Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Фриц Рейтер (Fritz Renter, 1810—1874)

Фриц Рейтер

(Fritz Renter, 1810—1874)

В формировании реализма второй половины XIX в. определенную роль сыграл Фриц Рейтер.

Жизненная и литературная судьба его складывалась чрезвычайно драматично. В студенческие годы он принимает участие в движении буршеншафт. В 1833 г. в связи с начавшимися правительственными преследованиями Рейтер был арестован по нелепому обвинению в государственной измене и приговорен к смертной казни, которая была заменена 30-летним заключением в крепость.

В 1840 г. Рейтера освободили по амнистии, но жизнь его была исковеркана. Его попытки поступить на службу окончились неудачей, так как на него смотрели с недоверием. Несколько лет Рейтер фактически был батраком, а затем жил частными уроками, испытывая большие материальные затруднения.

Литературная деятельность Рейтера началась в тюрьме и продолжалась после выхода на свободу. Первая книга стихов «Звуки и рифмы» (Läuschen un Rimels, 1853) была написана на нижненемецком диалекте. На нем же он писал и свои последующие произведения. В стихах этого сборника нашли отражение жизнь и нравы мелких городов и поселков северной Германии, недовольство крестьян, батраков своим тяжелым положением. Но по цензурным соображениям автор приглушил критику феодальных порядков.

С самого начала Рейтер выступал писателем демократического направления. Как отмечал Ф. Меринг, «Рейтер, несомненно, как человек, имел очень доброе сердце и питал искреннее сострадание к бедным нищим»1. Вместе с тем Меринг указывал на наличие элементов филистерства во взглядах писателя. Демократизм Рейтера был непоследовательным и противоречивым. Он не шел дальше надела безземельных крестьян землей. Политические идеалы Рейтера вообще неясны.

Но события 1848 г. всколыхнули писателя. Он задумал написать обличительный антифеодальный роман «Господин фон Хакенштерц и его поденщики» (Herr von Hakensterz und seine Tagelohner, ок. 1847—1850). Но книга осталась незаконченной, так как после поражения революции в условиях восторжествовавшей реакции и преследований писатель вынужден был оставить свой замысел, опасаясь новых гонений.

Значительным этапом в идейно-художественном развитии Рейтера стала поэма «Без крова» (Kein Hüsung, 1857). В ней он высказал многое из того, что было задумано в незавершенном романе. Это произведение обличало прусское юнкерство, обрекавшее своих батраков и поденщиков на каторжную жизнь.

После подавления революции эксплуатация крестьян и батраков стала еще более жестокой и безудержной. В законодательном порядке были восстановлены телесные наказания крестьян, к которым помещики прибегали по всякому поводу.

Бесчинства юнкеров вызывали глухую ненависть крестьян. Порой ее не удавалось сдерживать, и в различных местах происходили отдельные разрозненные выступления крестьян против своих поработителей. Но этим выступлениям не хватало массовости и организованности.

Герой поэмы Рейтера батрак Йеханн вначале послушно тянет свою лямку. Он полюбил Марику и просит у помещика какое-нибудь жилье, где он мог бы поселиться со своей женой, но помещик отказывается удовлетворить Просьбу молодых людей, так как Марика в свое время проявила несговорчивость, чем восстановила против себя помещика. Конфликт Йеханна с хозяином приводит к стычке, во время которой батрак убивает помещика, но сам вынужден бежать от преследований на чужбину. В его отсутствие Марика гибнет, а их маленький сын растет у чужих людей. Позже Йеханн тайно пробирается в родные края, чтобы спасти сына от рабской доли и увезти с собой.

В этой поэме проявились сильные и слабые стороны Рейтера, который ненавидел поработителей народа, но совершенно не представлял, как можно избавиться от тирании. Недаром герой не находит ничего лучшего, как бежать на чужбину. В этом, разумеется, проявилась слабость крестьянского движения в Германии второй половины XIX в.

«Без крова» — яркое реалистическое произведение, проникнутое пафосом демократизма и свободолюбия. Ф. Меринг назвал его «потрясающей поэмой».

Широкой известностью в свое время пользовалась прозаическая трилогия Рейтера, в которой нашла отражение жизнь самого писателя. В нее вошли: «Из времен французского нашествия» (Ut de Franzosentid, 1859), «Из времен моего заключения» (Ut mine Festungstid, 1862), «Из моей крестьянской жизни» (Ut mine Stromtid, 1862—1864).

В первой книге изображено детство писателя, совпадающее с французской оккупацией немецких земель. В этой книге в полной мере выявилось незаурядное юмористическое дарование Рейтера, который во многом шел от народной шутки, порой грубоватой, резкой, но меткой.

Большое значение для понимания личности автора имеет вторая книга трилогии, в которой он правдиво описал свое заключение в крепости, куда попал еще наивным юношей.

Пребывание в крепости явилось своеобразной жизненной школой, которая помогла ему лучше разобраться в жизни, укрепила его в неприятии режима насилия.

0 годах своего заключения Рейтер писал не без юмора, а порой, как говорил Ф. Меринг, «плаксиво». Но в целом эта книга явилась обвинением против прусского государства, обвинением, высказанным, правда, достаточно осторожно, с оглядкой на цензуру2.

Буржуазное литературоведение рассматривает творчество Рейтера как факт областнической литературы. «Конечно, — замечает по этому поводу Р. М. Самарин, — в искусстве Рейтера многое связано с областными особенностями Мекленбурга. Но значение лучших его поэм и романов выходит далеко за пределы областной литературы»3.

Писатель ставил в своем творчестве такие важные общегерманские проблемы, как тяжелое положение батраков и арендаторов, безудержный гнет прусского юнкерства.

Рейтер внес значительный вклад в развитие немецкой реалистической литературы второй половины XIX в.

Широкую известность в 50—60-е гг. XIX в. получает общественно-политическая и литературная деятельность Фердинанда Лассаля (Ferdinand Lassalle, 1825—1864). Его мировоззрение, практика политической борьбы и литературно-критическое творчество отличались чрезвычайной противоречивостью. Будучи мелкобуржуазным демократом, а в философском плане идеалистом, он в то же время примыкал к рабочему движению. Однако в его деятельности резко проявлялись черты соглашательства и приспособленчества, за что его неоднократно критиковали классики марксизма.

Противоречия в политических и философско-эстетических взглядах Лассаля нашли отражение в его литературно-критической деятельности, и прежде всего в его единственном художественном произведении — в стихотворной трагедии «Франц фон Зикингеп» (Franz von Sickingen, 1859).

Маркс и Энгельс выразили свое несогласие с теми принципами, на которых была построена эта пьеса. Так возникла широко известная дискуссия о «Франце фон Зикингене», о путях развития реалистического искусства в целом.

Трагедия была написана на материале Крестьянской войны в Германии XVI в., к которой проявляла постоянный интерес передовая немецкая общественная мысль. К этому времени появилась известная работа Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии». Примечательно, однако, что Лассаль прошел мимо этой работы и разошелся с Энгельсом в общей трактовке исторических событий. Лассаль опирался на труды либерально-буржуазных исследователей.

Маркс и Энгельс возражали как по политическим, так и по эстетическим принципам, положенным в основу создания «Франца фон Зикингена». Они выступали против стремления Лассаля возвеличить немецкое рыцарство XVI в. в лице Зикингена, который был руководителем дворянского восстания 1522— 1523 гг. Возражали они и против лассальянского отрицания революционного характера крестьянского движения, и против идеи о революции «сверху», о невозможности ее опоры на «низы». В пьесе крестьянское движение не получило должного отображения.

Трагедия, по их словам, не отвечала высоким задачам драмы будущего. В ней, по мнению Энгельса, не было еще слияния «большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...»4.

Лассаль всячески идеализировал образ главного героя Зикингена, наделяя его чертами революционера, в то время как он, по словам Маркса, был представителем гибнущего дворянского класса.

Кроме того, Лассаль уделял большое внимание субъективным, интимным сторонам жизни своих героев, которые много размышляют, произносят напыщенные монологи, но мало действуют, что придавало трагедии абстрактный, рассудочный характер.

Маркс и Энгельс не отрицали известных достоинств «Франца фон Зикингена» и называли ее «национально-германской драмой», подобной которой «ни один из современных официальных поэтов Германии ни за что не был бы в состоянии написать» 5.

В ходе переписки по поводу этой трагедии Маркс и Энгельс отмечали отход Лассаля от принципов реализма, наличие ложной патетики, превратившей индивидов в «простые рупоры духа времени».

Переписка Маркса и Энгельса по поводу трагедии Лассаля имеет огромное значение для понимания сущности реалистического искусства.

Примечания.

1 Меринг Ф. Литературно-критические статьи. В 2-х т., т. 2. М. — Л., 1934, с 201.

2 См.: Самарии Р. М. Рейтер,— В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 127.

3 Там же, с. 128.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 29, с. 492.

5 Там же, с. 491.

© 2000- NIV