Приглашаем посетить сайт

Гарин И.И.: Шеллинг.
Время

Время

Время Шеллинга - необходимый элемент отпадения мира от Бога, форма неабсолютности, конечности, причинной связи вещей, причины вне себя. Абсолютное вневременно, беспричинно, необходимо-свободно. Мир - подчинен времени, причине, необходимости и - лишь частично - свободе.

Так как характер временного бытия совпадает с характером конечности, то отсюда ясно, что основание конечности должно быть безвременно; следовательно, не может быть и речи о времени отпадения или о переходе от Бога к конечной природе. Отпадение есть вечный акт, находящийся вне всякого времени. Поэтому не может быть генетического объяснения его в обыденном смысле, так как генетическое объяснение имеет дело с возникновением вещей во времени; следовательно, отпадение необъяснимо.

Шеллинговское время - бытие, воспринимающее себя в становлении. В самом бытии становления нет, напротив, оно полагается как вечность, но в осуществлении посредством множественности проявляется становление-время.

Время, пишет Шеллинг, не есть что-либо протекающее независимо от я; само я, мыслимое в деятельности, есть время. Время, пространство, причинность как формы интеллектуального созерцания.

Прошлое - это преодоленное прошлое, превзойденное им. Не оторвавшись от него, нельзя считать себя в настоящем. Это очень глубокая мысль, но ее следует уточнить: настоящее - это всё "теперь" плюс всё то из прошлого, что еще не преодолено. Следовательно, время вполне может тянуть прошлое за собой, а порой и забрасывать нас в неолит. Как, например, в данное время...

контроля творением. Время творения, как и акт творения, непостижимо. Даже откровение бессильно там, где речь идет о свободе воли Творца.