Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Литература Великобритании

Литература Великобритании

1880-90-е годы совпадают с началом заката викторианской эпохи в английской культуре и литературе. Литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством О. Уайльда, Т. Гарди, Р. Киплинга, Дж. Голсуорси и Б. Шоу.

При работе над курсом студентам предлагается обзорно ознакомиться с творчеством английских прозаиков Джоржа Мередита (1828-1909), Самюэля Батлера (1835-1902), Герберта Уэллса (1866-1946), Р. Л. Стивенсона (1850-1894). Студентам предлагаются темы рефератов по отдельным сторонам творчества этих писателей.

Суть художественного наследия Дж. Мередита определяют реалистические тенденции. В своем творчестве Дж. Мередит наследует традиции Ч. Диккенса и У. Теккерея и одновременно делает шаг к роману нового типа, характеризующегося углубленным психологизмом, метафоричностью стиля, использованием художественной условности.

– создатель жанра фантастического романа. Мировоззрение Г. Уэллса формировалось под влиянием идей Гегеля, Канта, Спенсера, Ницше и Шопенгауэра. Уэллсу, обладавшему самыми обширными научными познаниями, удалось предугадать многие открытия ХХ в. («Освобожденный мир», 1913; «Война в воздухе», 1908).

Р. Л. Стивенсон – основоположник и теоретик английского неоромантизма. Эстетические взгляды Стивенсона изложены в статье «Замечание о реализме». К числу самых известных произведений Стивенсона по сложившейся традиции относят роман «Остров сокровищ» (1883), серию рассказов «Новые тысяча и одна ночь» (1882), состоящую из двух циклов «Клуб самоубийц» и «Алмазы Раджи», повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).

Оскар Уайльд (1854-1900) формировался как литератор под влиянием идей Д. Рескина (1819-1900) и У. Пейтера (1839-1894), лекции которых слушал в Оксфордском университете. С детства он впитал тяготение к атмосфере богемы и аристократической экстравагантности, что позднее найдет отражение в его творчестве.

О. Уайльд входит в литературу в 1881 году сборником «Стихотворений». В этом сборнике отчетливо выражены импрессионистические тенденции. Это объясняется увлеченностью Уайльда живописью французских импрессионистов и тем, что импрессионистическая стилевая манера была свойственна многим поэтам и писателям рубежа веков и разным национальным литературам. (ст. «Утренние впечатления», цикл «Впечатления»).

«Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891).

Для более содержательного анализа творческого наследия О. Уайльда студенты могут ознакомиться с эстетическими взглядами писателя («Замыслы», «De Profundis»).

В 1891 г. был написан философско-символистский роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Анализируя роман, студентам предстоит разобраться в сложной системе образов-символов романа (Дориан, лорд Генри, художник Бэзил, Сибила), а также в соотношении в романе реального и фантастического. Студентам необходимо обратить внимание на особенности фабульного построения романа, на генезис экзотики изобразительных элементов и экзотики невымышленного (элементы неоромантизма).

«Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж»), с попыткой трансформации известных мифологических сюжетов («Саломея», 1883).

Томас Гарди (1840-1928) – блестящий прозаик, тонкий стилист, создатель цикла «романов характера и среды», два из которых по выбору предлагаются студентам для анализа («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», 1891 и «Джуд Незаметный», 1896).

В 1904-1908 гг. Гарди создает эпическую поэму «Династы» (исследователи называют ее «европейской Илиадой») о наполеоновских войнах. Во многом замысел Гарди был осуществлен под влиянием идей Л. Н. Толстого и романа «Война и мир».

лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор значительного количества произведений в различных жанрах. Получивший блестящее образование вначале в Хэрроу, а затем в Оксфорде, Голсуорси впитал в себя лучшие традиции викторианской Англии, стал достойным наследником классического реализма У. Теккерея и Ч. Диккенса, многому научился у Бальзака, Золя, Флобера и Мопассана. Дж. Голсуорси трепетно относился и к великой русской литературе, признавался, что многие лучшие его традиции навеяны творчеством И. Тургенева и Л. Толстого. Влияние Тургенева чувствуется уже в «Вилле Рубейн» (1900), знакомство с которой позволит студентам осознать самобытность Голсуорси, его желание следовать лучшим образцам мировой литературы, а также получить огромное эстетическое удовлетворение от соприкосновения с поистине большой литературой.

Сатирическое начало в творчестве Дж. Голсуорси заявлено в романе «Остров фарисеев» (1904). В 1906 г. выходит роман «Собственник», положивший начало форсайтовскому циклу. Романы «В петле» (1920), «Сдается внаем» (1921) хронологически не входят в рамки данного курса. Эти романы, а также две интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920) стали органическим продолжением знаменитой «Саги о Форсайтах». Позднее была написана «Современная комедия», включившая романы «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня» и две интерлюдии («Идиллия», «Встречи»). В «Сагу о Форсайтах» включаются также трилогия «Последняя глава» и рассказ «Спасение Форсайта».

«Собственник», стоящий у истоков всего цикла и являющийся прекрасным образцом реализма писателя. Студентам нужно обратить внимание на специфику системы персонажей, многолинейность сюжета, использование образов-символов, богатство пейзажных зарисовок.

Имя Бернарда Шоу (1856-1950) связано прежде всего с понятием «новой драмы». Специфика времени требовала проблемной драматургии, нового героя. Школой Шоу стал Г. Ибсен и его «аналитический» театр. В работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) Шоу выразил свое творческое кредо драматурга, а также заявил о себе как блестящий литературный критик. В 1891 году в Лондоне возникает «независимый театр», коллективу которого Б. Шоу предлагает свой первый цикл «Неприятные пьесы». Студентам предстоит познакомиться с двумя из них: «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уорен» (1893-1894). «Пьесы-дискуссии» характеризуются обширными предисловиями и ремарками и другими новаторскими приемами. Искусство Шоу – это искусство максимальной идейной насыщенности.

«Пигмалион» (1912) и «Дом, где разбиваются сердца» (1915)

Редьярд Киплинг (1865-1936), лауреат Нобелевской премии. Киплинг принадлежит к неоромантическому направлению в английской литературе рубежа веков. Студентам предлагается обзорно ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Киплинга, включив в круг чтения стихотворения различных периодов и новелл (сб. «Простые рассказы с гор», 1887; «Три солдата», 1888; «Рикша-призрак и другие рассказы», 1889).

«Свет погас» (1890), развившего весьма популярную на рубеже веков тему судьбы художника.

Джозефа Конрада (Теодор Юзеф Конрад Коженевский, 1857-1924) – стремление к синтезу искусств: живописи, музыки, скульптуры, литературы. Стилевой манере Дж. Конрада свойственны импрессионистические тенденции. В этом сказалось увлечение живописью импрессионистов, поэзией Верлена. Глубоко чтил Дж. Конрад и мастера психологической прозы Г. Джеймса.

Студентам предлагается обзорно ознакомиться с творчеством Конрада. Отдельные аспекты творческого наследия автора могут быть проанализированы в форме докладов и рефератов.