Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фридрих Максимилиан Клингер (Friedrich Maximilian Klinger, 1752—1831)

Фридрих Максимилиан Клингер

(Friedrich Maximilian Klinger, 1752—1831)

Клингер — автор драмы «Буря и натиск», которая дала название всему литературному направлению,— был весьма яркой фигурой среди штюрмеров. Клингер выступает против какого бы то ни было притеснения личности, хотя бунт его не глубок и носит иногда индивидуалистическую окраску. Его герои отличаются особым неистовством страстей, они восстают против феодальной морали, ущемляющей естественные права человека.

Бунтарские настроения Клингера во многом объясняются его личной судьбой. Сын простого солдата и прачки-поденщицы, Клингер с ранних лет познал нужду и бесправие. На «медные гроши» он учился в гимназии и в Гисенском университете на факультете правоведения. Не закончив курса обучения, он примыкает к труппе бродячих актеров и кочует по различным городам Германии. Одновременно Клингер пробует свои силы как писатель, веря в свое художническое призвание. Он выступает в различных жанрах (драма, комедия, роман). Многие его произведения имеют сатирическую направленность.

двойной жизнью. Продвигаясь по службе, он в то же время внутренне продолжает во многом оставаться человеком прежних убеждений. Не прекращается, тщательно охраняемое от постороннего глаза, его художественное творчество, причем оно развивается, особенно в первое десятилетие его российской жизни, в штюрмерском направлении. Свидетельством тому лучшие произведения Клингера петербургского периода и главным образом его роман о Фаусте, опубликованный, как и другие его сочинения, анонимно в Германии. Впрочем, вольнодумство Клингера и его писательская деятельность не были тайной для правящих кругов России. Прочность его служебного положения уменьшалась по мере того, как таял либерализм Александра I. B 1820 г., в связи с усилением реакционной политики российского самодержавия, Клингер получает отставку.

«Близнецы» (Die Zwillinge, 1775). В ней отчетливо отразились и сильные и слабые стороны мировоззрения писателя. Пьеса овеяна духом протеста против феодальных привилегий и законов, основанных не на естественных, природных, а на «искусственных», «общественных» правах человека. Выразителем бунтарских настроений является Гвельфо, один из сыновей-близнецов итальянского патриция. Гвельфо щедро одарен природой, у него есть все — физическая сила, красота, ум, отвага. Но всеми благами жизни (богатством, почетом и пр.) пользуется его более счастливый брат Фердинандо, появившийся на свет первым. Он труслив, коварен, но на его стороне право первородства и наследования всего отцовского состояния. Гвельфо возмущен такой несправедливостью. Однако его возмущение направлено не против феодального законодательства, а против собственного брата. Гвельфо убивает Фердинапдо. Его бунт, имевший вполне конкретные общественные причины, вылился в слабо мотивированное убийство, получил индивидуалистический характер.

Иное выражение чувство социального критицизма нашло в драме Клингера «Буря и натиск» (Sturm und Drang, 1776). Здесь в известной мере повторяется ситуация «Ромео и Джульетты» Шекспира. Вражда двух аристократических родов мешает соединиться двум любящим сердцам — Карлу и Каролине. Однако гнев Карла принимает иные формы, чем у Гвельфо. Недовольство феодальным правопорядком толкает его на путь активной борьбы за свободу. Под именем Вильд («дикий») Карл сражается в Сев. Америке в рядах американских повстанцев против английского господства. В Америке он обретает и свое личное счастье — ему удается соединиться с Каролиной.

Наиболее сильны социально-обличительные тенденции в романе Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (Faust's Leben, Taten und Höllenfahrt, 1790). Продолжая традиции Марло, Лессинга, Клингер осмысливает легенду о средневековом маге с прогрессивных, демократических позиций, делает Фауста борцом за знания, человеком, опередившим свое время. Заключив договор с дьяволом, Фауст широко знакомится с европейской действительностью. Его возмущает феодальный произвол, лицемерие и корыстолюбие служителей церкви. Возможность творить чудеса Фауст использует в целях защиты тех, кто стал жертвой феодального и церковного насилия. Таковы сцены романа, где его герой защищает приговоренного к смерти доктора Робертуса, публично высказавшего мятежные мысли, и жестоко наказывает (правда, в моральном плане) епископа, издевавшегося над крестьянином Рупрехтом.

Фауст Клингера остается мятежником до последней минуты своей жизни. Ои нисколько не раскаивается в избранном им пути.