Часть 2
При изучении истории национальных литератур второй половины 19 века студенту необходимо быть особенно внимательным к терминам, так как вопрос о реализме в литературной критике дебатируется до сих пор. Наиболее распространенными являются термины «классический» реализм, «социальный» реализм. Термин «критический» реализм также имеет распространение, но сейчас он приобретает уже новое значение (не только и не столько критика, сколько анализ и оценка различных общественных явлений и их влияния на культуру и литературу).
В постсоветский период произошла переоценка многих былых ценностей, оказались низвергнутыми многие культурные авторитеты прошлого. Поэтому студенту нужно быть наиболее внимательным к материалу учебников, больше ориентироваться на авторские тексты.
Реализм 19 века является во многом синтезом различных реалистических тенденций предыдущих эпох. Это нужно учитывать при работе с текстами первоисточников.
Программа данного курса включает в себя тексты различных национальных литератур и призвана дать студенту наиболее полное представление о тех процессах, которые происходили в литературном процессе Западной Европы начиная с 30-х годов 19 века.
многих писателей явственно проступает их тесная связь с эстетикой романтизма, другой тенденцией в изучении реализма 19 века является соотнесение реалистического видения авторов с ярко выраженными натуралистическими позициями. Здесь студенту важно понять, что натурализм является высшей точкой, своеобразным апогеем в развитии реализма, а не чем-то едва ли не греховным, как было принято считать раньше. Именно поэтому в данный курс включается изучение творчества Мопассана и Золя как кумира натуралистов 19 века, создателя европейской натуралистической школы.