользовалось творчество Шпильгагена. Особенно широкую известность его романы получили в России, где у него было немало почитателей в передовых слоях русского общества.

Шпильгаген принадлежал к левым, радикальным кругам интеллигенции, оппозиционно настроенным к господствующему общественно-политическому строю. Его известность в литературе началась с романа «Проблематические натуры» (Problematische Naturen, 1860). Герой романа Освальд Штейн и есть эта проблематическая натура, раздираемся внутренними противоречиями, долго не находящая своего места в жизни. Вначале читатель видит его в процессе избавления от романтических иллюзий, которые были ему свойственны. Затем он увлекается великими деятелями прошлого, героикой революционных сражений. В конце концов Штейн оказывается на баррикадах, среди участников революции 1848 г.

Шпильгаген стремился в этом романе дать правдивую картину описываемой эпохи, изобразить широкие слои немецкого общества — народ, буржуазию, дворянство.

Как уже отмечалось в критике, в «Проблематических натурах» намечаются основные контуры шпильгагеновского романа, в котором политическая тема переплетается с семейно-бытовой1 Острый политический материал сочетается со сложной приключенческой интригой. Здесь и мотивы незаконнорожденных детей, неравных браков, всевозможных тайн, недоразумений, дуэлей, пропавших документов и т. п.

Большим успехом в свое время пользовался политический роман Шпильгагена «Семья Гогенштейн» (Die von Hohenstein, 1864). Писатель явился основоположником жанра политического романа в немецкой литературе. В основе «Семьи Гогенштейн»— изображение революционных событий на юге Германии в 1849 г. Автор обстоятельно показывал картины революционного брожения, охватившего широкие круги среднего сословия, армию, изображал политические собрания, разрозненные выступления народа, выборы в парламент.

Обычно композиция романов Шпильгагена строится вокруг судьбы главного героя. Его глазами автор смотрит на окружающий мир. То или иное событие показывается в связи с тем, какое отношение к нему имеет герой. Символично, что своему герою автор дает имя Мюнцер (один из вождей Крестьянской войны XVI в.). Он — личность выдающаяся. Это талантливый журналист, блестящий оратор, поборник прав народа, настроенный весьма радикально.

индивидуалистом и эстетом. По своему складу, по вкусам Мюнцер — натура аристократическая. Он не стал ренегатом, но запутался в противоречиях. И в данном случае дело объяснялось не только личной неполедовательностью Мюнцера.

Перед Шпильгагеном стояла трудная задача создания образа героя-революционера, с которой автору трудно было справиться. В обрисовке Мюнцера кое в чем чувствуются романтические приемы. Писатель наделяет Мюнцера, подобно романтическим героям, чертами исключительности, титанизма, индивидуализма, что мало соответствовало облику настоящего революционера. Политическая деятельность Мюнцера осложнена тем, что он запутался в личной жизни: Мюнцер увлекся красавицей Антонией фон Гогенштейн, изменил скромной, глубоко преданной ему жене.

Роман носит ярко выраженный антидворянский характер. Образы юнкерства даны, как правило, в резко отрицательном, сатирическом освещении. Это относится прежде всего к главе семьи Гогенштейнов, старому генералу, человеку деспотичному, наполовину выжившему из ума. Ему ничего не стоит запустить табуреткой в своего слугу, если тот в чем-то не угодил ему. В конце концов он даже совершает убийство и его сажают в тюрьму, но дело замяли и генерала освобождают.

Другой представитель Гогенштейнов обкрадывает городскую казну, не найдя другого способа уплатить долги. Такова знать, ничтожная, морально разложившаяся. Поэтому наиболее честные выходцы из ее среды, такие, как майор Дегенфельд и Вольфганг Гогеиштейн, соединяют свою судьбу с судьбой восставшего народа.

При всем стремлении автора к объективному изображению революционных событий эта задача выполнена им лишь отчасти, так как у него было свое, либерально-буржуазное понимание революции. Однако свободолюбивый пафос романа звучал достаточно сильно и находил широкий отклик среди передовых читателей.

«In Reih und Glied» (1866), который не совсем точно переведен на русский язык как «Один в поле не воин». По своему содержанию, образу главного героя роман напоминает «Семейство Гогенштейн», но по широте и глубине охвата жизненного материала превосходит его. И в этом романе все сюжетные линии ведут к образу главного героя Лео Гутмана. Он тоже личность необыкновенная — политический деятель и народный трибун. В некоторых отношениях образ Лео больше удался автору, чем образ Мюнцера который был во многом статичен. Лео же показан в развитии, в становлении, изменении своего характера, взглядов.

Живым прообразом Лео явился Фердинанд Лассаль, деятельность которого носила чрезвычайно противоречивый, а порой и авантюристический характер. Автор же рассматривал Лассаля как подлинного героя и революционера.

То, что Шпильгаген наделяет образы главных героев чертами исключительности, было характерно для мелкобуржуазных радикалов середины XIX в., не веривших в творческие силы народа и связывавших дело его освобождения с деятельностью выдающихся политических и государственных деятелей, которым отводилась решающая роль. После первых неудачных попыток повести за собой народ, воодушевив его для революционной борьбы, Лео в дальнейшем совершенно отказывается действовать, опираясь на народ. Он вращается в свете, своими выдающимися дарованиями обращает на себя внимание короля, которого думает использовать в благородных освободительных целях. Словом, он выступает в роли шиллеровского маркиза Позы.

Но милостивое внимание короля было недолгим. Отсюда неизбежно новое разочарование Лео, крах его надежд и гибель.

Однако у автора вовсе не было намерения развенчать Лео Гутмана. Он по-прежнему надеялся, что освобождение Германии принесут выдающиеся политические деятели типа Лео.

«Молот и наковальня» (Hammer und Amboß, 1869) социально-политические проблемы подменяются нравственными, классовые конфликты труда и капитала трактуются в утопическом плане. Все это вело к ослаблению реализма творчества Шпильгагена, которое постепенно утрачивало актуальное значение. Шпильгаген явно пережил свою славу. Но глубоко прав был Ф. Меринг, сказавший: «Из-за бесплодия его последних десятилетий не следует забывать тот сев, который он посеял сорок лет назад; все, кто был тогда молод и живо интересовался великими вопросами жизни народа, —не только в Германии, но и в других странах, особенно в России, — на всю жизнь сохранят в себе частичку Шпильгагена... и вспомнят о нем с благодарностью»2.

Примечания.

1. См.: Тронская М. Л. :Шпильгаген. — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 164

2. Меринг Ф. :Литературно-критические статьи, т. 2, с. 211