Приглашаем посетить сайт

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Бельгийская литература

Бельгийская литература

В программе курса бельгийская литература представлена творчеством Э. Верхарна (1855-1916) и М. Метерлинка (1862-1949, лауреат Нобелевской премии 1911 г.). С биографией и творчеством Э. Верхарна студентам предлагается ознакомиться обзорно, представив их в форме рефератов или докладов.

М. Метерлинк вошел в историю мировой литературы прежде всего как реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Эстетические взгляды Метерлинка изложены в работах «Сокровище смиренных» и «Мудрость и судьба», с которыми студентам предлагается ознакомиться обзорно. Своеобразное понимание задач творчества, эстетические взгляды определили и специфику метерлинковской театральности. М. Метерлинк создает своеобразный «театр молчания», «театр смерти», что стало иллюстрацией его философии. Философии Метерлинка свойственен мистицизм, который происходит от идеи отречения от Бога и признания феномена Неизвестного, безликой и фатальной субстанции, враждебной человеку. Неизвестное становится главным героем целого ряда одноактных пьес М. Метерлинка, составивших первый символистский период творчества драматурга (1889-1896). Это драмы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Там внутри» (1894), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Пьесы «Непрошеная», «Слепые», «Там внутри» «драмы ожидания») включены в программу курса. Анализируя пьесы, студенты должны разобраться в сложной символике театра Метерлинка, в системе предзнаменований, свойственных творческой манере Метерлинка. Второй период творчества (1900-1917) открывается появлением психологической драмы «Монна Ванна» (1902). Неоромантические тенденции в изображении конфликта «героя» и «толпы» сделали эту драму заметным явлением в литературной жизни Европы.

В программу курса также включена пьеса «Синяя птица» (1905) философиии и искусства. Художественные открытия Метерлинка, безусловное новаторство его драматургии во многом определили специфику театра ХХ века.