Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века»
Часть 1. Романтизм.

Часть 1.

Английская литература

В Англии романтическое движение просуществовало в течение более длительного периода. Начало романтического движения связано с предромантизмом 18 века.

Ранний английский романтизм связан с именами поэтов «озерной школы» (Вордсворт, Кольридж, Саути). Поэзия английского романтизма складывалась в полемике с основными позициями классицистической эстетики. В 1798 году выходит сборник Вордсворта и Саути «Лирические баллады», во втором предисловии к которому (1800 г.) авторы изложили основные положения манифеста английских романтиков. Поэты «озерной» школы сразу провозгласили совершенно новые принципы творчества, основанные на принципе свободной воли художника. Пересматриваются и сюжеты и темы лирических произведений: на первый план выдвигается изображение не великих исторических событий и крупных личностей, а повседневного быта простых людей. В творчестве английских романтиков начинает играть ведущую роль ярко выраженное фольклорное начало, возрождается интерес к внутреннему миру человека, тончайшим нюансам его психологии.

Студенту необходимо уделить внимание основным аспектам творчества Байрона и Шелли, крупнейших представителей западноевропейской поэзии 19 века. Байрон надолго становится кумиром прогрессивной европейской интеллигенции, его почитают и в России. С именем Байрона связаны многие аспекты творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Понятия «байронизм» и «байронический герой» будут ассоциироваться порой с пессимизмом и разочарованием, которые стали едва ли не жизненным кредо целого поколения интеллигенции Западной Европы. Особенно это касается раннего творчества Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные поэмы»). В позднем творчестве Байрона отчетливо намечаются реалистические тенденции, стремление изобразить типические явления современной общественной жизни.

Эстетические принципы английского романтизма получили свое теоретическое обоснование в трактате Шелли «Защита поэзии». Поэзия Шелли во многом тяготеет к символам, они помогают поэту осмыслить сущность главных земных законов.

В историю литературы Вальтер Скотт вошел как создатель жанра исторического романа, провозгласив совершенно новый принцип историзма. Творчество Вальтера Скотта стало эталоном для многих писателей последующих поколений, разрабатывавших жанр исторического романа. Для Вальтера Скотта очевидна связь истории и философии. В. Скотт выдвигает требование рассматривать историю с позиций современности, ставит вопрос о роли достоверности и воображения в историческом романе. Историзм творчества В. Скотта сыграл важную роль в развитии реалистического романа 19 века.

Немецкая литература

Немецкие романтики считают своими предшественниками Кальдерона («Жизнь есть сон», «Поклонение кресту») и Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Буря»). Их интерес к этим писателям вызван тем, что образы в их творчестве в связи с наличием романтических черт в мировоззрении носят символический характер. Из эстетиков прошлых эпох наибольшее воздействие на формирование романтической эстетики оказал Платон (понимание творческого процесса как экстаза, устремленность к воспроизведению идеального). Теоретики романтизма называли своими учителями Гердера и Гете. Романтики внесли большой вклад не только в эстетику, они обогатили художественное творчество, придав ему лиричность.

Немецкий романтизм прошел в своем развитии три основных этапа. Первый охватывает примерно 1795-1805 г. г. и связан с творчеством романтиков-иенцев (братья Фридрих и Август Шлегели, Тик, Вакенродер, Новалис). Второй этап приходится на 1806-1815 г. г. Центром романтического движения в это время является гейдельбергский кружок. Руководящую роль в нем играли Арним и Брентано. В него также входили известные собиратели немецких народных сказок братья Гримм. В этот период развивается творчество берлинских романтиков, крупнейшим из которых следует назвать Генриха фон Клейста. Третий период - 1816- начало 40-х г. г. 19 века. Ведущие позиции в немецкой литературе этого времени занимают Шамиссо и молодой Гейне. Значительным явлением стало творчество Гофмана, который не принадлежал ни к одному литературному кружку. Гофман вошел в историю литературы как талантливый сатирик, высмеивавший филистерство и карликовый немецкий абсолютизм.

Французская литература

Великая Французская революция 1789-94 г. г. стала событием, надолго определившим идеологическую и культурную жизнь не только Франции, но и всей Западной Европы в первой половине 19 века. На первом этапе развития французской литературы следует говорить о творчестве Ф. Шатобриана и Ж. де Сталь. Помимо художественного творчества этих авторов студенту было бы полезно ознакомиться с их теоретическими трактатами. Это трактаты Ф. Шатобриана «Гений христианства» и «Опыт о революциях» ). В последнем формируется облик романтического героя. В этом аспекте студенту следует обратить особое внимание на повесть Шатобриана «Рене». Шатобриан во многом опирается на учение Руссо о цивилизации и природе.

Второй период французского романтизма связан с именами Гюго, Виньи, Ламартина. В это время особенного расцвета достигает историография, которая утверждает идею исторической закономерности. У французских романтиков складывается новое понимание философии истории. В 20-е г. г. происходит зарождение французского исторического романа, на этот период приходится и расцвет драмы. Основные принципы новой драмы изложены Гюго в предисловии к драме «Кромвель»(1827). В третий период развития французского романтизма наиболее заметным явлением становится творчество Жорж Санд.

Американская литература

Американский романтизм по сравнению с западноевропейским обладает целым рядом специфических особенностей, связанных прежде всего с историческими условиями развития страны. Ранний этап развития романтизма в наибольшей степени обнаруживает отличие американских писателей от европейских романтиков. Первые американские романтики в своей критике итогов революции не отличались ни последовательностью, ни глубиной, разделяя со многими соотечественниками иллюзии относительно настоящего и будущего страны. В отличие от европейских романтиков американские писатели в своем оптимизме были близки к просветителям. В этом проявляется еще одна особенность американского романтизма - здесь нет столь резкого отхода от просветительских идеалов, нет последовательного противопоставления разума и чувства.

Иную картину представляет собой зрелый романтизм. Наиболее заметным явлением этого этапа станет творчество Ф. Купера. В его романах мы встретимся с реалистическими тенденциями, переплетенными с традиционными для романтизма экзотичностью, драматической напряженностью и необычностью изображаемых событий. Наиболее ярко романтические тенденции проявят себя в творчестве Э. По.

Дополнительная научная литература

Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. - Иркутск, 1987

Берковскнй Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973

Боброва М. Н. Джеймс Фенимор Купер. - Саратов, 1967

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М. , 1972

Герстнер Г. Братья Гримм. - М., 1980.

Данилин Ю. Беранже и его песни. - М., 1973

Дейч А. Судьбы поэтов. - М., 1968

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. - М., 1975

Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. - М., 1978

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. - М., 1975

Евнина Е. М. Виктор Гюго. - М., 1976

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. - Л., 1978

Ковалев Д. В. Г. Мелвилл и некоторые проблемы немецкого романтизма. - М., 1969

Ковалев Ю В. Молодая Америка. - Л., 1971

Л., 1958

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. - М. , 1968

Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. - М., 1947

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. - М., 1965

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -

Художественный мир Гофмана. - М., 1982.

Эстетика французского романтизма. - М , 1982

Темы рефератов

«Люцинда».

«Генрих фон Офтердинген».

3. Особенности мировоззрения и творческого метода Клейста. Трагедия Клейста «Пентесилея».

4. Драма Клейста «Принц Гомбургский».

5. Повесть Клейста «Михаэль Кольхаас».

6. Особенности эстетики и творческого метода Гофмана. «Музыкальные» новеллы Гофмана(«Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).

«Золотой горшок». Проблема двоемирия в творчестве Гофмана.

8. Особенности «ночных» повестей Гофмана(«Песочный человек»).

9. Социальная сатира в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

10. Идейно-художественное своеобразие романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

11. Жанровое своеобразие поэмы Гейне «Германия. Зимняя сказка».

13. Эстетическая программа поэтов «озерной» школы.

14. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

15. Жанровое своеобразие «Восточных поэм» Байрона.

16. Философская проблематика драмы Байрона «Манфред».

«Дон Жуан». Особенности композиции. Образ Дон Жуана.

18. Философские и эстетические взгляды Шелли. Основные мотивы лирики Шелли.

19. Особенности мировоззрения и творческого метода В. Скотта. Основные циклы романов Скотта. Анализ одного из романов.

20. Философская символика романа Г. Мелвилла «Моби Дик».

21. Особенности психологического анализа в романе Б. Констана «Адольф» .

«Рене» и ее место в истории европейского романтизма.

«Собор Парижской богоматери». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

24. Роман Гюго «Отверженные». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

25. Творчество Жорж Санд. Анализ романа «Индиана».

26. Творчество А. де Мюссе. «Исповедь сына века».

28. Творчество Э. По. Новеллистика.