Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фриц Рейтер (Fritz Renter, 1810—1874)

Фриц Рейтер

(Fritz Renter, 1810—1874)

В формировании реализма второй половины XIX в. определенную роль сыграл Фриц Рейтер.

Жизненная и литературная судьба его складывалась чрезвычайно драматично. В студенческие годы он принимает участие в движении буршеншафт. В 1833 г. в связи с начавшимися правительственными преследованиями Рейтер был арестован по нелепому обвинению в государственной измене и приговорен к смертной казни, которая была заменена 30-летним заключением в крепость.

В 1840 г. Рейтера освободили по амнистии, но жизнь его была исковеркана. Его попытки поступить на службу окончились неудачей, так как на него смотрели с недоверием. Несколько лет Рейтер фактически был батраком, а затем жил частными уроками, испытывая большие материальные затруднения.

Литературная деятельность Рейтера началась в тюрьме и продолжалась после выхода на свободу. Первая книга стихов «Звуки и рифмы» (Läuschen un Rimels, 1853) была написана на нижненемецком диалекте. На нем же он писал и свои последующие произведения. В стихах этого сборника нашли отражение жизнь и нравы мелких городов и поселков северной Германии, недовольство крестьян, батраков своим тяжелым положением. Но по цензурным соображениям автор приглушил критику феодальных порядков.

С самого начала Рейтер выступал писателем демократического направления. Как отмечал Ф. Меринг, «Рейтер, несомненно, как человек, имел очень доброе сердце и питал искреннее сострадание к бедным нищим»1. Вместе с тем Меринг указывал на наличие элементов филистерства во взглядах писателя. Демократизм Рейтера был непоследовательным и противоречивым. Он не шел дальше надела безземельных крестьян землей. Политические идеалы Рейтера вообще неясны.

Но события 1848 г. всколыхнули писателя. Он задумал написать обличительный антифеодальный роман «Господин фон Хакенштерц и его поденщики» (Herr von Hakensterz und seine Tagelohner, ок. 1847—1850). Но книга осталась незаконченной, так как после поражения революции в условиях восторжествовавшей реакции и преследований писатель вынужден был оставить свой замысел, опасаясь новых гонений.

Значительным этапом в идейно-художественном развитии Рейтера стала поэма «Без крова» (Kein Hüsung, 1857). В ней он высказал многое из того, что было задумано в незавершенном романе. Это произведение обличало прусское юнкерство, обрекавшее своих батраков и поденщиков на каторжную жизнь.

После подавления революции эксплуатация крестьян и батраков стала еще более жестокой и безудержной. В законодательном порядке были восстановлены телесные наказания крестьян, к которым помещики прибегали по всякому поводу.

Бесчинства юнкеров вызывали глухую ненависть крестьян. Порой ее не удавалось сдерживать, и в различных местах происходили отдельные разрозненные выступления крестьян против своих поработителей. Но этим выступлениям не хватало массовости и организованности.

Герой поэмы Рейтера батрак Йеханн вначале послушно тянет свою лямку. Он полюбил Марику и просит у помещика какое-нибудь жилье, где он мог бы поселиться со своей женой, но помещик отказывается удовлетворить Просьбу молодых людей, так как Марика в свое время проявила несговорчивость, чем восстановила против себя помещика. Конфликт Йеханна с хозяином приводит к стычке, во время которой батрак убивает помещика, но сам вынужден бежать от преследований на чужбину. В его отсутствие Марика гибнет, а их маленький сын растет у чужих людей. Позже Йеханн тайно пробирается в родные края, чтобы спасти сына от рабской доли и увезти с собой.

В этой поэме проявились сильные и слабые стороны Рейтера, который ненавидел поработителей народа, но совершенно не представлял, как можно избавиться от тирании. Недаром герой не находит ничего лучшего, как бежать на чужбину. В этом, разумеется, проявилась слабость крестьянского движения в Германии второй половины XIX в.

«Без крова» — яркое реалистическое произведение, проникнутое пафосом демократизма и свободолюбия. Ф. Меринг назвал его «потрясающей поэмой».

Широкой известностью в свое время пользовалась прозаическая трилогия Рейтера, в которой нашла отражение жизнь самого писателя. В нее вошли: «Из времен французского нашествия» (Ut de Franzosentid, 1859), «Из времен моего заключения» (Ut mine Festungstid, 1862), «Из моей крестьянской жизни» (Ut mine Stromtid, 1862—1864).

В первой книге изображено детство писателя, совпадающее с французской оккупацией немецких земель. В этой книге в полной мере выявилось незаурядное юмористическое дарование Рейтера, который во многом шел от народной шутки, порой грубоватой, резкой, но меткой.

Большое значение для понимания личности автора имеет вторая книга трилогии, в которой он правдиво описал свое заключение в крепости, куда попал еще наивным юношей.

Пребывание в крепости явилось своеобразной жизненной школой, которая помогла ему лучше разобраться в жизни, укрепила его в неприятии режима насилия.

«плаксиво». Но в целом эта книга явилась обвинением против прусского государства, обвинением, высказанным, правда, достаточно осторожно, с оглядкой на цензуру2.

Буржуазное литературоведение рассматривает творчество Рейтера как факт областнической литературы. «Конечно, — замечает по этому поводу Р. М. Самарин, — в искусстве Рейтера многое связано с областными особенностями Мекленбурга. Но значение лучших его поэм и романов выходит далеко за пределы областной литературы»3.

Писатель ставил в своем творчестве такие важные общегерманские проблемы, как тяжелое положение батраков и арендаторов, безудержный гнет прусского юнкерства.

Рейтер внес значительный вклад в развитие немецкой реалистической литературы второй половины XIX в.

Широкую известность в 50—60-е гг. XIX в. получает общественно-политическая и литературная деятельность Фердинанда Лассаля (Ferdinand Lassalle, 1825—1864). Его мировоззрение, практика политической борьбы и литературно-критическое творчество отличались чрезвычайной противоречивостью. Будучи мелкобуржуазным демократом, а в философском плане идеалистом, он в то же время примыкал к рабочему движению. Однако в его деятельности резко проявлялись черты соглашательства и приспособленчества, за что его неоднократно критиковали классики марксизма.

— в стихотворной трагедии «Франц фон Зикингеп» (Franz von Sickingen, 1859).

Маркс и Энгельс выразили свое несогласие с теми принципами, на которых была построена эта пьеса. Так возникла широко известная дискуссия о «Франце фон Зикингене», о путях развития реалистического искусства в целом.

Трагедия была написана на материале Крестьянской войны в Германии XVI в., к которой проявляла постоянный интерес передовая немецкая общественная мысль. К этому времени появилась известная работа Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии». Примечательно, однако, что Лассаль прошел мимо этой работы и разошелся с Энгельсом в общей трактовке исторических событий. Лассаль опирался на труды либерально-буржуазных исследователей.

Маркс и Энгельс возражали как по политическим, так и по эстетическим принципам, положенным в основу создания «Франца фон Зикингена». Они выступали против стремления Лассаля возвеличить немецкое рыцарство XVI в. в лице Зикингена, который был руководителем дворянского восстания 1522— 1523 гг. Возражали они и против лассальянского отрицания революционного характера крестьянского движения, и против идеи о революции «сверху», о невозможности ее опоры на «низы». В пьесе крестьянское движение не получило должного отображения.

Трагедия, по их словам, не отвечала высоким задачам драмы будущего. В ней, по мнению Энгельса, не было еще слияния «большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...»4.

Кроме того, Лассаль уделял большое внимание субъективным, интимным сторонам жизни своих героев, которые много размышляют, произносят напыщенные монологи, но мало действуют, что придавало трагедии абстрактный, рассудочный характер.

Маркс и Энгельс не отрицали известных достоинств «Франца фон Зикингена» и называли ее «национально-германской драмой», подобной которой «ни один из современных официальных поэтов Германии ни за что не был бы в состоянии написать» 5.

В ходе переписки по поводу этой трагедии Маркс и Энгельс отмечали отход Лассаля от принципов реализма, наличие ложной патетики, превратившей индивидов в «простые рупоры духа времени».

Переписка Маркса и Энгельса по поводу трагедии Лассаля имеет огромное значение для понимания сущности реалистического искусства.

1 Меринг Ф. Литературно-критические статьи. В 2-х т., т. 2. М. — Л., 1934, с 201.

— В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 127.

3 Там же, с. 128.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 29, с. 492.