Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Немецкая литература

Немецкая литература

Приступая к изучению немецкой литературы соответствующего периода, студентам следует обратиться к рекомендуемым учебникам истории для ознакомления с общественно-политической ситуацией в стране. Возникновение Германской империи во многом предопределило своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии. Вена и Прага становятся культурными и литературными центрами не только империи, но и всей Европы.

Знаковой фигурой в культуре Западной Европы рубежа веков становится Р. Вагнер. Студентам будет полезно узнать о восприятии творчества Вагнера немецкими и западноевропейскими писателями рубежа веков. Вагнеровская интерпретация мифа, представление о синтетическом искусстве, поэтика лейтмотивов, образы любви и смерти – вот далеко не полный ряд аспектов творчества Вагнера, нашедших воплощение в творчестве писателей и поэтов.

Одним из ключевых звеньев в эволюции немецкой и западноевропейской литературы рубежа веков является творчество Ф. Ницше (1844-1900). Его личность, творчество оказали огромное влияние на духовную жизнь Европы. Мировоззрение Ницше воплотилось в работах «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки идолов» (1888) и др. Данные работы включены в дополнительный список литературы и предназначены для студентов, желающих расширить свое представление о творчестве Ф. Ницше.

Студенты могут ознакомиться с этими работами, а также с работами Т. Манна и С. Цвейга, посвященными великому немецкому философу. Поистине уникальна блестящая художественная манера Ницше. По его же словам, «по сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Ницше одним из первых запечатлел характерное для рубежа веков ощущение «великого внутреннего распада и упадка». Он, по сути, нашел идеологическую основу «декаданса». Правомерно также говорить об «образе декаданса» в творчестве Ницше и его историческом, социальном и религиозном аспектах.

В немецкой литературе рубежа веков важное место занял натурализм, который развивался в 80-90-е годы. Его становление проходило под влиянием русской, скандинавской и французской литератур. Студентам предлагается ознакомиться со спецификой немецкого натуралистического театра на основе анализа творчества Герхарта Гауптмана (1862-1946). По словам Б. Брехта, «история нового театра ведет свое начало от натурализма». Обширен диапазон литературных влияний на Гауптмана: Шекспир и Гете, Тургенев и Достоевский, Ибсен и Толстой.

В программу курса включена пьеса «Перед восходом солнца» (1889). «Истоки моего творчества восходят к Толстому… моя драма «Перед восходом солнца» возникла под воздействием «Власти тьмы», ее своеобразной, смелой трагедийности». Пьеса «Перед восходом солнца» положила начало развитию темы распада связей между близкими людьми, духовной изолированности человека, которая получит свое дальнейшее воплощение в социально-психологических драмах «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие». Г. Гауптман – лауреат Нобелевской премии в области литературы 1912 года.

Творчество Г. Манна (1871-1950) представлено в программе курса трилогиями «Богини» («Диана», «Минерва», «Венера», 1903 и «Империя», романом «Учитель Гнус», 1905). Студентам предлагается полностью ознакомиться с трилогией «Богини» и одним из романов «Империи» – «Верноподданный» (1914). В качестве дополнительного материала, позволяющего студентам расширить свое представление о творчестве Г. Манна, предлагаются наиболее значительные публицистические работы Г. Манна, созданные до I Мировой войны, - эссе «Флобер и Жорж Санд» (1905), статьи «Вольтер и Гете» (1910), «Золя» (1915).

Творчество Т. Манна (1875-1955)  «Будденброки» и новеллами соответствующего периода.

Анализируя ранние новеллы Т. Манна, студентам следует обратить внимание на особенности манновского психологизма, проявившегося в скрупулезном анализе внутреннего мира своих героев. Новеллы (1896-99 гг.) посвящены в основном зарисовке и анализу того или иного состояния человека. («Разочарование», 1896; «Паяц», 1897; «Маленький господин Фридеман», 1897; «Луизхен», 1897; «Тобиас Миндерникель», 1897; «Платяной шкаф», 1899; «Смерть», 1897; «Дорога на кладбище»).

Очевидно влияние на раннего Т. Манна идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (новеллы «Воля к счастью» и «Смерть»).

«Тристан» (1902), «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1913). Новелла «Тристан» – это вагнеровская интерпретация легенды о Тристане и Изольде в ее литературном изложении. Тема взаимоотношений искусства и жизни воплощена в новелле «Тонио Крегер». Несомненна внутренняя связь между новеллой и романом «Будденброки» (1901) (Тонио – Ганно Будденброк). Новеллу можно считать своеобразным творческим манифестом Т. Манна. Новелла «Смерть в Венеции» создана «в защиту искусства, порождаемого чувством и жизнью».

«Доктор Фаустус». Художественная структура романа «Будденброки» традиционна. По мнению исследователей, роман написан в традиционной реалистической манере, близкой к натурализму (Е. Евнина). Это роман – хроника, который сам Т. Манн впоследствии назовет «натуралистическим» (толчком к написанию станет знакомство с романистикой Гонкуров). О близости к натурализму говорит тяготение писателя к детализированному описанию повседневной жизни семьи Будденброков, чрезмерное внимание к физиологическим процессам, факторам наследственности, болезням и т. д.

Студентам необходимо увидеть и отход Т. Манна от описательной натуралистической манеры, связанной с углублением психологизма (образ Томаса Будденброка, Ганно). Анализируя образ Томаса Будденброка, студенты должны отметить его склонность к анализу и обобщению самых тонких своих душевных движений, способность увлекаться сложными философскими системами (А. Шопенгауэр), его тяготение и буквальное слияние с природой.