Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Норвежская литература

Норвежская литература

Норвежская литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством Г. Ибсена и К. Гамсуна.

Г. Ибсен (1828-1906) оказался последним представителем старой театральной системы и провозвестником новых драматических форм. В литературу Г. Ибсен вошел как поэт, но всемирную известность ему принесла драматургия. Драматургию Г. Ибсена, его неповторимую творческую манеру во многом обусловило трепетное отношение к прошлому Норвегии, ее национальной истории, фольклору.

Студентам предлагается ознакомиться с пьесами Г. Ибсена «Привидения», «Кукольный дом». Пьесы «Привидения» (1881) и «Кукольный дом» (1879) стали наряду с другими («Столпы общества», 1877; «Враг народа», 1882) выражением творческой эволюции драматурга. Драмы «Кукольный дом» и «Привидения» исследователи относят к циклу «семейных драм» Г. Ибсена. Актуальные проблемы современности, постановка «женского» вопроса, заострение внимания на «биологическом факторе» («Привидения») обусловили пьесам Ибсена непреходящий успех. Характерным для драматургии Ибсена является прием «дискуссии», прием раскрытия «тайны» героя. «Кукольный дом», по мнению исследователей, «положил начало «новой драме». Пьесам Г. Ибсена свойственно интеллектуально-аналитическое начало, раскрытие общего через частное, органичное проникновение в реальное положение вещей.

Студентам предлагается для ознакомления книга Б. Шоу «Квинтэссенция ибсенизма», а также материал о восприятии творчества Г. Ибсена в России (Чехов, Мережковский, Блок, Анненский, Белый). Плодотворной, на наш взгляд, является параллель Ибсен и Ницше. По данной теме могут быть подготовлены рефераты и доклады. Соответствующие рекомендации студент найдет в лекциях и прилагаемой библиографии.

Кнут Гамсун (Кнут Педерсен, 1859-1952) тенденции. В программу курса включены романы «Голод» (1890) и «Пан» (1894). Студенты, желающие расширить свое представление о творческой манере К. Гамсуна, особенностях его психологизма, могут ознакомиться с романами «Мистерии» (1892) и «Виктория» (1898). Психологизм Гамсуна лишен устойчивых реалистических традиций, характеризуется тончайшим проникновением в неизведанные области человеческой души, в область подсознательного. Концентрация внимания на субъективных ощущениях героя, на скрупулезном анализе самых сокровенных чувств, буквальное «препарирование» этих чувств, материализация душевных движений позволяют сказать, что в сфере психологического анализа Гамсун тяготеет к романтикам с их тяготением к стихийному и бессознательному, не поддающемуся контролю разума.

Одним из интереснейших аспектов изучения наследия К. Гамсуна является проблема влияния русской литературы на творчество норвежского писателя. Здесь прежде всего необходимо говорить о Ф. М. Достоевском и И. С. Тургеневе. С И. Тургеневым К. Гамсуна сближает романтика любви и тончайшее чувство природы, с Достоевским – глубокий психологизм, интерес к изломам, темным и болезненным импульсам человеческой души, известный иррационализм и немотивированность поступков его героев.