Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Жирарден Дельфина де

Жирарден Дельфина де

Жирарден (Girardin, урожд. Гэ — Gay) Дельфина де (24. 01. 1804, Аахен — 29. 06. 1855, Париж) — французская писательница. Дочь поэтессы Софии Гэ. Начала свою литературную карьеру двумя поэтическими сборниками — «Поэтические опыты» (1824) и «Новые поэтические опыты» (1825). В 1827 г. совершила поездку в Италию, где познакомилась со многими итальянскими писателями-романтиками. С 1831 г. — супруга парижского издателя и журналиста Э. де Жирардена, который поручил ей вести в своей газете «Пресс» еженедельную рубрику «Парижская хроника».

Печаталась в «Пресс» под псевдонимом «виконт де Лоне». В очерках, принадлежащих перу Дельфины, проявилась ее тонкая наблюдательность, остроумие, чувство юмора. Она критикует двор Луи-Филиппа за невнимание к литературно-художественной элите, публикует репортажи о событиях парижской жизни, рассказывает о модных новинках, пишет заметки о светских приемах, рецензии на театральные премьеры и выставки живописи. Она воспроизводит тон и темы салонных бесед, в частности, тех, которые велись в ее собст-венном салоне.

Тематический и жанровый диапазон Дельфины де Жирарден до-вольно широк. В очерке «Париж и его сточные канавы» она дает зарисовку неприглядных сторон жизни большого города, описывая его многолюдную толпу, грязные улицы, темные, узкие и сырые коридоры. Центральной метафорой очерка становится образ Парижа-пещеры.

В некрологе «Кончина Карла X» писательница предлагает свою интерепретацию драматической судьбы короля, умершего на чужбине. По мнению Дельфины, причиной драмы стало то, что Карл X до конца сохранил благородную верность монархической идее, не захотел и не сумел понять и принять новую эпоху. Подтверждением и иллюстрацией этого тезиса об изменении нравов, об утрате былого достоинства и благородства становится одна, вроде бы, частная деталь, которую подметил острый взгляд писательницы: двор не носит траура по усопшему королю-изгнаннику.

Короткое эссе «Счастье быть свободным» и небольшая заметка «Избрание Виктора Гюго во Французскую Академию» демонстрируют другую грань таланта Дельфины де Жирарден — разнообразие регистров, ее способность сочетать истинно французское остроумие с патетикой. Эссе «Счастье быть свободным» звучит как гимн свободе мысли. Речь Гюго при вступлении в Академию и его манера держать себя во время церемонии избрания вызывают искреннее восхищение писательницы и подаются ею как образец великодушия, благородства и скромности. «Парижской хроники» имела огромный успех и вызвала множество подражаний в других парижских газетах. Очерки, напечатанные в «Пресс», вскоре вышли отдельным изданием («Парижские письма», 1843).

Перу Д. де Жирарден принадлежит несколько романов (в том числе «Тросточка господина Бальзака», 1836), пьесы («Школа журналистов», 1839; «Юдифь», 1843; «Клеопатра», 1847; и др.).

политики, дипломаты, ученые.

Соч.: Girardin D. de. Lettres parisiennes. P.: Louis Michaud, s. a.

Лит.: Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004.

В. П. Трыков