Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фридрих Геббель (Friedrich Christian Hebbel, 1813—1863)

Фридрих Геббель

(Friedrich Christian Hebbel, 1813—1863)

Фридрих Геббель —выдающийся драматург немецкой литературы XIX в. Он является также поэтом, новеллистом и автором работ по теории драмы. Геббель — выходец из демократической среды: его отец — каменщик, а мать — прачка. После смерти отца ему пришлось испытать суровые материальные невзгоды и лишения и рано начать работать. С большим трудом ему удалось получить образование.

Литературная деятельность Геббеля начинается в 30-х гг., но лишь в 40-х гг. он выходит на дорогу зрелого литературного творчества. В ранний период Геббель увлекается романтиками Клейстом, Гофманом. Большое значение для начинающего писателя имело знакомство с драматургией Шекспира, Лессинга, Шиллера, Гете.

Первым зрелым произведением Геббеля была трагедия «Юдифь» (Judith, 1840) на библейский сюжет.

Геббель проявлял повышенный интерес к теоретическим основам драматического творчества. Свое понимание драмы он изложил в ряде работ — «Слово о драме» (Ein Wort über das Drama, 1842), «Мое слово о драме» (Mem Wort über das Drama, 1843), «Предисловие к «Марии Магдалине» и др.

Геббель считал драму высшей формой искусства. Исходные позиции для построения теории драмы он находил в идеалистической философии Шеллинга.

Особое место в творчестве Геббеля занимает трагедия «Мария Магдалина» (Maria Magdalene, 1844). Это его наиболее реалистическое произведение, написанное в традициях бюргерской драмы Лессинга и Шиллера. В то время как сюжеты большинства произведений драматург брал из мифологии и истории, в основу «Марии Магдалины» положена современная немецкая действительность.

Тема трагедии — крушение патриархального бюргерского уклада и связанных с ним отживших косных нравственных норм. Носителем патриархальных представлений о чести и долге выступает мастер-столяр Антон. Он считает эти нормы нерушимыми и с деспотической суровостью требует их выполнения своими детьми — дочерью Кларой и сыном Карлом. Он не замечает того, что в новых условиях эти нормы стали анахронизмом и явились причиной несчастья близких ему людей. Антон жертвует приданым Клары, чтобы спасти от разорения своего старого благодетеля, хотя предотвратить его банкротство все равно не удается. Зато жених Клары Леонгард, узнав, что у нее больше нет приданого, бросает ее. Опозоренная, с точки зрения мещанской морали, и слишком забитая, Клара не в состоянии постоять за себя и кончает жизнь самоубийством. Сына Антона Карла арестовывают по ложному обвинению в воровстве. Жертвой этих косных понятий о чести становится и мать, которая не смогла перенести позора, обрушившегося на семью.

Наиболее глубоко и разносторонне в трагедии показан Антон. Он изображается не только ревнителем патриархальной морали. У этого неутомимого труженика была нелегкая жизнь. Он тяжело переживает несчастья, которые одно за другим приходят в его семью. Состояние гнева против властей, арестовавших его сына, сменяется чувством полнейшей растерянности и непонимания смысла происходящего. «Я больше не понимаю мира», — признается он.

Автор с большой силой передает ощущение исторической обреченности мелкого бюргера.

После поражения мартовской революции 1849 г. в Германии, к которой писатель проявил весьма умеренный интерес, характер его творчества заметно меняется. В его произведениях усиливаются отвлеченные, абстрактные мотивы. Он отходит от пути, намеченного в «Марии Магдалине». На первый план выдвигаются психологические и философские проблемы, трактовка которых носит обобщенный, условно-метафизический, вневременной характер, лишена исторической конкретности. Это снижает реализм его произведений.

К числу известных произведений Геббеля конца 40-х гг. относится трагедия «Ирод и Мариамна» (Herodes und Mariamne, 1848), материал для которой он заимствовал у древнееврейского историка Иосифа Флавия.

В основу трагедии положен психологический конфликт — любовь, оскорбленная недоверием. Это оскорбление нанес Мариамне царь Иудеи Ирод. Полюбив сурового и жестокого Ирода, Мариамна целиком во власти этого чувства. Но Ирод глубоко оскорбил ее, отдав приказ убить Мариамну в случае ее измены или своей гибели, так как не был уверен в том, что после его смерти Мариамна останется верной ему.

Оскорбленная в своих лучших чувствах, Мариамна прибегает к своеобразной мести. Она намеренно возбуждает ревность Ирода и не отрицает предъявленных ей обвинений, хотя ни в чем не виновата. Стоит ей оправдаться, и гнев Ирода улегся бы. Но она не делает этого. Лишь после казни Мариамны Ирод узнает о ее невиновности.

Своеобразный вариант темы оскорбленной любви, униженного человеческого достоинства дан в трагедии «Гигес и его кольцо» (Gyges und sein Ring, 1854, напечатана в 1856), сюжет которой заимствован у античного историка Геродота и частично из мифологии.

Лидийский царь Кандавл тоже оскорбил свою жену Родопу, тайно показав ее обнаженной своему другу Гигесу. Тем самым он нарушил старинный обычай, который Родопа считала нерушимым. Чувствуя себя глубоко оскорбленной, она мстит Кандавлу, приказав Гигесу убить его.

Конфликт Кандавла и Родопы осложняется тем, что они выступают носителями различных этических представлений. Родопа придерживается традиционных взглядов и обычаев, Кандавл же выступает сторонником новшеств.

В критике справедливо отмечалось, что этический конфликт такого рода больше свойствен новому времени, чем античности. Точно так же поступкам античных героев нередко дается психологическая мотивировка, характерная для людей нового времени. Так, современные морально-психологические конфликты находили косвенное отражение на античном материале.

Среди поздних драм Геббеля выделяется историческая трагедия «Агнеса Бернауэр» (Agnes Bernauer, 1852, напечатана в 1855). Это произведение явилось своеобразным откликом на события революции 1848—1849 гг., правда, откликом противоречивым и сложным.

В трагедии рассказывается о печальной судьбе девушки из «среднего» сословия Агнесе Бернауэр, которую полюбил сын герцога Альбрехт. Вопреки требованиям отца порвать с Агнесой, Альбрехт женится на ней. Он человек сильного характера, способный защитить свою любовь. Герцог упорно добивается разрыва этого унизительного с его точки зрения брака, который к тому же противоречит интересам государства. Альбрехт не хочет отказаться от Агнесы, хотя отец угрожает лишить Альбрехта прав наследника герцогской короны и приводит свою угрозу в исполнение. Несмотря на угрозы и уговоры, не хочет отречься от Альбрехта и Агнеса. В конце концов Агнесе выносят смертный приговор.

Герцог надеется, что у сына все-таки заговорит чувство долга и он поступит, как государственный муж. Так и случилось, и Альбрехт становится герцогом. Ради интересов государства он жертвует Агнесой.

миропорядку.

предпочла умереть, чем изменить высокому чувству любви. Для нее не имеет значения то, что Альбрехт занимает высокое положение. Он дорог ей как человек. В судьбе героини автору удалось отразить важный социальный конфликт эпохи.

Последним законченным произведением Геббеля явилась драматическая трилогия «Нибелунги» (Nibelungen, 1860—1862), написанная на материале героических сказаний о Нибелунгах.

Большой интерес представляет трагедия из русской истории «Димитрий» (Demetrius), к сожалению оставшаяся незаконченной и опубликованная после смерти автора. В разработке истории Лжедмитрия Геббель шел отчасти по стопам Шиллера, тоже не успевшего закончить своей трагедии о самозванце. Трагедия задумана как широкое историческое полотно, создававшееся в реалистическом плане. Особенно удались автору массовые сцены, в которых ярко рисуется гнев и возмущение народа. Сцены написаны в шекспировской манере, и это позволяет сделать предположение, что Геббель стоял на пороге нового творческого подъема, на пути усиления и углубления реализма.