Приглашаем посетить сайт

История немецкой литературы.
Эрих Вайнерт (Erich Weinert, 1890—1953)

Эрих Вайнерт

(Erich Weinert, 1890—1953)

Эрих Вайнерт сыграл в немецкой литературе выдающуюся роль как поэт-трибун, мужественный борец за счастливое будущее своей родины. Став в середине 20-х гг. на путь революционной борьбы немецкого пролетариата, он до последних дней своей жизни находился в самой гуще классовых боев, страстно обличая несправедливость и ложь, укрепляя мужество и уверенность в победе борцов за свободу.

Вайнерт родился в Магдебурге. Отец поэта, инженер по профессии, был широко образованным человеком и убежденным социал-демократом. В 1904 г. он определил сына на завод учеником слесаря, чтобы приобщить его к здоровой рабочей среде и дать потом образование инженера. Но юноша больше всего интересовался гуманитарными науками и в свободное время самостоятельно изучал историю живописи, иностранные языки, много читал. Затем Вайнерт поступил в Высшую школу прикладных искусств в Берлине и в 1912 г. окончил ее. В 1913 г. он был призван на военную службу. Когда началась первая мировая война, Вайнерт сразу же распознал ее антинародную сущность. Вскоре он проникается верой в то, что лишь революционная инициатива масс положит конец войне. В стихотворении «Час Европы» (Europas Stunde, 1919) он приветствует победу социалистической революции в России, которая своим «разъяренным и освежающим ветром потрясла основы одряхлевшего старого мира».

Впервые Вайнерт выступил со своими юмористическими и сатирическими стихами не в печати, а с подмостков прогрессивных литературно-критических кабаре Лейпцига и Берлина в начале 20-х гг. Эти стихотворения вошли потом в сборники «Кривое зеркало» (Der Verbogene Zeitspiegel, 1923), «Божьей милостью щука и прочие отбросы» (Der Gottes Gnaden Hecht und andere Abfälle, 1923), «Балаган» (Das Affentheater, 1925). В стихотворениях этих сборников критика еще не выходит за пределы бытовой, неглубокой сатиры. Поэт ограничивается высмеиванием отдельных реакционеров, буржуазных филантропов, обывателей и оторвавшихся от рабочего класса социал-демократических лидеров — жалких марионеток большого балагана — Веймарской республики.

В 1924 г. Вайнерт сближается с движением немецкого пролетариата и навсегда связывает свою судьбу с его авангардом — коммунистической партией. Активное участие в революционной борьбе немецких рабочих обостряет политическое зрение поэта, наполняет его сатиру классовым содержанием. Лучшие из его стихотворений — «Майская песенка социал-демократа», «Рабочий, помни об этом» и другие — появляются в «Роте фане», органе Компартии Германии. Поэт-коммунист начинает систематически выступать со своими стихами перед рабочей аудиторией на массовых митингах и собраниях. Теперь он обличает уже не отдельных марионеток, а порочный буржуазный строй в целом.

Быстро растет популярность Вайнерта среди рабочих. Вскоре возникает потребность в проведении специальных литературных «вечеров Вайнерта» (Weinertabende). Окрыленный успехом литературных вечеров в Берлине, Вайнерт совершает ряд агитационных поездок по городам и селам Германии, Австрии, Швейцарии, пробуждая революционную энергию масс и черпая в горячих откликах рабочих слушателей вдохновение для поэтического творчества. «В атмосфере рабочих собраний,— вспоминал впоследствии Вайнерт,— я очистился от шлака мелкого литературного фрондерства и стал классово сознательным революционером, защитником интересов рабочего класса. С этого времени я поставил всю свою жизнь, все новое творчество и свои силы на службу великому делу человечества — делу борьбы за победу пролетариата над капитализмом».

На титульном листе сборника «Эрих Вайнерт говорит» (Erich Weinert spricht, 1930), в который вошли стихотворения 1925—1930 гг., имелся девиз: «Наше искусство построено на одной лишь моте: Революция». И действительно, вся творческая деятельность Вайнерта в последующие десятилетия была органически связана с трудовым народом, с революционной борьбой рабочего класса. Своим метким, разящим словом поэт-трибун в годы Веймарской республики неустанно разоблачает реваншистские устремления германских империалистов («Армиям Европы», «Крестьянин, вставай», «Единство против войны», «Война»), клеймит рвущихся к власти фашистов («Корпоранты», «Казарма зовет»), развенчивает миф об американском образе жизни и клевету о Советском Союзе («Господа Америки», «Призраки в Бостоне»), высмеивает лицемерие классового правосудия («Суд», «Добрый судья»), обличает реакционную прессу («Как вести успешно травлю»), церковь. Вайнерт пишет ряд блестящих стихотворений, разоблачающих предательство верхушки социал-демократии («Связной», «Парламентская попойка», «Носке снится», «Будничная баллада»).

Как сатирик, сознательно вставший на путь социалистического реализма, Вайнерт не только гневно обличает антигуманистическую сущность империализма и все те силы, которые поддерживают господство буржуазии, но и утверждает положительный идеал-—социализм. В его стихах звучит неумолкающий призыв к трудящимся массам, подлинным хозяевам страны, сплотиться в борьбе против капитализма за социалистическое преобразование родины. Революционным пафосом, твердой уверенностью в неизбежности победоносной социалистической революции проникнуты стихотворения «Песня о безработице», «Красный Веддинг», «Песня о красном знамени» и др.

Смелые выступления Вайнерта в печати и перед массовой рабочей аудиторией приводили в неистовство блюстителей порядка Веймарской республики, которые не раз подвергали поэта судебным и административным преследованиям. Травля особенно усилилась после его возвращения из первой поездки в СССР в 1931 г. Вайнерту запретили публично выступать с чтением своих стихов, а затем даже и читать его стихи другим исполнителям. Но никакие запреты не могли приостановить распространения слова правды поэта-революционера. В стихотворении «Говорит газета «Роте фане» Вайнерт с возмущением отвечает своим преследователям:

Вы лживо утверждаете, что я —
Угроза безопасности народной.
Нет! Вашей безопасности грозя,
Звучит все громче голос мой свободный!
(Пер. Л. Гинзбурга)

Для стихотворений Вайнерта характерно оптимистическое звучание, твердая уверенность в торжестве справедливого народного дела. Открытая партийная оценка жизненных явлений своего времени сочетается в них с изображением революционной перспективы. Поэт правильно понимает и показывает значение Советского Союза для развития революционного движения во всем мире. Призывая немецких рабочих к сплочению для борьбы против своей буржуазии и угрозы фашизма, поэт в стихотворении «Красный Веддинг» говорит о том, что немецкий народ добьется свободы и построит Германский Советский Союз.

Стихотворения Вайнерта, всегда злободневные и политически насыщенные, обладают большими художественными достоинствами. Они отличаются богатством интонации, разнообразием художественных приемов. Своеобразие композиции и языка стихотворений определяется тем, что почти все они писались для устного исполнения перед рабочей аудиторией. Отсюда их ораторский пафос, выразительный разговорный язык, публицистичность, лозунговые, призывные концовки. Чаще всего стихи сюжетны, остро злободневны, содержат драматическое повествование о реальных фактах. Стихи Вайнерта, написанные для своего времени и для своего народа, не потеряли политического блеска и в наши дни.

В дни фашистского переворота Вайнерт находился в Швейцарии. Это обстоятельство спасло ему жизнь: погромщики сразу же ворвались в его квартиру, чтобы расправиться с поэтом.

Все свое творчество в период эмиграции Вайнерт рассматривал как оружие в борьбе за освобождение народа от власти фашистских мракобесов. Все его творчество было проникнуто непоколебимой верой в неминуемое поражение фашистов. В цикле новых сатирических антифашистских стихов 30-х гг., вошедших в сборники «Настанет день» (Es kommt der Tag, 1934) и «Зовы в ночь» (Rufe in die Nacht, 1937), поэт гневно обличает преступность и моральное убожество нацистов («Эсэсовцы наводят порядок», «Сверхчеловек», «Без пяти минут герой нации»), клеймит позором беспринципных интеллигентов, прислужников фашизма от литературы («Имперский поэт»), призывает массы покончить с пассивностью, нерешительностью и перейти к активным, смелым действиям против фашистского рабства («Костер на площади Оперы», «Ко всему свету», «Нелегальная газета», «Интеллигентам» и др.).

Наряду с сатирическими стихами, Вайнерт создает цикл стихов «Соратники» (Gefährten) о мужественных антифашистах, борцах-революционерах. Положительные герои Вайнерта — это политически зрелые, убежденные в своей правоте люди, которые идут в бой не по приказу, а «по убежденью, по патриотическому побужденью, добровольно...». Среди лучших борцов в первых рядах встают образы Эрнста Тельмана, Георгия Димитрова, Эдгара Андре, Фите Шульце и других коммунистов. В стихотворении «Джон Шер и товарищи» поэт рассказывает о героических немецких коммунистах-подпольщиках и гневно обличает коварство и трусость фашистских палачей, которые расстреливают их якобы при попытке к бегству,

Наряду с историческими лицами в стихотворениях Вайнерта созданы образы безымянных героев антифашистской борьбы («Полиция ищет Дитмайера», «Молодому товарищу», «Голос подпольщика», «Привет непобедимых»).

Эти стихотворения принадлежат к лучшим произведениям политической лирики в немецкой литературе социалистического реализма. В них часто возникает образ Советского Союза, оплота мира и свободы, который придает борцам новые силы и надежду в суровой борьбе («Дело Ленина»).

С 1935 и до 1946 г. Вайнерт жил и работал в СССР. Теме Советского Союза и пропаганде его революционного опыта поэт в эти годы посвятил много замечательных стихотворений, которые объединил потом в сборник «Глава вторая мировой истории» (Kapitel II der Weltgeschichte, 1947). Октябрьская революция, говорит поэт, положила конец первой, мрачной главе в истории человечества и открыла новую главу всемирной истории.

Когда в Испании началась освободительная борьба против фашистских мятежников и итало-германских интервентов, Вайнерт отправился в Испанию и в 1937—1938 гг. участвовал в боях против фашистов в качестве комиссара 11-й интернациональной бригады. В эти годы он написал много стихов, рассказывающих о героизме, стойкости и дружбе испанских республиканцев и бойцов интербригад. Стихи эти вышли отдельным сборником «Камарадас» (Camaradas, 1951). В стихотворениях «Испания приветствует Советский Союз», «Мир преступления и мир великих дел», «Советским женщинам» и других Вайнерт говорит о Советском Союзе как решающей силе в борьбе против мирового фашизма.

После возвращения из Испании в-Москву Вайнерт много переводит. В числе его переводов на немецкий язык произведения русской классической и советской литературы, среди них стихи Лермонтова, Ив. Франко, Маяковского, Суркова, Симонова.

В первый же день нападения гитлеровцев на СССР Вайнерт записал в дневнике: «Начало войны. Первый день последней войны человечества». Поэт добровольцем идет на фронт и в рядах Советской Армии становится борцом за свободу Германии. «За свободу Германии» (Um Deutschlands Freiheit) он назвал и сборник своих фронтовых листовок, написанных в стихах и прозе, до сих пор сохранивших свое звучание как документы суровых военных сражений со злейшим врагом человечества — фашизмом. Основной пропагандистский лозунг листовок для фронта был: «Солдат, твой враг у тебя за спиной!» Листовки разъясняли немецким солдатам преступность войны против СССР, призывали их повернуть оружие против своих истинных врагов — гитлеровцев, опозоривших Германию («На истинных врагов», «Покончим с позором», «Покиньте армию убийц» и др.). В листовке «Немецким солдатам» Вайнерт писал:

Немецкий землепашец и рабочий,
Ты, что в шинель захватчика одет!
Ты предан, одурачен, заморочен —
Ищи свой путь, чтоб вырваться на свет!
(Пер. Е. Николаевской)

Неутомимая деятельность Вайнерта в дни войны нашла почетное признание в избрании его председателем комитета «Свободная Германия», созданного в СССР в начале 1943 г. В январе 1946 г. Вайнерт после почти тринадцатилетней разлуки возвратился на родину. Несмотря на тяжелую болезнь, поэт и в эти годы отдает все свои силы возрождению немецкого демократического искусства, борьбе со злом прошлого, которое оставило заметный след в сознании его народа. В стихотворении «В тот раз все так же начиналось» Вайнерт протестует против политики возрождения фашизма и превращения Западной Германии в плацдарм для новой войны, Он призывает поэтов разоблачать не только преступников, но и соучастников, «ударить по старому врагу, который во всевозможных обличьях вновь проник в народ, и показать легковерным, кто скрывается под этим обличьем».

Народ по достоинству оценил заслуги своего поэта. В 1949 и 1952 гг. Вайнерту дважды была присуждена Национальная премия ГДР; он был избран действительным членом Германской академии художеств. Ему как поэту, «творчество которого в наибольшей мере содействовало пробуждению антифашистского, демократического сознания немецкого народа», была присуждена премия им. Мартина Андерсена-Нексе.

Последнее стихотворение Вайнерта «Долг писателя» (1952), написанное Третьему съезду немецких писателей, явилось как бы эстетическим завещанием, в котором поэт-борец призывает творческую интеллигенцию не забывать своего долга перед народом, неустанно обличать ложь и несправедливость, воспевать трудовой подвиг строителей новой жизни, звать народ на борьбу за светлое будущее своей родины:

Это он, писатель, ныне призван
Труд воспеть, который мы ведем,
Всех подняв на стройку новой жизни
Жарким поэтическим огнем!
Это он — поэт, певец свободы,
Должен стать глашатаем страны,
Возвестить решение народа,
Драться против смерти и войны.
(Пер. Л. Гинзбурга)

Именно таким поэтом и был Эрих Вайнерт. В течение десятилетии он шел вместе с народом, отдавал всего себя борьбе за его счастье.

© 2000- NIV