Приглашаем посетить сайт

Хайченко Е. Г. Великие романтические зрелища.
Послесловие.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Наше путешествие по Лондону XIX века привело нас туда, куда июньским днем 1870 года заглянули и наши знаменитые предшественники Бланшар Джеролд и Гюстав Доре — под своды величественного древнего аббатства, где тысячи мужчин и женщин собрались в тот день, чтобы проводить в последний путь того, кто, по словам Бланшара Джеролда, «был, пожалуй, самым популярным человеком из всех, когда-либо живших на земле». «Его смерть, — писал он, — была персональной потерей для каждого англичанина и каждой англичанки. Они горевали о нем так, как будто опустело место у их собственного домашнего очага».209

Не нам и не здесь определять значение Диккенса для истории мировой литературы. Но, заключая наше исследование, можно с уверенностью сказать, что популярный театр Англии первой половины XIX века по-прежнему продолжает волновать сердца, стоит только открыть книги того, кого современники по праву считали Несравненным.

Эпистолярное наследие Диккенса дало нам возможность проследить влияние «третьей культуры» на большую литературу своего времени. «Так как высокая культура осмысляет себя как область максимальной организации, низовая литература представляется ей сферой свободы, областью пониженной условности, что может интерпретироваться как искренность, природность и получать свойства высшей притягательности», — писал Ю. Лотман.210 Заменим понятие «низовая литература» понятием «низовой театр», и слова эти покажутся сказанными именно о Диккенсе.

Однако, как мы уже имели случай убедиться. и своих романах Диккенс не только использует жанровые каноны и стилистические приемы мелодрамы, бурлеска, пантомимы, но и высмеивает их, словно предчувствуя рождение новой театральности, отблески которой лежат на его поздних произведениях. Не будет преувеличением сказать, что, подобно другим крупнейшим писателям XIX века, Диккенс готовил рождение :той новой театральности. Анализируя его романы, мы не случайно пользовались такими терминами, как «атмосфера», «сквозное действие», «психологический жест», указывали на ансамблевую структуру его произведений. Процесс театрализации романа, описанный в последней главе нашего исследования, шел параллельно с другим не менее важным для судеб театральной истории XX столетия процессом эпизации драматургии. Психологический театр предполагал и требовал повествования на сцене. Может быть поэтому он так часто обращался к инсценировкам прозы, в том числе и Диккенса. Ведь лучшие спектакли по его произведениям были поставлены на рубеже XIX—XX вв. Именно в них Ирвинг сыграл своего Джингля («Пиквикский клуб»), Три— Фейгина («Оливер Твист»), Мартин-Харви — Сиднея Картона («Повесть о двух городах»).

А что же низовые жанры? Несмотря на наметившуюся «литературизацию» театра их судьбу во второй половине XIX века еще можно проследить. На смену Гримальди в это время приходит Ден Лено, на смену Планше — Гилберт и Сюлливан, а мимолетный шумный триумф «Черноокой Сьюзен» сменяется многолетним и прочным успехом произведений Д. Бусико.

направлением в развитии театра, о котором шла речь выше. Так или иначе, исследованные нами жанры низового театрального искусства (за исключением мелодрамы) постепенно вытесняются в пограничные театру области эстрады, мюзик-холла, цирка. Незаконные дети Высокой драмы переезжают на новые квартиры, начинают новую жизнь, которую у нас еще будет случай описать.


--------------------------------------------------------------------------------

209 The London of Gustave Dore, p. 96-97.

210 Лотман Ю. О содержании и структуре понятия «художественная литература». // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973, с. 34.