Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века»
Французская литература

Французская литература

В 30-е годы 19 века реализм является ведущим литературным направлением во французской литературе. В это время появляются многие значительные произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, хотя нельзя не учитывать, что в творчестве вышеназванных писателей на ранних этапах еще сильны романтические тенденции. Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать Мериме, например, в его культе экзотики (новеллы «Маттео Фальконе», «Коломба» или «Кармен»), Стендаля — в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключи­тельных по своей силе страстей («Пармская обитель», «Итальянские хроники»), Бальзака—в использовании авантюрных сюжетов («История тринадцати»), приемов фантастики в философских повестях, в романе «Шагреневая кожа». Особенностью раннего реализма является его явная внутренняя связь с романтизмом, выразившаяся в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов.

Значительную роль в формировании реализма во французской литературе сыграли работы Стендаля(1783—1842). и программы формирования современного искусства. В то время разгорелись ожесточенные споры между романтиками и классиками, в которых Стендаль принял самое активное участие. Наиболее значительным вкладом Стендаля в разрешение этих споров и стал его знаменитый памфлет «Расин и Шекспир», который стал общепризнанным манифестом реалистического искусства, хотя термина «реализм» как такового в то время еще не существовало. В сущности, Стендаль в своем памфлете называет «романтизмом» формирующееся реалистическое направление. Главный тезис Стендаля заключается в том, что истинный художник обязан стать исследователем жизни. Вскрывая сложную взаимосвязь автора памфлета с романтиками, необходимо прежде всего отметить общность, выразившуюся в их критическом отношении к классицизму. Французские романтики объединились вокруг В. Гюго, ставшего их главным теоретиком, в борьбе против эпигонского классицизма. Сторонники классицизма заявляли о наследовании традиций Расина и декларировали незыблемость эстетических канонов классицизма 17 века. Стендаль также доказывает несостоятельность главной эстетической по­сылки своих литературных противников. Развивая мысли об «идеале прекрасного», впервые высказанные в «Истории живописи в Италии», он утверждает, что искусство эволюционирует вместе с обществом и изменением его эстетических запросов. Сегодняшней Франции, доказывается в памфлете, более созвучна поэтика Шекспира — автора исторических хроник и трагедий, явля­ющая собою полную противоположность театру Расина с его утончен­ными героями и камерными переживаниями. Для Стендаля Расин не классицист, а романтик, приравниваемый в своем историческом значении к Шекспиру, которого он также считает романтиком. Так выявляется специфика термина «романтизм» в интер­претации Стендаля ( «Романтизм — это искусство давать народам литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наивысшее наслаждение... все великие писатели были в свое время романтиками. А классики — это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе»). Поэтому романтизм для Стендаля не столько определенная эстетическая система, сколько творческий принцип, предполагающий созвучность произведения эпо­хе, его породившей. Это и есть главный принцип, позволивший Стендалю объединить имена Расина и Шекспира.

Одно из самых значительных достижений романтиков по праву усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности в познании внутреннего мира человека. В художественном творчестве Стендаля также обнаруживается совершенно иной подход к изображению человека, его сложного внутреннего мира. Особые открытия в этом направлении предстояли именно Стендалю, который, опираясь на опыт совре­менных ему естественных наук, медицины (в частности, психиатрии), внутренний мир человека представит в динамике, обусловленной активным воздействием на личность среды.

С именем Стендаля мы прочно связываем понятие о психологическом анализе, сложном художественном явлении, когда в арсенале изобразительных средств каждого автора появляется множество индивидуальных характеристик, направленных на более глубокое проникновение в сложный внутренний мир своих персонажей. К ним можно отнести обширные внутренние монологи героев, сны, обмороки героев, работу подсознания, сложные портретные характеристики в их психологической функции и многое другое. Для более глубокого понимания специфики художественного психологизма 19 века, студентам можно рекомендовать дополнительную научную литературу по данной теме.

В программу курса включены романы Стендаля «Красное и черное», «Пармская обитель», новеллы и итальянские хроники. При прочтении романов Стендаля следует обратить внимание на символику цвета, на игру светотени, на роль художественного пространства в прозе Стендаля. Новеллы Стендаля дают возможность глубже проникнуть в замысел автора при разработке теории национального характера.

Другим выдающимся автором Франции этой эпохи стал —1870), ученик и соратник Стендаля. С именем Мериме связана его попытка обновить драматургическую систему, господствующую во Франции в то время. Здесь студенту предлагается обратить особое внимание на «Театр Клары Газуль» (1825), где можно найти мотивы, созвучные идеям Стендаля, представленным в памфлете «Расин и Шекспир». «Театр Клары Гасуль» П. Мериме был направлен на разрушение канонов классицизма и утверждение новых принципов искусства. Важно отметить, что молодой Мериме, включившийся в романтическое движение, избрал наиболее сложный путь для осуществления своих новаторских замыслов, путь драматурга, в то время как первые французские романтики пока еще разрабатывали прозаические жанры, мало инте­ресовавшие классицистов. «Театр Клары Гасуль» - произведение, доказывающие, что писа­тель может и должен творить свободно, не ориентируясь при этом ни на какие нормы. Свобода творчества определила и мистификацию: авторство пьес «Театра» было приписано никогда не суще­ствовавшей испанской актрисе Кларе Гасуль.

Особое место в творчестве Мериме занимает его роман «Хроника времен Карла IX». Именно своеобразная композиция романа позволяет назвать его исторической хроникой. Студенту нужно познакомиться с событиями Варфоломеевской ночи, ставшими исторической основой романа. Знакомство с ними позволит вникнуть в замысел автора, понять, в чем заключается авторский принцип историзма, воплощенный в романе. Определенную помощь в этом направлении окажет студентам предисловие к роману самого автора, которое, как правило, студенты оставляют без внимания. Свою основную задачу писатель видит в том, чтобы правдиво показать частную жизнь людей прошлого, создать «подлинную картину нравов и характеров данной эпохи», опираясь при этом на «анекдот», т. е. на документальные свидетельства современников, запечатлевшие в выразительных деталях облик и жизнедеятельность людей минувших эпох. В своих рассуждениях и наблюдениях над различными нравст­венными критериями, зависящими прежде всего от состояния циви­лизации, писатель далеко уходит от романтической интерпретации нравов. Трагические события Варфоломеевской ночи автор романа объясняет религиозным фанатизмом, опасность которого как, впрочем, и фанатизма любого другого рода, для него очевидна. Вся страна поделена на гугенотов и католиков, религиозные страсти которых выглядят про­тивоестественно по сравнению с естественным течением человеческих чувств. Особенно ощутима трагедия любви Бернара де Мержи и Дианы де Тюржи, которая фанатично пытается обратить своего возлюблен­ного гугенота в католичество и даже готова в случае неудачи своего замысла пожертвовать его жизнью. Разные религии разделяют и нежно любящих друг друга братьев де Мержи, гугенота Бернара и католика Жоржа, главных героев романа. Трагическая сущность безумств граж­данской войны подчеркивается сценой, в которой от руки Бернара защищавшего оплот гугенотов Ла-Рошель, погибает Жорж. Умираю­щий говорит, что он не первый француз, убитый братом. Судьба Жоржа и Бернара символизирует братоубийственный характер смуты, главным виновником которой, по убеждению Мериме, является церковь.

Значительное место в творчестве Мериме занимает новелла, развитию которой посвящает свое мастерство автор в 30-40-е годы. В программу включены новеллы, дающие наиболее обширное представление о развитии малого жанра в творчестве писателя.

Творчество   можно назвать вершиной развития реалистического метода во французской литературе. Студентам-заочникам предлагается довольно обширный список произведений Бальзака, что прежде всего определено замыслом и структурой «Человеческой комедии». В рамках данного методического пособия невозможно дать системный анализ произведений писателя, поэтому автор-составитель пособия рекомендует студентам обратиться к учебно-методическим материалам, составленным непосредственно по творчеству французского романиста (см. Методические материалы по курсу «История французской литературы. Творчество О. де Бальзака». УПЛ РГУ, 2006 г.).

Студенту необходимо внимательно прочитать предисловие Бальзака к эпопее, где автор восходит к истокам своего замысла. Произведения, подобного «Человеческой комедии», мировая лите­ратура еще не знала. Это понимает и сам Бальзак: «Запасшись осно­вательным терпением и мужеством, я, быть может, доведу до конца книгу о Франции девятнадцатого века, книгу, на отсутствие которой мы все сетуем и какой, к сожалению, не оставили нам о своей цивилизации ни Рим, ни Афины, ни Тир, ни Мемфис, ни Персия, ни Индия».

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исход­ным принципом объявляет объективность: «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Однако творец «Человеческой комедии» - не бесприст­растный «копиист нравов». Суть писателя,- подчеркивает он в предис­ловии «Человеческой комедии», — то, что его делает писателем и, не побоюсь... сказать, делает равным государственному деятелю, а быть может, и выше его, — это определенное мнение о человеческих делах, полная преданность принципам». Вот почему можно и должно говорить о строгой концептуальности великого создания Бальзака. Суть ее определяется уже к 1834 г., хотя и будет претерпевать изменения по мере эволюции мировоззрения и эстетических принципов художника. Согласно плану 1834 г. эпопея включает три больших раздела:

- «Этюды нравов», в которых Бальзак на­мерен изобразить все социальные явления, так что ни одна жизненная ситуация... ни один характер... ни один уклад жизни... ни один из слоев общества, ни одна французская провинция, ничто из того, что отно­сится... к политике, правосудию, войне, не будет позабыто. «Здесь, — подчеркивает Бальзак, — не найдут себе места вымышленные факты, ибо будет описано лишь то, что происходит повсюду»;

«Философские этюды», ибо после следствий надо показать причины, после «обозрения общества» надо «вынести ему приговор»;

- «Аналитические этюды», где должны быть определены на­чала вещей. «Нравы, — заключает Бальзак, — это спектакль, причины — это кулисы и механизмы сцены. Начала — это автор... по мере того, как произведение достигает высот мысли, оно, словно спираль, сжи­мается и уплотняется. Если для «Этюдов» нравов потребуется двадцать четыре тома, то для «Философских этюдов» нужно будет всего пятнад­цать томов, а для «Аналитических этюдов» — лишь девять».

Бальзак всегда интересовался достижениями современного естествознания и рождение замысла «Человече­ской комедии» связал с научными открытиями Жоффруа де Сент-Илера (система единства организмов), что способствовало становлению его собственной системы. Многоликий и многомерный мир «Человеческой комедии» и будет являть собою бальзаковскую систему единства организмов, в котором все взаимосвязано и взаимообуслов­лено.

Крупнейшим представителем французской литературы второй половины 19 века является Гюстав Флобер (1821—1880). «натурализма», представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. Эстетические взгляды Флобера должны стать предметом наиболее пристального внимания студентов. В эстетике Флобера определяющим станет устранение субъективного ав­торского начала и перевоплощение, вживание писателя в создаваемый им характер. Путь познания действительности для художника — в пантеистическом слиянии с миром. Нужно «перестать быть собою, но жить в каждом существе, создаваемом тобою». «Необходимо усилием воображения поставить себя на место персонажей, а не подтягивать их к себе. В этом должен заключаться метод», - настаивает Флобер.

В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу», как неоднократно говорил Э. Золя. Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Однако его требовательность — не причуда эстета. Убежденный в нерасторжимом двуединстве формы и содержания, Флобер подчерки­вает: «Сама по себе закругленность фразы ничего не стоит, а все дело в том, чтобы хорошо писать», потому что хорошо писать значит одновременно «хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выра­жать». Для Флобера «стиль - это способ мыслить», язык - основа, первоэлемент художественной формы, неотделимой от самой сути произведения: «Форма - сама суть мысли, как мысль - душа формы, ее жизнь». По рассказам современников, Флобер прилагал поистине «нечеловеческие усилия» в поисках единственно нужных ему слов для точного выражения истин, открываемых в жизни.

­бенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии па­фос и направленность всего его творчества, может быть выражена словами самого писателя: «Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы ко всему высокому!»… «Две вещи поддерживают меня - любовь к Литературе и ненависть к Буржуа». Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера, — роман «Мадам Бовари» (1856), кото­рому писатель отдает пять лет напряженного труда. «Провинциальные нравы» - таков подзаголовок романа. При изучении романа «Мадам Бовари» студенту необходимо обратить внимание на своеобразие художественного метода автора, которое проявилось в построении системы персонажей, в особом повествовательном фоне, в специальной манере детализирования. Роман Флобера после первых публикаций был подвергнут суду «нравственности», автора романа обвинили в поэтизации адюльтера. Но показавшуюся обывателям банальной историю семейного адюльтера Флобер поднимает на высочайший уровень правдивого аналитического ис­кусства, придает ей неожиданную идейно-философ­скую глубину и подлинную эстетическую значимость. Эмма Бовари раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею.

При анализе образа Эммы студентам необходимо обратить внимание на внутренние противоречия героини. Неприятие обывательского бытия, стремление вырваться из него, вера в силу великой любви заставляют Эмму совершать одну ошибку за другой: вначале это брак с Шарлем, затем отношения с Родольфом и наконец с Леоном. В Родольфе и Леоне она искала созданный ею же самой идеал прекрасного возлюбленного, и именно они стали представителями «мира цвета плесени», против которого восставал автор романа. В поисках иллюзорного счастья Эмма не увидела в муже человека, способного на глубокую любовь, нежного и преданного. Жалея свою героиню, Флобер вместе с тем строго судит ее. В этом отношении показательны сцена предсмертной агонии и смерти Эммы, которые резко контрастируют со сценой смерти Шарля. Впоследствии сам автор признается, что «слишком жестоко обошелся» со своей героиней.

Беспрецедентный суд на романом «Мадам Бовари» и его автором заставили Флобера с удвоенной энергией взяться за разработку нового сюжета, и это был сюжет романа «Саламбо», поистине уникальное произведение как с точки зрения воплощенного в нем принципа историзма, так и своеобразного художественного метода. Уже в марте 1857 г. Флобер погружается в мир Древнего Востока, штудируя многочисленные фолианты, посвященные Карфагену. Сбывается наконец давняя мечта художника «писать большие и роскошные вещи... работать над привольным и чистым сюжетом».

Франция во второй половине XIX – начале ХХ века определяла общее направление развития европейской культуры. Именно во французской литературе, живописи намечаются тенденции, которые скоро станут ведущими во всей европейской культуре. Во Франции зарождаются художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм), которые впоследствии получают мировое признание.

На развитие литературы рубежа веков оказали влияние идеи позитивизма (идеи О. Конта), эстетика И. Тэна (теория «трех факторов»), теория экспериментальной медицины К. Бернара («Введение в экспериментальную медицину» 1865 года окажет влияние на формирование натуралистической эстетики Э. Золя). Натурализм получает широкое распространение в 70-80-е годы. Для становления натуралистической эстетики большое значение имели теоретические работы Э. Золя.

Эдмон де Гонкур (1822-1896) , Жюль де Гонкур (1830-1870). Роман Э. и Ж. де Гонкур «Жермини Ласерте» (1864) по праву считается художественным манифестом французского натурализма (сами авторы в предисловии назвали его «клиническим анализом любви»). Студентам также рекомендуется для прочтения роман Э. де Гонкур «Актриса Фостен» (1881), где утверждается натуралистическая идея творчества. «Дневник» (1851-1895) братьев Гонкур – важнейший источник для изучения литературной ситуации конца столетия. Студентам будет полезно ознакомиться с характеристиками В. Гюго, Т. Готье, Г. де Мопассана. «Дневник» может помочь студентам проследить эволюцию французской прозы второй половины XIX столетия. «Дневник» также является образцом литературного импрессионизма.

Приступая к изучению творчества Э. Золя, студентам рекомендуется изучить теоретические работы писателя («Экспериментальный роман», «Романисты – натуралисты», «Натурализм в театре», «Экран»), который стал не только крупнейшим художником, но и теоретиком натурализма. Студентам необходимо ознакомиться с общей концепцией 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципами работы писателя над ним. Программа курса содержит следующие романы Э. Золя: «Тереза Ракен» (обратите внимание на предисловие автора к роману), «Карьера Ругонов», «Творчество».

Творчество Э. Золя как литературного и художественного критика несомненно привлечет студентов. Статьи Э. Золя о Стендале, Бальзаке, Флобере, братьях Гонкур, художниках-импрессионистах расширят представление студентов и о творчестве отдельных авторов, и о литературном процессе в общем. Автор-составитель данных методических указаний рекомендует студентам-заочникам обратиться к пособию «История французской литературы. Творчество Э. Золя» (УПЛ РГУ, 2006 г.).

Г. де Мопассан (1850-1893). Творчество Г. де Мопассана является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Эстетические принципы Мопассана, которые помогут студентам правильно сориентироваться в специфике мировоззрения автора, в особенностях его творческой манеры, изложены им в предисловии к роману «Пьер и Жан».

«Жизнь» (1883) и целого ряда новелл Мопассана из разных сборников, что позволяет решить проблему тематической классификации новелл, а также определить особенности художественного метода Мопассана-новеллиста. Анализируя роман «Жизнь», студентам необходимо подойти к нему с точки зрения традиций реализма XIX века и авторского новаторства. Роман, который считают «явно натуралистическим», несет в себе практически все черты классического реализма XIX века (описание обстановки, функция пейзажа, особенности портрета, функция детали, социально-психологическая мотивировка действий персонажей).

Мопассан-новелист – автор около 400 новелл, которые несомненно обогатили традиционный для французской литературы жанр. Новеллы объединены в 16 сборников, они исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям.

Студенты могут дополнительно ознакомиться и с романом Мопассана «Пьер и Жан» (1887) («психологический этюд», по словам автора). Предисловие к роману очень важно для понимания эволюции автора. Новаторство Мопассана в романе проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни героя. Показателен для творчества Мопассана последнего периода и лирический дневник плавания по Средиземному морю «На воде» (1888), для которого характерно свободное выражение субъективных эмоций. Более широкое представление о творчестве Мопассана-новеллиста, о публицистическом наследии писателя студенты-заочники могут получить, обратившись к пособию «История французской литературы. Творчество Мопассана -новеллиста» (УПЛ РГУ, 2006).

Символизм во французской литературе рубежа веков представлен в программе курса творчеством  А. Рембо (1854-1891), П. Верлена (1844-1896), С. Малларме (1842-1898). со статьями Ш. Бодлера об искусстве («Салон 1846 года», «Поэт современной жизни»). В поэзии первого поколения французских символистов (Рембо, Верлен, Малларме) прослеживается модификация бодлеровского творческого начала. Для понимания специфики символизма рекомендуется обратиться к манифестам поэтического символизма Мореаса и Малларме, а также к книге А. Белого «Символизм как миропонимание».

С. Малларме (1842-1898) – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. Ранние стихи Малларме отмечены влиянием парнасцев и Бодлера («Послеполуденный отдых фавна» (1865-1866). Этому произведению свойственно сочетание символа и аллегории. Характерны для поэзии Малларме и импрессионистические искания (сонет «Кружево»). Своеобразно, в характерной для Малларме ассоциативной манере представлены в его поэзии новозаветные эпизоды («Иродиада»). В целом ряде стихотворений Малларме вырисовывается образ Э. По, творчеством которого поэт был увлечен и который оказал на него значительное влияние.

А. Рембо (1854-1891) считают заложившим основы французского символизма. Его творчество генетически восходит к поэтическим исканиям Ш. Бодлера. Одним из ведущих творческих принципов является требование от поэта «ясновидения» (Из письма 1871 г.: «…я говорю, надо стать ясновидцем… Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия… он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»).

«Пьяный корабль» и «Гласные». Поэзии А. Рембо свойственна метафоричность, необычайный внутренний динамизм, особенный импрессионистический антропоморфизм. Эволюцию художественных принципов А. Рембо можно проследить, если последовательно анализировать сонет «Гласные», «Последние стихотворения» (1872) и «Озарения» (1872-1873) А. Рембо во многом предвосхитил поэзию ХХ века (его самого называют «преждевременным ребенком ХХ столетия»).

П. Верлен (1844-1896). ознакомиться с биографией П. Верлена, чтобы увидеть, насколько глубоки в его поэзии «личные мотивы». Собственно поэтическая деятельность П. Верлена начинается в 1866 году сборником «Сатурновы стихи», который по праву считался предтечей импрессионистической лирики поэта («Осенняя песня»). Субъективный психологизированный пейзаж, глубокое интуитивное «вчувствование» в действительность, пластичность и гармония – вот характерные особенности верленовского стиха. П. Верлен из всех поэтов-символистов наиболее глубоко воспринял импрессионизм. Эстетические принципы Верлена-импрессиониста облечены в поэтическую форму стихотворения «Поэтическое искусство» (1874).

Студентам необходимо тщательно проанализировать стихотворения для того, чтобы тоньше воспринять особенности верленовской импрессионистической стилистики. Сборник «Песни без слов» (1874) – практическая реализация импрессионистических установок Верлена. Здесь можно говорить о своеобразном «импрессионистическом» пейзаже души поэта.

В течение длительного времени Роллан читает лекции по истории искусств в Сорбонне, в 1896 году защищает две диссертации: «История происхождения оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Заметным явлением в теории музыки станут статьи Р. Роллана «Музыканты наших дней» (1908), «Музыканты прошлого» (1908), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1927-1945).

«Героические жизни» («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911). Несомненная органическая связь существует между ними и романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).

Анализируя роман, студентам необходимо уделить особенное внимание специфике роллановского психологизма. Роллан заостряет внимание читателя на непрерывном развитии и углублении внутреннего мира своего героя. Сюжетная линия в романе движется не от события к событию, а от одного периода внутренней жизни к другому (Е. Евнина).

При работе над романом студентам необходимо проследить все этапы духовной, творческой эволюции Жана-Кристофа, изображенной на широком общественном фоне. В этом студентам поможет дополнительная научная литература. Некоторую помощь в овладении творческим наследием Р. Роллана студентам окажет пособие «История французской литературы. Творчество Р. Роллана» (УПЛ РГУ, 2006).