Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков

Общая характеристика литературного

процесса рубежа XIX-ХХ веков

Приступая к изучению специфики развития зарубежных литератур рубежа веков, студентам необходимо понять, что, несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский). Перечень трудов вышеуказанных философов студент найдет в прилагаемой библиографии. Студенты, желающие получить более широкое представление о специфике эпохи , могут дополнительно ознакомиться с этими трудами.

Работая над курсом зарубежных литератур данного периода, студентам будет небесполезно возобновить в памяти основные положения поистине эпохального труда А. Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказавшего влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). При этом студенты должны учитывать, что в своих воззрениях А. Шопенгауэр шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом. Здесь студенту можно вновь обратиться к кантовской «Критике способности суждения», исследующей категории «прекрасного» и «возвышенного», а также проблемы «гения» (художника).

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886) наложат отпечаток на творчество Дж. Лондона. Более подробные указания студент найдет в соответствующих разделах пособия.

Для наиболее полного постижения специфики литературно-художественного мира рубежа веков студентам нужно познакомиться с учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Студентам нужно заострить внимание именно на таком определении декаданса, уяснить, что это не направление, не метод, не стиль, а определенное мировосприятие. Главную причину «декаданса», в частности, Ницше усматривает в христианстве («Веселая наука», 1882).

В работе над курсом студенту необходимо четко разграничивать понятия «декаданс» и «модернизм». Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство». (Э. Ховардсхолм. Модернизм: исследование понятия в историко-философском плане //Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986. С. 460).

Для более глубокого восприятия специфики эпохи, для уяснения соответствия понятий «декаданс» и «модернизм» студентам рекомендуется обратиться к следующим материалам:

Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., 1980. С. 202.

Зверев А. М. Модернизм//Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 225.

Дорошевич А. Н. Авангардизм// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 9.

Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ в. - М., 1988.

Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм, импрессионизм, символизм и соотношение между ними главная задача, которую должен поставить перед собой студент, желающий полнее разобраться в противоречивом взаимодействии этих явлений в литературе рубежа веков. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов. Как метод натурализм проявлял себя и в предыдущие эпохи. В связи с этим можно говорить о «натуралистических чертах» в творчестве многих авторов: от античных до современных. Как литературное направление натурализм складывается во второй половине XIX в. Основные принципы натурализма разработаны Э. Золя и изложены им в работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881), «Романисты – натуралисты» (1881), «Что мне ненавистно» (1866). Студенты могут дополнительно ознакомится с этими трудами, а также с работами И. Тэна, французского философа и литературоведа, сыгравшего большую роль в становлении натуралистической эстетики («История английской литературы». Введение; «Философия искусства»).

основоположником позитивизма является Огюст Конт (1798-1857), представитель первой, классической формы позитивизма. Наряду с ним можно назвать имена Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Маха (1838-1916). (О. Вальцель, Р. Гаман) рассматривается как философская основа литературного импрессионизма. Опираясь на воззрения позитивистов, видевших источник подлинных знаний в конкретных науках, признававших лишь чистое описание фактов, отрицавших философское исследование, изучая достижения современной биологии, медицины, натуралисты (Ч. Дарвин, К. Бернар) проецировали законы природы на социальную жизнь. Главное внимание уделялось точному описанию во всех подробностях, практически исключался отбор фактов, типизация, вымысел, субъективизм. Писатели-натуралисты выступали за полное самоустранение автора из произведения (Э. Золя утверждал, что «писатель-натуралист, как и ученый, никогда не присутствует в своем произведении»). Решающее значение для натуралистов приобретало понятие «среда». «История английской литературы». Введение; Э. Золя «Экспериментальный роман», Э. Золя Предисловие к роману «Тереза Ракен»).

Другим заметным явлением литературного процесса рубежа веков является импрессионизм. Если импрессионизм в живописи – это уже устоявшееся явление, то к пониманию литературного импрессионизма возможны различные подходы (импрессионизм 1870-80-х гг. как самостоятельный метод; импрессионизм – промежуточное явление между натурализмом и символизмом; импрессионизм – неотъемлемая черта символистского стиля; импрессионизм – основная поэтика всей прозы рубежа веков). Если натуралисты требовали точного воспроизведения факта, то импрессионисты буквально возводили в культ отражение вызванного тем или иным фактом впечатления. Импрессионистические тенденции как свойство стиля можно обнаружить в творчестве многих западноевропейских и русских художников слова (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, Э. Золя, братья Э. И Ж. де Гонкур, О. Уайльд, М. Пруст, Гюисманс Ж. -К., Р. М. Рильке, Г. фон Гофмансталь, В. Гаршин,И. А. Бунин, А. П. Чехов, Е. Гуро, Б. Зайцев). Студентам предлагается обширный список литературы, позволяющий ближе познакомиться с особенностями поэтики импрессионизма, его философскими основами.

Практически одновременно с импрессионизмом начиная с 60-х гг. XIX века развивается . Художественная практика символизма несколько опережает эстетическо-теоретические положения (начало 70-х годов – обоснована теория «ясновиденья» А. Рембо; 1882-83 – «Искусство поэзии» П. Верлена; очерки П. Верлена «Проклятые поэты»; «Манифест символизма» Ж. Мореаса). Для овладения особенностями символистской концепции искусства студентам предлагается обратиться к учению Платона о противопоставлении «мира идей» и «мира вещей». Литературный символизм – центральное творческое явление рубежа веков. Основную задачу искусства символисты усматривали в постижении «мира идей», выраженных символиста ми (. словарь. С. 378). Интересный материал содержится в работе А. Белого «Символизм как миропонимание. М., 1994.

Взаимопроникновение различных стилей в литературе рубежа веков – явление обычное. Так, многие исследователи сближают символизм и импрессионизм. Импрессионистические тенденции проявляются во французской поэзии символизма (импрессионистический антропоморфизм, изобилие подтекстов, сосредоточенность на оттенках и нюансах мыслей, чувств и настроений, многоплановость образной структуры). Импрессионизм и символизм в значительной мере восходят к романтизму. Студентам необходимо это учитывать, изучая особенности поэтики как символизма, так и импрессионизма.

Во второй половин XIX – начале ХХ вв. получает дальнейшее развитие романтизм (позднее творчество В. Гюго) и как генетический с ним связанный формируется неоромантизм. «неоромантизм» разработано недостаточно. В самостоятельное направление неоромантизм не складывается, но студентам необходимо научиться выделять неоромантические тенденции в творчестве авторов рубежа веков (Р. Киплинг, Дж. Конрад, Дж. Лондон, отдельные произведения К. Гамсуна, Р. Роллана). Неоромантизм сближается с романтизмом как в тематическом, так и в изобразительно-стилевом планах. Характерными чертами неоромантизма, достигшего кульминации в 90-е годы XIX века исследователи считают следующие: неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая и часто одинокая, побуждаемая к деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного, выразительного над описательным; активное обращение к фантастике, гротеску, экзотике.

Особенного внимания в литературе рубежа веков заслуживает эстетизм, наиболее полно выразившийся в английской литературном процессе. Своеобразной художественной иллюстрацией английского эстетизма может считаться творчество О. Уайльда. Студентам, желающим расширить объем знаний по этому вопросу, может быть предложена библиография по этому вопросу.

Большинство писателей и поэтов рубежа веков синтезировали в своих произведениях различные художественные методы (П. Верлен – символизм и импрессионизм, братья Гонкуры и Ж. -К. Гюисманс – натурализм и импрессионизм, М. Метерлинк – символизм и романтизм, в творчестве Э. Золя мы обнаруживаем сложный синтез реалистических, натуралистических и импрессионистических тенденций).

– начале ХХ вв. дальнейшее развитие получает реализм. Интенсивность его развития в разных странах неоднородна. Во Франции он в своей классической форме сложился уже в 30-е – 40-е годы (Стендаль, Бальзак), в Англии (40-е – 60-е). В других европейских странах это происходит в 60-70-е годы и в более позднее время. Реализм рубежа веков всецело сориентирован на художественные искания эпохи. Он становится богаче в жанрово-стилевом отношении, появляются новые формы изображения действительности. На рубеже веков социально-бытовое начало начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.

В реалистической прозе рубежа веков особое значение приобретают масштабные, монументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Современная история» А. Франса, «Ругон-Маккары» Э. Золя, «Сага о Форсайтах» и «Современая история» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна). Рубеж веков породил и многообразие романных форм: социально-психологический (Т. Манн, Г. де Мопассан, , Р. Роллан), исторический (М. Твен, А. Франс), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драйзер), научно-фантастический (Г. Уэллс), социально-утопический (А. Франс, Г. Уэллс), сатирический (Г. Манн) и др. Конкретное определение формы того или иного романа представляются затруднительным, так как каждому из них присущи качества различных жанровых модификаций.

В связи с возрастанием в художественной литературе публицистического элемента студентам предлагается ознакомиться с публицистическими произведениями ряда авторов (Б. Шоу, Т. Манн, Э. Золя, О. Уайльд, Т. Гарди, А. Франс). Это поможет студентам получить наиболее полное представление об их художественном творчестве.

время связывают понятие «новая драма». Драматурги рубежа века – это и теоретики театрального дела, экспериментаторы и новаторы в области драматургического искусства. Студентам предлагается ознакомиться с рядом пьес вышеуказанных драматургов, чтобы получить представление об особенностях их художественного метода.