Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Французская литература

Французская литература

Франция во второй половине XIX – начале ХХ века определяла общее направление развития европейской культуры. Именно во французской литературе, живописи намечаются тенденции, которые скоро станут ведущими во всей европейской культуре. Во Франции зарождаются художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм), которые впоследствии получают мировое признание.

На развитие литературы рубежа веков оказали влияние идеи позитивизма (идеи О. Конта), эстетика И. Тэна (теория «трех факторов»), теория экспериментальной медицины К. Бернара. («Введение в экспериментальную медицину» 1865 года окажет влияние на формирование натуралистической эстетики Э. Золя). Натурализм получает широкое распространение в 70-80-е годы. Для становления натуралистической эстетики большое значение имели теоретические работы Э. Золя.

Эдмон де Гонкур (1822-1896) , Жюль де Гонкур (1830-1870). «Жермини Ласерте» (1864) по праву считается художественным манифестом французского натурализма (сами авторы в предисловии назвали его «клиническим анализом любви»). Студентам также рекомендуется для прочтения роман Э. де Гонкур «Актриса Фостен» (1881), где утверждается натуралистическая идея творчества. «Дневник» (1851-1895) братьев Гонкур – важнейший источник для изучения литературной ситуации конца столетия. Студентам будет полезно ознакомиться с характеристиками В. Гюго, Т. Готье, Г. де Мопассана. «Дневник» может помочь студентам проследить эволюцию французской прозы второй половины XIX столетия. «Дневник» также является образцом литературного импрессионизма.

Э. Золя (1840-1902). Приступая к изучению творчества Э. Золя, студентам рекомендуется изучить теоретические работы писателя («Экспериментальный роман», «Романисты – натуралисты», «Натурализм в театре», «Экран»), который стал не только крупнейшим художником, но и теоретиком натурализма. Студентам необходимо ознакомиться с общей концепцией 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципами работы писателя над ним. Программа курса содержит следующие романы Э. Золя: «Тереза Ракен» (обратите внимание на предисловие автора к роману), «Карьера Ругонов», «Творчество».

Творчество Э. Золя как литературного и художественного критика несомненно привлечет студентов. Статьи Э. Золя о Стендале, Бальзаке, Флобере, братьях Гонкур, художниках-импрессионистах расширят представление студентов и о творчестве отдельных авторов, и о литературном процессе в общем.

Г. де Мопассан (1850-1893). Творчество Г. де Мопассана является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Эстетические принципы Мопассана, которые помогут студентам правильно сориентироваться в специфике мировоззрения автора, в особенностях его творческой манеры, изложены им в предисловии к роману «Пьер и Жан».

Программа курса включает анализ романа «Жизнь» (1883) и целого ряда новелл Мопассана из разных сборников, что позволяет решить проблему тематической классификации новелл, а также определить особенности художественного метода Мопассана-новеллиста. Анализируя роман «Жизнь», студентам необходимо подойти к нему с точки зрения традиций реализма XIX века и авторского новаторства. Роман, который считают «явно натуралистическим», несет в себе практически все черты классического реализма XIX века (описание обстановки, функция пейзажа, особенности портрета, функция детали, социально-психологическая мотивировка действий персонажей).

Мопассан-новелист – автор около 400 новелл, которые несомненно обогатили традиционный для французской литературы жанр. Новеллы объединены в 16 сборников, они исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям.

Студенты могут дополнительно ознакомиться и с романом Мопассана «Пьер и Жан» (1887) («психологический этюд», по словам автора). Предисловие к роману очень важно для понимания эволюции автора. Новаторство Мопассана в романе проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни героя. Показателен для творчества Мопассана последнего периода и лирический дневник плавания по Средиземному морю «На воде» (1888), для которого характерно свободное выражение субъективных эмоций.

Знакомство с творчеством поможет студентам еще более расширить свое представление о многообразии литературных тенденций на рубеже веков. Роман «Наоборот» (1884) многие исследователи расценивают как вызов натурализму. В целом роман характеризует импрессионистическое видение мира. Импрессионистическая стилистика характерна и творческой манере автора. Студентам рекомендуется обратиться к монографии Л. Г. Андреева «Импрессионизм» (М., 1980), в которой этот аспект творчества Ж. -К. Гюисманса анализируется достаточно скрупулезно. К особенностям поэтики романа можно отнести и наличие в контексте произведения вставных критических эссе. В такую форму облечены размышления героя о современных литераторах и художниках (Флобере, Золя, братьях Гонкурах, Верлене, Малларме). Роман «Наоборот» оказал влияние на авторов рубежа веков (О. Уайльд).

Символизм во французской литературе рубежа веков представлен в программе курса творчеством авторов: . Отмечая лирический характер французского символизма 1870-1890-х годов, студенты должны научиться разграничивать парнасскую и бодлеровскую традиции в поэзии рубежа веков. Студентам предлагается ознакомиться со статьями Ш. Бодлера об искусстве («Салон 1846 года», «Поэт современной жизни»). В поэзии первого поколения французских символистов (Рембо, Верлен, Малларме) прослеживается модификация бодлеровского творческого начала. Для понимания специфики символизма рекомендуется обратиться к манифестам поэтического символизма Мореаса и Малларме, а также к книге А. Белого «Символизм как миропонимание (М., 1994).

С. Малларме (1842-1898) – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. Ранние стихи Малларме отмечены влиянием парнасцев и Бодлера («Послеполуденный отдых фавна» (1865-1866). Этому произведению свойственно сочетание символа и аллегории. Харктерны для поэзии Малларме и импрессионистические искания (сонет «Кружево»). Своеобразно, в характерной Малларме ассоциативной манере представлены в его поэзии новозаветные эпизоды («Иродиада»). В целом ряде стихотворений Малларме вырисовывается образ Э. По, творчеством которого поэт был увлечен и который оказал на него значительное влияние.

А. Рембо (1854-1891) «ясновидения» (Из письма 1871 г.: «я говорю, надо стать ясновидцем… Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия… он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»).

Своеобразным манифестом символизма А. Рембо по праву считаются стихотворения «Пьяный корабль» и «Гласные». Поэзии А. Рембо свойственна метафоричность, необычайный внутренний динамизм, особенный импрессионистический антропоморфизм. Эволюцию художественных принципов А. Рембо можно проследить, если последовательно анализировать сонет «Гласные», «Последние стихотворения» (1872) и «Озарения» (1872-1873) А. Рембо во многом предвосхитил поэзию ХХ века (его самого называют «преждевременным ребенком ХХ столетия»).

П. Верлен (1844-1896). В творчестве этого удивительного поэта с наибольшей силой выразилось острое ощущение трагизма жизни, чувство одиночества, безысходности, столь свойственные рубежу веков. Студентам рекомендуется по возможности ознакомиться с биографией П. Верлена, чтобы увидеть, насколько глубоки в его поэзии «личные мотивы». Собственно поэтическая деятельность П. Верлена начинается в 1866 сборником «Сатурновы стихи», который по праву считался предтечей импрессионической лирики поэта («Осенняя песня»). Субъективный психологизированный пейзаж, глубокое интуитивное «вчувствование» в действительность, пластичность и гармония – вот характерные особенности верленовского стиха. П. Верлен из всех поэтов-символистов наиболее глубоко воспринял импрессионизм. Эстетические принципы Верлена-импрессиониста облечены в поэтическую форму стихотворения «Поэтическое искусство» (1874).

Студентам необходимо тщательно проанализировать стихотворения для того, чтобы тоньше воспринять особенности верленовской импрессионистической стилистики. Сборник «Песни без слов» (1874) – практическая реализация импрессионистических установок Верлена. Здесь можно говорить о своеобразном «импрессионистическом» пейзаже души поэта.

В течение длительного времени Роллан читает лекции по истории искусств в Сорбонне, в 1896 году защищает две диссертации «История происхождения оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Заметным явлением в теории музыки станут статьи Р. Роллана «Музыканты наших дней» (1908), «Музыканты прошлого» (1908), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1927-1945).

Значительное место в творческой биографии Р. Роллана занимает цикл «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911). Несомненная органическая связь существует между ними и романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).

Анализируя роман, студентам необходимо уделить особенное внимание специфике роллановского психологизма. Роллан заостряет внимание читателя на непрерывном развитии и углублении внутреннего мира своего героя. Сюжетная линия в романе движется не от события к событию, а от одного периода внутренней жизни к другому (Е. Евнина).

литература.

А. Франс (Жак-Анатоль Тибо, 1844-1924) сочетал в своем творчестве приверженность гуманистическим традициям французской культуры и стремление к созданию новых жанровых форм, обогащение современной ему литературы новыми идеями, что, несомненно, соответствовало духу рубежа веков. Творческий путь Франса по своему внутреннему содержанию распадается на три периода: I –1862-1881гг. Этот этап проходит во многом под влиянием поэтов-парнасцев (Т. Готье, Ш. Бодлера, Л. де Лилля). Знакомство с лирикой этих поэтов позволит студентам уловить их традиции в ранней лирике А. Франса («Золотые плоды», 1873; «Коринфская свадьба», 1876). В первый период намечаются и основные черты прозы А. Франса (тяготение к исторической тематике, интеллектуальная насыщенность повествования, новый тип героя-ученого-гуманиста, сочетание иронии и пафоса в изображении действительности). С этими особеностями студент столкнется в программных произведениях курса «Боги жаждут» и «Остров пингвинов». Один из романов предлагается студентам на выбор.

II – 1881 – конец 90-х годов XIX в.

«Преступление Сильвестра Боннара, члена Института». Для знакомства с творческой манерой Франса данного периода студентам предлагается ознакомиться со сборниками новелл «Вальтасар» (1889), «Перламутровый футляр» (1892), «Колодец святой Клары» (1895).

– конец 90-х – 1918 г.

Этот период открывает эпопея «Современная история». К этому периоду относятся и романы «Остров пингвинов» (1908) и «Боги жаждут» (1912)«Остров пингвинов» автор поставил перед собой задачу изобразить «деяния человечества» с учетом «многих черт из истории собственной страны». В форме аллегории автор изображает в романе некоторые факты французской истории и ее деятелей (столетняя война пингвинов с дельфинами – Столетняя война Франции и Англии; заговор Шатийона – попытка государственного переворота Буланже; дело о похищении 80 тысяч копен сена – дело Дрейфуса; Драко – Карл Великий, Тринко – Наполеон, Феникс – Жорес). Особенности историзма, определившие замысел автора и его воплощение станут студентам понятнее после знакомства с соответствующими периодами французской истории. Для этого предлагается несколько тем докладов с последующим выступлением перед аудиторией. Студентам также необходимо обратить внимание на кольцевую композицию романа и попытаться соотнести этот факт с замыслом писателя. При анализе романа важно учесть роль гротеска в художественной структуре романа и проследить при этом приверженность Франса традиции и его новаторство.